Что есть справедливая война?
Справедливой, вне всякого сомнения, греки рассматривали всякую войну в защиту отечества. В «Троянках» Еврипид формулирует важную для каждого грека мысль:
Разумный должен избегать войны, Но коль пришлось – за родину умри: Постыдной и прекрасной смерть бывает.
(Ibid. 400–402).
Идея о том, что война сама по себе есть нарушение правопорядка, была известна грекам. Но такое понимание войны никогда не господствовало в теории и практике межгосударственных отношений. Многие были убеждены в том, что у войны были свои правила, принципы ведения войны, которые со временем на основе традиций и договоров все более развивались в общепризнанное военное «право». Беспорядочное ведение войны греки стремились преодолеть благодаря принципу справедливой войны, который в первую очередь предполагает справедливую причину. Правители и греческие полисы стремились к тому, чтобы война, которую они намеревались начать, считалась «справедливой». Справедливыми должны быть не только причины, но и ведениевойны и ее последствия.
Правила ведения войны. О правилах ведения военных действий в глубокой древности у греков сообщает Страбон. Рассказывая о легендарном Этоле, он пишет, что тот с войском возвратился из Этолии, чтобы напасть на эпеев, владевших Элидой; эпеи с оружием вышли им навстречу, и поскольку силы противников были равными, по древнему обычаю эллинов этолиец Пирехм и эпей Дегмен сошлись в единоборстве; первый из них оказался сильнее, и в результате этолийцы изгнали противников (Strabo. 8.С 357). Страбон сообщает также, что во время Лелантийской войны (VIII в. до н.э.) греки пришли к соглашению о том, «как и при каких условиях вести войну». Он ссылается на древнюю надпись, запрещающую «пользоваться дальнобойным метательным оружием». Страбон отмечает, что жители Евбеи отлично сражались в «правильном» бою (иначе его называют «близкий» и «рукопашный» – Strabo. 10. С 448). На «правильный» или «рукопашный» бой ссылается и Полибий, когда повествует о правилах ведения войны его современниками, то есть уже в эллинистическое время.
В «Истории» Геродота перс Мардоний с насмешкой говорит о том, каким «бессмысленным способом греки по невежеству и глупости своей» ведут войну: «Объявивши друг другу войну, они выбирают прекраснейшую, совершенно ровную местность, там сходятся и ведут бой» (Herod. 7.9β 1). И далее Мардоний говорит, что, по его мнению, каждая из воюющих сторон должна искать для сражения такое место, где ее менее всего могли бы одолеть, и только в таком месте сражаться с противником (ibidem). Это весьма любопытное замечание, потому что во времена Полибия греки, как правило, так и поступали. И то, что было немыслимым для эллинов на заре классической эпохи, то стало для них нормой в период эллинизма.
Полибий считает, что древние были далеки от того, чтобы действовать обманом против друзей с целью усиления своего могущества, «у них даже не было охоты добывать победу над врагом с помощью обмана, ибо они убеждены были, что только та победа над противником и почетна, которая добыта мужеством в открытом бою» (Polyb. 13.3.2 – 3). И далее историк перечисляет те правила ведения войны, которые соблюдались предками: не употреблять друг против друга тайных и дальнобойных снарядов; решать споры только в рукопашном (или «правильном») бою лицом к лицу с противником; уведомлять друг друга о войнах и сражениях; объявлять «время и место, где и когда они намерены строиться к бою и дать решительное сражение» (Polyb. 13.3.4–5). Полибий полагает, что у римлян кое-что сохранилось из этих старых порядков военного дела: они предупреждают о войнах, редко пользуются засадами, сражаются в рукопашном бою (Polyb. 13.3.7), но у его современников-греков действовать открыто в бою – значит показать себя бездарным полководцем, среди эллинских вождей господствует чрезмерная склонность к коварству как в государственной деятельности, так и в военной (Polyb. 13. 3.6,8).
В ходе времени произошли значительные изменения как в самой армии, в ее техническом оснащении, комплектовании, так и в тактике и стратегии ведения военных действий, в искусстве фортификации. Но общепризнанные нормы сохранялись. Полибий считает, что «соблюдение общечеловеческих законов считается обязательным даже в отношении к врагам» (Polyb. 2.58.6).
В качестве примеров общих правил войны Диодор указывает требования не прерывать перемирия, не убивать глашатая, а врага, который сдается, щадить (Diod. 30.18.2).
У современников Полибия негодование вызывали те люди, которые «собственноручно мучали и убивали» тех, кто раньше взял их силой в плен, но отпустил невредимыми. Именно так поступившие в 224 г. до н. э. мантинеяне вызывают у историка величайшее возмущение как нарушители «общечеловеческого права» (Polyb. 2.58.4-8).
«По законам войны» побежденные могли быть проданы «с женами и детьми» в рабство (Polyb. 2.58.9–10). Законы и правила войны предписывали «отнимать у неприятеля крепости, гавани, людей, корабли, плоды, вообще все то, потеря чего обессиливает противника, выгодна для борющегося и обеспечивает ему достижение цели» (Polyb. 5.11.3). Однако сокрушение храмов, изображений и статуй богов, всех подобных сооружений вызывало у греков всеобщее осуждение. «Для людей доблестных задача войны состоит не в гибели и уничтожении провинившихся, но в исправлении их и возмещении ошибок, не в том, чтобы истреблять вместе с виновными ни в чем неповинных, но скорее в том, чтобы спасать и сохранять от гибели вместе с невинными и тех, которые почитаются виновниками неправды» (Polyb. 5.11.5). Так считает Полибий, и это мнение историка как современника событий для нас особенно ценно.
