Тема VIII. Поиск путей реформирования советского общества (середина 1950-х - конец 1980-х гг.). 1 страница

5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин, и сразу же началась борьба за власть в высшем советском руководстве. Г. М. Маленков занял пост Председателя Совета Министров СССР, т. е. возглавил правительство. Л. П. Берия стал его первым заместителем, одновременно возглавив министерство внутренних дел, объединенное с министерством государственной безопасности. В. М. Молотов также стал первым заместителем Маленкова и одновременно министром иностранных дел, сосредоточив в своих руках внешнюю политику. Н. С. Хрущев занял пост секретаря, а с сентября 1953 г. — Первого секретаря ЦК КПСС, т. е. возглавил партийный аппарат. Каждый из них стремился упрочить свое положение в руководстве, но всех объединил страх перед возможностью установления диктатуры Берии. В Кремле возник заговор против Берии, который возглавили Хрущев и Маленков. 26 июня 1953 г. на заседании в Кремле Берия с помощью маршала Жукова и ряда других военных был арестован, поспешно судим (суд был закрытым) и 23 декабря 1953 г. казнен.

Уже в 1953 г. в партийной печати появились статьи, в которых в общих фразах говорилось о «культе личности» как чуждом марксизму-ленинизму явлении (без упоминания имени Сталина). В узком кругу высшего руководства первым обвинил Сталина в культе личности Маленков, но его мнение не предназначалось для широкой огласки. Н. С. Хрущев сумел, опираясь на партийный аппарат, укрепить свои позиции. В 1955 г. ему удалось оттеснить Маленкова, обвиненного в недооценке роли тяжелой промышленности, и заменить его на посту Председателя Совета Министров СССР более послушным Н. А. Булганиным. Таким образом, бразды правления сосредоточились в руках Хрущева. С его деятельностью связана попытка десталинизации, получившая название «оттепель».

В эти годы начали постепенно пересматривать дела политических заключенных. Широкой волной шла их реабилитация (восстановление в правах и доброго имени). В 1955 г. во главе с членом ЦК П. Н. Поспеловым была создана комиссия для расследования деятельности Сталина. Эта комиссия собрала обширный материал и представила его высшему руководству. На заседании Президиума ЦК партии (так с 1952 по 1966 гг. называлось Политбюро) было решено, что по материалам комиссии Хрущев выступит с докладом на съезде КПСС. XX съезд партии проходил в феврале 1956 г. Из-за противодействия Молотова, Маленкова, Кагановича и некоторых других вопрос о Сталине не прозвучал в отчетном докладе ЦК, с которым выступал Хрущев. В результате компромисса доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» был сделан на специальном закрытом заседании съезда 25 февраля уже после выборов ЦК КПСС. В советской печати этот доклад был впервые полностью опубликован лишь 33 года спустя, в 1989 г., хотя на Западе его стали публиковать уже в том же 1956 г. В докладе не содержалось глубоких теоретических обобщений, в нем о многом умалчивалось, и, тем не менее, доклад можно назвать историческим. В нем Хрущев сказал о личной причастности Сталина к репрессиям, привел ряд конкретных примеров, которые произвели большое впечатление на делегатов съезда. Однако весь пафос доклада сводился к тому, что в беззакониях обвинялся только Сталин. Ничего не говорилось о его ближайшем окружении, о тех, кто помог Сталину возвыситься, кто создавал культ его личности, в том числе и о роли самого Хрущева.

После XX съезда процесс десталинизации получил дополнительный импульс после публикации 30 июня 1956 г. постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Это был также противоречивый, непоследовательный, компромиссный документ. В нем ничего не говорилось о корнях сталинской диктатуры, все сводилось к личным недостаткам Сталина, на которые указывал еще Ленин. Далеким от действительности был и основной вывод постановления, что культ личности Сталина «не мог изменить и не изменил природы нашего общественного строя». И все-таки это постановление стало первым открытым документом, разоблачающим Сталина. Критика Хрущевым Сталина, принятие им единоличных решений без обсуждения в Президиуме ЦК, причем решений, не всегда продуманных и логичных, вызвали недовольство среди некоторых членов высшего руководства страны.

