Делъфийско-фермопильская амфиктиония

Амфиктионии

Преимущественно к древнейшему периоду, как по происхождению своему, так и по всему характеру, принадлежат амфиктионии (от «окрестные жители»). Так назывались религиозные союзы соседних народов для общего почитания какого-нибудь божества, без всякого отношения к их племенному родству (так что в амфиктионии могли участвовать и одноплеменные народы, как, например, в делосской, и разные племена, как в дельфийско-фермопильской). Первоначальной целью амфиктионий были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества при его храме, затем защита этого храма и его сокровищ, скоплявшихся от частных и общественных приношений, и наказание святотатцев. В праздничных собраниях могли происходить при случае и совещания о политических делах, имевших общий интерес для жителей данной местности, так что амфиктионии постепенно приобрели влияние и на политические отношения. Во время праздников объявлялись священные перемирия, которые способствовали смягчению ужасов постоянных войн и неурядиц между греками. В Греции было несколько амфиктионий, но наиболее важное значение между ними имели дельфийско-фермопильская и делосская.

 

Происхождение ее относится еще к доисторическим временам: по преданию Амфиктион, сын Девкалиона, поселившись в Фермопилах, основал там в 1522 г. до н.э. союз из окрестных народов, который впоследствии аргосский царь Акрисий соединил с другим подобным союзом, основанным им в Дельфах. Действительно, не может быть сомнения, что первоначальным центром союза был храм Деметры Амфиктиониды при Фермопилах, в деревнем Анфеле. Название pulaia, первоначально принадлежавшее фермопильскому собранию, после соединения стало обозначать и собрание дельфийское, которое в историческое время было гораздо важнее фермопильского.

Показания авторов о составе союза неполны и несогласны между собой. По словам Эсхина (О преступн. посольстве. 116), в союзе участвовали 12 племен, из которых каждое имело по два голоса, несмотря на различие их силы и могущества; он называет поименно 11 племен, именно: фессалийцев, беотийцев, дорийцев, ионийцев, перребов, магнетов, локрийцев, этейцев, фтиотов, малийцев и фокейцев. В списке Павсания (Описание Эллады. X, 8, 2) названы те же племена, кроме беотийцев, этейцев и перребов и, кроме того, долопы и энианы, — всего 10 племен. В словаре Гарпократиона, как и у Эсхина, перечислены по именам 11 племен, в числе которых из упомянутых Эсхином отсутствуют фессалийцы, локрийцы и этейцы, но зато названы долопы, энианы и дельфийцы. Затруднения, происходящие от разности показаний, отчасти разрешаются надписями, хотя сравнительно поздними (эпохи Александра). В одной из надписей приводится следующий состав членов амфиктионии с двумя голосами у каждого: фессалийцы, царь Александр, дельфийцы, дорийцы (оба представителя из Пелопоннеса), ионийцы (афиняне и эвбейцы), перребы и долопы (вместе 2 голоса), беотийцы, локрийцы, ахейцы, магнеты, энианы, малийцы. Другая надпись — документ, относящийся ко времени восстановления амфиктионии в прежнем виде после победы римского консула Глабриона над Антиохом Сирийским и этолийцами при Фермопилах (190 г. до н.э.). В этом документе названы 17 племен, из коих 7 имели по два голоса, именно фессалийцы, магнеты, фтиоты, энианы, беотийцы, фокейцы и дельфийцы, а 10 по одному, именно: дорийцы из метрополии (т.е. из средней Греции) и дорийцы из Пелопоннеса, локрийцы восточные и локрийцы западные, афиняне, эвбейцы, перребы, малийцы, долопы и этейцы. Остается не вполне решенным вопрос, почему одни племена имели по одному, другие по два голоса. Очевидно, что с переселением большей части дорийцев в Пелопоннес и с разделением локрийцев на восточных и западных и голоса их разделились; точно также из двух голосов ионийского племени один был предоставлен афинянам, а другой — остальным ионийцам (вместо эвбейцов в других надписях встречаются, например, хиосцы); а тот факт, что маленькие племена перребов, долопов, малийцев и этейцев имели только по одному голосу, может быть следует объяснить тем, что жившие рядом малийцы и этейцы первоначально также составляли один народ, а от долопов и перребов, как от весьма незначительных племен, было отнято по одному голосу для того, чтобы дать два голоса дельфийцам, которые первоначально не были самостоятельными членами амфиктионии. Если принять эти предположения, то первоначальный состав амфиктионии представится в следующем виде: фессалийцы, перребы, магнеты, фтиоты, долопы, малийцы, энианы, локрийцы, фокейцы, беотийцы, дорийцы, ионийцы. Одинаковое число голосов и равные права каждого из этих племен, которые в историческое время представляются столь неравными по силе и владениям, свидетельствуют о том, что основание союза относится еще к эпохе до дорийского переселения, когда перечисленные племена были еще действительно «соседями» и когда племенной быт у греков имел решительный перевес над государственным.