Объявление войны. В соответствии с принципом справедливости война должна была быть объявлена. У Цицерона мы находим идею, которая, несомненно, восходит к Панецию: «Справедливой может быть только такая война, которую ведут после предъявления требований или же предварительно возвестили и объявили» (Cic. De off. 1.11.36). Греки, действительно, имели обыкновение объявлять войну.
Греческая история классического периода и даже эпохи архаики дает много примеров, как этот принцип соблюдался, а также отдельные случаи нарушения такого обычая. В уста перса Мардония Геродот, например, вкладывает мысль о том, что, объявив друг другу войну, греки выбирают подходящую местность, сходятся там и ведут бой (Herod. 7.9.2). Обычно войну объявлял глашатай – κήρυξ. Так Фукидид, повествуя о войне Коринфа и Керкиры, говорит, что коринфяне, подготовив корабли и дождавшись прибытия своих союзников (т.е. приготовившись к военным действиям), выслали вперед глашатая, чтобы объявить войну керкирянам (Thuc. 1.29.1).
Глашатай мог предъявлять какие-то требования враждебной стороне, и в случае их невыполнения он имел полномочия объявить войну. Так произошло, когда лакедемоняне решили вторично отозвать в Спарту царя Павсания: эфоры отправили к нему глашатая с приказанием, чтобы Павсаний следовал за ним, а в случае неповиновения царя глашатай от имени спартиатов провозглашал ему войну. Таким образом, Павсаний возвратился в Спарту (Thuc. 1.131. 1–2).
Плутарх приводит утверждение Аристотеля о том, что эфоры, принимая власть в Спарте, прежде всего объявляли войну илотам, чтобы придать безжалостности благообразный вид (Plut. Pyrrh. 28.7.).
Однако о нарушении принципа говорит Геродот: эгиняне в ответ на просьбу фивян начали военные действия против афинян без предупреждения через глашатая (Herod. 5.81.2). Лакедемоняне не послали глашатая, чтобы объявить мессенянам войну, и не отказались от дружбы с ними (Paus. 4.5.8). Контекст этих и других подобных им случаев начала войны без ее объявления свидетельствует о том, что это были именно нарушения.
В эллинистический период этот обычай в целом сохраняется. Так, в 220/219 г. до н. э., не дожидаясь союзного собрания, Скопас, исполнявший в то время обязанности союзного стратега этолийцев, объявил войну одновременно мессенянам, эпиротам, ахеянам, акарнанам и македонянам (Polyb. 4.5.9–10). В том же году на собрании в Коринфе после рассмотрения жалоб на Этолийский союз все члены Эллинского союзного совета единодушно решили объявить войну этолийцам (Polyb. 4.25.5). Так началась союзническая война.
Афиняне накануне второй римско-македонской войны, получив письмо от Аттала Пергамского, в котором тот призывал их к войне с Филиппом, а также выслушав родосских послов, которые говорили в том же духе, постановили объявить войну Филиппу (Polyb. 16.26.8).
Перед началом Антиоховой войны в беотийском городе Делий произошел любопытный эпизод. Как сообщает Тит Ливий, римские воины чувствовали себя здесь в полной безопасности потому, что находились в святилище и священной роще, а также потому, что война все еще не была объявлена. И воины потеряли бдительность: одна их часть осматривала храм Аполлона и рощу, другая – бродила без оружия на морском побережье, но большая их часть занималась поиском дров и фуража. Как видно, именно знание греческих обычаев притупило бдительность римлян, и они за это поплатились: полководец сирийскогоцаря Антиоха Менипп напал на них, перебил и около 50 воинов взял в плен. И хотя для Тита Фламинина и других римлян это был в высшей степени неприятный инцидент, он в значительной мере увеличивал их право объявить войну Антиоху (Liv. 35.51).
Нарушителем обычая был когда-то и царь Пирр. Уже после провала его италийской авантюры он вторгся в Лаконию под предлогом освобождения греческих городов, покоренных Антигоном. Спартанские послы обвинили его в том, что он начал военные действия, не объявив войны. На это Пирр не без демагогии ответил: «Никогда мы не слыхали, чтобы вы, спартанцы, открывали кому-нибудь свои намерения» (Plut. Pyrrh. 26.23).
Полибий обвиняет этолян в том, что «они непрерывно грабили Элладу, без объявления войны на многих нападали (Polyb. 4.16.4; cf: 4.6.II). Отсюда ясно, что в эллинистический период начало войны было тесным образом связано с официальным объявлением войны, хотя это правило порой и не соблюдалось.
По-видимому, началу какой-либо важной войны у греков предшествовали попытки мирного решения конфликта путем возмещения убытков или с помощью какого-то иного урегулирования. Часто это делалось в форме так называемого «ультиматума с условным объявлением войны».