В 1957 г. они решили сместить Хрущева. 18 июня 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущев остался в меньшинстве. Большинство членов Президиума, возглавляемых Молотовым, Маленковым, Кагановичем, приняли решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС, но Хрущев этому решению не подчинился, так как на этот пост он был избран Пленумом ЦК, а не Президиумом. При поддержке министра обороны маршала Г. К. Жукова и председателя КГБ генерала И. А. Серова ему удалось собрать Пленум ЦК, который поддержал Хрущева и осудил «антипартийную группу Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова». Все они были сняты с занимаемых постов, отправлены на второстепенные должности, а затем на пенсию. В 1958 г. Хрущев еще более упрочил свое положение, заняв пост Председателя Совета Министров СССР, устранив с этой должности Булганина под предлогом поддержки им «антипартийной группы». Еще раньше, осенью 1957 г. в результате надуманного обвинения в бонапартизме был отправлен в отставку маршал Жуков. Отставку получил и генерал Серов.

В 1959 г. советскому народу было объявлено, что социализм в СССР победил полностью и окончательно, и началась эпоха строительства коммунизма. На XXII съезде КПСС в 1961 г. было принято решение вынести из мавзолея саркофаг с телом Сталина и захоронить его у Кремлевской стены. В решении съезда было записано, что к 1980 г. в СССР будет построено коммунистическое общество. Съезд принял программу строительства коммунизма, рассчитанную на 20 лет. Она стала еще одной великой утопией Страны Советов.

Наиболее важными итогами внутриполитической деятельности Хрущева можно назвать следующие:

1) были пересмотрены дела сотен тысяч заключенных ГУЛАГа; большинство политзаключенных были освобождены из тюрем и лагерей и реабилитированы, но реабилитация, в том числе посмертная, оказалась неполной;

2) были закрыты многие лагеря, где содержались политзаключенные, но некоторые все же остались (в Мордовии и Пермской области);

3) осуществлена реабилитация репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов (балкарцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, чеченцев). Их возвратили на прежние места обитания, восстановили автономию. Не были реабилитированы и возвращены немцы Поволжья и крымские татары;

4) был нанесен серьезный удар по сталинским методам правления, по тоталитаризму. Однако тоталитарная система трансформировалась в авторитарную, при которой власть концентрировалась в руках одного человека или органа (например, Политбюро);

5) появились надежды на демократизацию и либерализацию советского общества, но ни Хрущев, ни советское руководство в целом не были готовы к глубоким либерально-демократическим преобразованиям. Таким образом, внутриполитическая деятельность Хрущева при всей ее важности и значимости была весьма непоследовательной и противоречивой.

Послесталинский экономический курс был впервые изложен Маленковым в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР. Главным его направлением объявлялась необходимость повернуть экономику к нуждам человека. В сентябре 1953 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный развитию сельского хозяйства. С докладом выступил Хрущев. Он отметил в качестве главных проблем тяжелое положение в аграрном секторе экономики, нерешенность зерновой проблемы, низкую отдачу от животноводства, убыточность многих колхозов, слабую материальную заинтересованность колхозников в результатах труда. Было решено увеличить финансирование сельского хозяйства, повысить закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, уменьшить вдвое сельхозналог с приусадебных крестьянских хозяйств, списать долги с колхозов за прежние годы, расширить самостоятельность колхозов и совхозов. Эти меры позволили в 1954—1958 гг. на треть увеличить валовую продукцию сельского хозяйства.

В 1954 г. было принято решение об освоении целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, Южном Урале и других районах страны. Подобным путем Хрущев стремился в кратчайшие сроки решить зерновую проблему. Против освоения целины выступал Молотов, который предлагал вкладывать средства в развитие сельского хозяйства центральных районов России, но к его мнению не прислушались. Используя патриотический порыв молодежи, освоение целины осуществляли поспешно, нередко непродуманно, без учета экологических последствий. Целина оказалась зоной рискованного земледелия, где редкие урожайные годы сменялись неурожайными. Это был шаг в направлении экстенсивного (развития вширь), а не интенсивного земледелия.

В 1957 г. Хрущев поставил задачу в течение трех-четырех лет догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения. Не будучи научно обоснованной и подкрепленной соответствующими ресурсами, эта задача была обречена на провал. В ряде мест, стремясь выполнить направленные сверху планы сдачи мяса, практически полностью вырезали скот.