Главной целью союза было совместное почитание дельфийского бога и попечение об его святилище, члены союза заботились о благоустройстве храма, о хранении его сокровищ, безопасности богомольцев, являвшихся в Дельфы, неприкосновенности священных земель и пр. Эта цель видна из сохранившейся древней клятвы амфиктионов (Эсх. О преступн. посольстве, 115): «не разрушать ни одного города, принадлежащего к союзу, не отводить у него воды ни в военное, ни в мирное время; если кто нарушит это, против того идти войной и уничтожить его города; также если кто похитит принадлежащее божеству, или замыслит что-либо против святилища, или будет знать об этом, тому мстить и рукой, и ногой, и голосом, и всеми средствами».

Однако амфиктиония имеет и политическое значение в греческой истории, хотя редкие случаи вмешательства ее в политику или в общегреческие интересы носят также религиозный характер. Так, Геродот упоминает (VII, 213), что амфиктионы назначили денежную награду за убийство изменника Эфиальта, указавшего персам обходную тропинку при Фермопилах в 480 году. Также и Священные войны, о которых будет сказано ниже, придавали союзу политическое значение, хотя велись исключительно в целях наказания за нападение на храм, захват его сокровищ или поземельных владений; имеет это значение и клятва амфиктионов, — она смягчает суровость военных обычаев древних греков и придает их постоянным войнам более гуманный характер. Сам вопрос об охранении дельфийского храма, этого древнейшего и важнейшего общеэллинского святилища, и об управлении его доходами был важным политическим вопросом.

Амфиктионские собрания происходили по два раза, осенью и весной, причем каждый раз амфиктионы собирались сначала в Фермопилах, вероятно, для совершения жертвоприношений Деметре и Амфиктиону, и оттуда отправлялись в Дельфы.

Право принимать участие в собраниях имели все граждане участвовавшие в амфиктионии городов; ближайшее же заведывание союзными делами принадлежало представителям, которые назывались иеромнэмоны (сохранился текст клятвы иеромнэмонов, где перечисляются их обязанности: они должны были взыскивать штрафы, приводить к присяге новых иеромнемонов и глашатаев, наблюдать за тем, чтобы священная земля не обрабатывалась, чтобы на ней не ставились ни мельницы, ни ступы (для выжимания масла и винограда), заботиться об устройстве дельфийского праздника, смотреть за порядком на гипподроме и стадии, за источниками и исправностью дорог. За всякое нарушение установленного порядка с виновного взыскивался штраф, который, в случае неуплаты виновным, должен был вносить за него город под опасением исключения из союза) и назначались каждым государством по числу его голосов в союзе, так что всего их было 24. Например, Афины, имевшие один голос, ежегодно избирали по жребию одного иеромнемона; вероятно, таким же способом и на такой же срок избирались они и в других государствах. Они обязаны были заниматься делами, относящимися к культу и управлению союзом, особенно заботиться об охране храма, его сокровищ и поземельных владений, устраивать Пифийский праздник, наблюдать за исполнением амфиктионских уставов, в особенности священного перемирия, наконец, созывать большие собрания, обсуждавшие важнейшие вопросы союза.

Кроме иеромнемонов представителями союзных государств в амфиктионских собраниях являются pulagorai (впоследствии, с конца IV в., они же, по-видимому, назывались agoratroi. По предмету деятельности они, по всей вероятности, различались так, что пилагоры были политическими представителями союзных государств, а иеромнемоны — религиозными представителями племен. Пилагоры, как кажется, могли посылаться каждым государством в каком угодно количестве (в Афинах к каждому собранию выбирались по 3 пилагора. Дем. О венке, 149; Эсх. Пр. Ктес. 115), но все вместе они имели 24 голоса.

Решения союза обыкновенно составлялись таким путем: сначала иеромнемоны по обсуждении дела постановляли решение, которое потом рассматривалось в общем совете их и пилагоров (sunedrion) и, наконец, окончательно утверждалось общим собранием; обыкновенно последнее подавало голоса согласно с предварительным решением иеромнемонов. В случае нарушения своих обязанностей в отношении союза виновные города или лица подвергались формальному суду амфиктионов.

