Счета бухгалтерского учета и двойная запись приемы группировки и систематизации информации.

Бухгалтерский счет — способ экономической группировки и текущего учета однородного по экономическому содержанию имущества предприятия, его источников, а также хозяйственных процессов и финансовых результатов.

Счет своего рода накопитель информации об объектах бухгалтерского учета.

Двойная запись — это способ отражения хозяйственных операций на бухгалтерских счетах. Сущность его заключается в том, что каждая хозяйственная операция одновременно учитывается в дебете одного и кредите другого счета в одной и той же сумме.

Бухгалтерский баланс и бухгалтерская (финансовая) отчетность приемы полного, комплексного обобщения и соизмерения информацииоб объектах бухгалтерского учета.

Бухгалтерским балансом называется стандартная (типовая) двусторонняя таблица, в которой учитываются в денежной оценке на определенную дату сальдо имущества (хозяйственных средств) по их размещению (функциональной роли), с одной стороны, и сальдо источников имущества (хозяйственных средств) с другой. Он является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца. Таким образом, бухгалтерский баланс дает представление об имущественном положении и финансовом состоянии дел фирмы на определенную дату. Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности организации находит отражение и в другой бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — единая комплексная система показателей имущественного и финансового положения предприятия о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и предназначенная для детализации учетно-экономической информации. Бухгалтерская отчетность является основным источником финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Все названные приемы выступают в строгом единстве и только в совокупности обеспечивают получение системной информации бухгалтерского учета. Все они взаимосвязаны каждая предыдущая пара приемов обеспечивает применение последующей.

Каждый прием в отдельности рассматривается как элемент метода бухгалтерского учета.

Основные правила ведения бухгалтерского учетаизложены в действующем Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и состоят в следующем:

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактор хозяйственной жизни) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной жизни, ведение регистров бухгалтерского учета и отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русском языке.

3. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной жизни.

4. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

5. Основанием для записи в учетных регистрах признаются данные первичных учетных документов, фиксирующих хозяйственные операции. Они должны составляться в момент совершенствования хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты.

6. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке в денежном выражении (в рублях) путем суммирования фактически произведенных расходов. Допускается применение и других видов оценок в соответствии с действующим законодательством.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.

Вопросы по теме 2 Предмет и метод бухгалтерского учета:

1 Перечислите виды имущества по составу и функциональной роли.

2 Перечислите источники хозяйственных средств организации.

3 Объясните взаимосвязь элементов метода бухгалтерского учета.

4 Назовите правила ведения бухгалтерского учета. Каким документом они установлены.