Перетяжеление несущего винта

8.5.5.1 Физическая сущность перетяжеления НВ.

Для того чтобы НВ вращался с постоянной частотой, подводимая к нему мощность должна равняться потребной мощности. При увеличении установочных углов лопастей, увеличивается подводимая к НВ мощность. В результате, при перемещении рычага «шаг-газ» вверх увеличивается подъёмная сила НВ.

Возможны случаи, когда при перемещении рычага «шаг-газ» вверх к НВ будет подводиться мощность меньшая потребной, частота вращения НВ и подъёмная сила НВ будут уменьшаться – происходит перетяжеление НВ.

Возможны два варианта перетяжеления:

1 Рычаг «шаг-газ» поднимается вверх быстрее, чем возрастает мощность двигателей (возрастание мощности отстаёт из-за недостаточной приёмистости особенно у газотрубных двигателей).

2 Рычаг «шаг-газ» поднимается в нормальном темпе, но выше взлётного режима – мощности взлётного режима двигателей недостаточно, чтобы сохранить частоту вращения НВ при больших установочных углах лопастей.

 

8.5.5.2 Условия, при которых возникает перетяжеление НВ.

Перетяжеление наиболее вероятно при полётной массе вертолёта больше максимально допустимой для данных условий, при взлёте и посадке на высокогорную площадку, при высокой температуре воздуха (уменьшается мощность двигателей).

Чаще всего перетяжеление происходит в следующих случаях:

1 При взлёте рычаг «шаг-газ» поднимается с быстрым темпом. За счёт использования кинетической энергии НВ вертолёт может оторваться от земли и набрать некоторую высоту, но зависания не произойдёт и вертолёт резко снизится с грубым приземлением.

2 При взлёте по вертолётному с разгоном скорости в зоне влияния «воздуш-ной подушки». При отсутствие запаса мощности на висении, пилот откло-няет РЦШ «от себя» для разгона скорости, вертолёт снижается, режим дви-гателей взлётный и чтобы избежать удара о землю, пилот тянет рычаг «шаг-газ» вверх выше взлётного режима, НВ перетяжеляется, уменьшается час-тота вращения НВ и вертолёт грубо ударяется о землю, часто с опрокидыва-нием.

3 При взлете по вертолётному с разгоном скорости в зоне влияния «воздуш-ной подушки» в сторону препятствий. После перевода вертолёта в набор высоты на взлётном режиме двигателей пилот видит, что траектория набора пройдёт ниже высоты препятствия и чтобы избежать столкновения с препят-ствием он тянет рычаг «шаг-газ» вверх, на какое то время увеличивается вертикальная скорость, но затем частота вращения НВ уменьшается и верто-лёт грубо приземляется или падает на препятствие.

4 На предпосадочной прямой. Пилот поздно начал гасить скорость, посадка получится с перелётом и чтобы исправить ошибку он уменьшает поступа-тельную скорость (РЦШ «к себе») и увеличивает вертикальную (рычаг «шаг-газ» вниз). Перед приземлением пилот, чтобы погасить большую вер-тикальную скорость, поднимает рычаг «шаг-газ» до положения взлётного режима, но вертолёт продолжает снижаться с большой вертикальной ско-ростью (большая инерция, недостаточная приёмистость двигателей) и что-бы избежать удара о землю пилот тянет рычаг «шаг-газ» вверх перетяжеляя НВ, грубая посадка, возможна поломка вертолёта.

5 При заходе на посадку на площадку ограниченных размеров. Пилот не учёл, что на площадке высокая температура и нет ветра. Вертолёт при зависании, после перехода с косой обдувки на осевую, резко снижается. Пилот поднимает рычаг «шаг-газ» до взлётного режима, вертолёт продолжает снижаться и чтобы избежать удара о землю пилот тянет рычаг «шаг-газ» вверх, перетяжеляет НВ, грубая посадка, возможна поломка вертолёта.

6 При выполнении подлёта на малой высоте с большой скоростью (НВ рабо-тает в косом потоке). Перед местом приземления пилот гасит поступатель-ную скорость (РЦШ «к себе»), увеличивается угол атаки НВ, вертолёт наби-рает высоту и увеличивает частоту вращения НВ. Пилот, выдерживая задан-ную высоту, опускает рычаг «шаг-газ» вниз (на газотурбинных дигателях автоматика, стремясь сохранить постоянную частоту вращения НВ, умень-шает мощность двигателей). В это время вертолёт переходит с косой обдув-ки на осевую и начинает резко снижаться. Пилот чтобы избежать столкно-вения с землёй поднимает рычаг «шаг газ» быстрее, чем увеличивается мощ-ность двигателей, а вертолёт продолжает снижаться, и чтобы избежать удара о землю, пилот ещё больше поднимает рычаг «шаг-газ», перетяжеляет НВ, грубая посадка, возможно опрокидывание вертолёта.

8.5.5.3 Признаки перетяжеления НВ.

При перетяжелении НВ уменьшается частота вращения НВ до значения ниже минимально - допустимого и происходит самопроизвольное снижение вертолёта.

Перетяжеление может сопровождаться:

1 Ухудшением управляемости и уменьшением запасов управления. Из-за уменьшения частоты вращения НВ и рулевого винта правая педаль может оказаться на упоре, так как при перетяжелении увеличивается реактивный момент НВ, а тяга РВ уменьшается.

2 На вертолёте с газотурбинными двигателями. Увеличением температуры газов перед турбинами двигателей и уменьшением их мощности - падает частота вращения НВ ниже минимальной, возможен срыв потока с лопаток свободной турбины.

3 Возникновением на НВ режима «вихревого кольца». Если перетяжеление произошло на малой скорости, а вертикальная скорость снижения превыша-ет допустимую.

8.5.5.4 Действия пилота при перетяжелении НВ.

При перетяжелении НВ необходимо, для восстановления частоты вращения НВ, незначительно уменьшить общий шаг НВ и в дальнейшем увеличение шага НВ осуществлять с темпом соразмерным темпу увеличения мощности двигателей.

 

8.5.5.5 Меры предотвращения перетяжеления НВ

Чтобы избежать перетяжеления НВ необходимо:

1 Рычаг «шаг-газ» передвигать плавно, соразмерно увеличению мощности двигателей.

2 При достижении взлётного режима работы двигателей прекратить увеличе-ние шага НВ.

3 Перед каждым взлётом рассчитывать максимально допустимую массу вер-толёта для взлёта и посадки в данных условиях.

4 Не переводить вертолёт в разгон скорости, если на висении нет запаса мощ-ности.

5 Избегать взлёта в сторону препятствий.

6 При выполнении полёта на незнакомую площадку первую посадку рассчи-тывать для условий: без использования влияния «воздушной подушки».

7 При заходе на посадку с перелётом исправлять ошибку уходом на второй круг.