В политической истории дельфийская амфиктиония впервые является по поводу священной Крисейской войны, происшедшей в начале VI в. до н.э. Жители города Крисы, лежавшего близ Дельф на реке Плисте, с неуважением относились к святилищу и обижали богомольцев, отовсюду стекавшихся в Дельфы (впрочем, известия авторов о причинах войны разноречивы); амфиктионы по инициативе афинян, обратились к оракулу, который и приказал им идти войной на крисийцев, город разрушить, жителей обратить в рабство и земли их посвятить богам с запрещением обрабатывать их. Члены союза посредством осады взяли Крису и всю землю от Дельф до моря обратили в собственность дельфийского храма; жители Крисы, однако, с оружием в руках удалились на гору Кирфис, где еще 6 лет продолжали борьбу с амфиктионами. После взятия Крисы был отпразднован Пифийский праздник (590 г.), причем к прежним музыкальным состязаниям прибавлены были гимнические и конные, на которых победители получили ценные призы; 8 лет спустя, после окончательного покорения крисийцев, было снова устроено празднество с состязаниями, на которых наградой служили уже лавровые венки, как и в последующие времена. Амфиктионы приняли на себя распоряжение этими играми, для которых установили на будущее время 4-летний срок (в 3-м году каждой Олимпиады).

В дальнейшей истории амфиктионии мы видим преобладание в ней влияния тех народов, которые имели наибольшее политическое могущество (афинян, лакедемонян). Жители города Дельфы, бывшего прежде фокейским, после Крисейской войны (но когда именно, неизвестно) сделались уже самостоятельными членами амфиктионии и получили два голоса. В V в. во время борьбы афинян с лакедемонянами, Дельфы то переходили в руки фокейцев при перевесе афинян в борьбе, то были объявляемы самостоятельными, если перевес был на стороне лакедемонян, пока, наконец, по Никиеву миру (421 г.) была окончательно признана независимость Дельф от Фокейского союза. С IV в. до н.э. амфиктиония чаще начинает вмешиваться в политику и изменяет свой прежний чисто религиозный характер. Так, после занятия спартанцами фиванской крепости Кадмеи (383 г.) амфиктионы, несмотря на то, что спартанцы не нарушили этим поступком своей амфиктионской клятвы, наложили на них денежный штраф (под влиянием фиванцев, после победы над спартанцами игравших большую роль в союзе и желавших воспользоваться его значением для своих политических выгод) и затем, когда спартанцы не уплатили ни первоначальной, ни увеличенной потом суммы, исключили их из числа членов союза. Неуплата подобного же штрафа фокейцами (за что он был наложен, с достоверностью неизвестно) повела к Священной войне, имевшей весьма вредные последствия для Эллады. Филипп Македонский, вмешавшийся в эту войну и содействовавший усмирению фокейцев, получил два отнятые у них голоса в амфиктионии и таким образом сделался участником древнейшего и священнейшего Эллинского союза, что открыло ему путь к подчинению Греции. Афиняне сильно вознегодовали на принятие Филиппа в союз и на председательство его на Пифийских играх, но тем не менее согласились на это по совету Демосфена, который находил, что не время было тогда воевать одним против всех (речь «О мире», 25). Так снизилось обаяние амфиктионии. Происшедшая вскоре потом (339 г.) новая Священная война, предпринятая с целью наказать жителей г. Амфиссы за обработку посвященных Аполлону крисейских полей, открыла Филиппу прямую дорогу в Грецию. Два голоса Филиппа остались и за сыном его Александром.

С начала III века в амфиктионии получил преобладание Этолийский союз, усилившийся во время смут эпохи диадохов (преемников Александра). Этолийцы распоряжались в союзе самовластно. В надписях эпохи этолийского преобладания в амфиктионии число этолийских иеромнемонов всегда было более двух. Остальные племена представлены далеко неполно; по большей части наряду с этолийцами их имели ближайшие члены этолийской симполитии, как то: дельфийцы, беотийцы, фокейцы. Общее число голосов редко достигает 24-х. Из государств, не входивших в симполитию, посылали представителей чаще всего афиняне, а также и другие государства, почему-либо в данный момент дружественные этолийцам. Любопытен факт частого присутствия представителя богатого о. Хиоса. Однажды является иеромнемон от Магнесии у Меандра. Очевидно, жители этого малоазийского города производили себя от магнетов фессалийских. После того, как в 279/8 г. было отражено нашествие галатов на Элладу, в воспоминание этого события было установлено этолийцами в Дельфах празднество (сотерия) в честь Зевса Спасителя и Аполлона Пифийского, совершавшееся раз в 4 года с музыкальными, гимническими и конными состязаниями; заведование празднеством возложено было на иеромнемонов. Тогда же фокейцы получили обратно два отнятые у них голоса в амфиктионии. В 191 г римский консул Маний Ацилий Глабрион победой при Фермопилах положил конец власти этолийцев в амфиктионии, и в следующем году независимость Дельф и прежние порядки в союзе были восстановлены, причем амфиктионы внесли в храм сумму в 3 таланта и 35 мин взамен разграбленной храмовой казны. Затем амфиктиония не имела важного политического и религиозного значения. После обращения Эллады в римскую провинцию она получила новую, значительно измененную организацию, а при Августе к числу ее членов присоединился г. Никополь, построенный в честь победы при Акции.