В 1958 г. было принято решение ликвидировать МТС (машинно-тракторные станции) и продать сельскохозяйственную технику колхозам. Эта реформа привела к тому, что колхозы, выкупив у МТС технику, оказались в долгах у государства. В результате снизилась оплата труда колхозников, уменьшились объемы сельскохозяйственного производства.

Неудачей завершилась и «кукурузная эпопея» Хрущева. Бездумное и принудительное внедрение кукурузы значительно снизило сбор традиционных зерновых культур.

Серьезной ошибкой стала кампания по ликвидации скота в личных хозяйствах рабочих и служащих. В результате значитель­но уменьшились закупки животноводческой продукции.

Непродуманной оказалась и идея Хрущева о ликвидации так называемых неперспективных деревень, что также нанесло весьма ощутимый удар по производству сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство оказалось в начале 60-х гг. в полосе кризиса. В 1963 г. впервые были произведены закупки зерна за границей.

Реформы затронули также промышленность, строительство, транспорт, т. е. экономику в целом. В 1957 г. был принят закон о переходе с отраслевого на территориальный принцип управления экономикой. Вместо столичных министерств на местах создавались советы народного хозяйства (совнархозы), которые должны были руководить экономикой в своих регионах.

Первоначально создание совнархозов дало положительные результаты, так как усилилась кооперация между предприятиями на местах. Однако реформа не затронула сами административно-командные принципы управления предприятиями. Диктат центра сменился диктатом совнархозов. Стало труднее проводить общегосударственную политику. В конечном итоге реформа управления экономикой потерпела неудачу, и вскоре после отстранения Хрущева от власти вновь вернулись к отраслевому принципу управления народным хозяйством.

В 1953—1964 гг. в СССР наука и техника добилась выдающихся достижений. В 1954 г. дала ток первая в мире атомная электростанция под Москвой в г. Обнинске. В 1957 г. Советский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. впервые в мире совершил полет вокруг Земли на космическом корабле советский космонавт Ю. А. Гагарин. Это были несомненные успехи советской науки и техники. Конечно, большинство из них было напрямую связано с военно-промышленным комплексом, а отрасли, непосредственно удовлетворявшие потребности людей, оставались слабыми.

В 1953—1964 гг. произошли и существенные социальные преобразования. Начался рост зарплаты низкооплачиваемых категорий трудящихся. В 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, который увеличил средний размер пенсий рабочих и служащих примерно в два раза. Колхозники пенсий по-прежнему не получали. С 1957 г. началось массовое индустриальное жилищное строительство в городах. Жители постепенно расселялись из бараков, подвалов, коммунальных квартир.

Были снижены налоги и отменены обязательные государственные займы, но одновременно правительство ввело 20-летний мораторий (запрет) на выплату по всем предыдущим займам. Отменялась плата за обучение в вузах и старших классах средней школы. 25 апреля 1956 г. был отменен антирабочий закон о прикреплении рабочих и служащих к определенному производству и суровых наказаниях за опоздания и прогулы. Колхозникам разрешалось получать паспорта.

В 1961 г. была проведена денежная реформа: 10 старых рублей обменивались на один новый рубль; в такой же пропорции изменялись и розничные цены. Однако в 1962 г. были повышены розничные цены на мясо-молочные продукты от 25 до 30%. Это вызвало волнения в ряде мест. Массовую демонстрацию рабочих в г. Новочеркасске 2 июля 1962 г. подавили войсками. Погибли 24 демонстранта. Правду об этих событиях советские власти скрывали до начала 90-х гг.

В 1963 г. в связи с непродуманной сельскохозяйственной политикой и засухой резко ухудшилось продовольственное снабжение населения. Возникли очереди за хлебом и другими продуктами питания. В ряде мест продажа продуктов стала нормированной, по карточкам. Таким образом, стремление повернуть экономику к нуждам человека во многом оставалось благим пожеланием, не подкрепленным конкретными результатами.

В октябре 1964 г. в результате заговора высшего партийно-государственного руководства (среди заговорщиков были Л. И. Брежнев, Н. В. Подгорный, руководители КГБ, армии и др.) Н. С. Хрущев был снят со всех занимаемых постов и отправлен на пенсию под предлогом преклонного возраста и состояния здоровья.

Политическое отстранение Хрущева было обусловлено рядом факторов:

1) постоянные реорганизации партийно-государственного аппарата делали его положение неустойчивым и стали угрожать его благополучию, в особенности после принятия XXII съездом КПСС нового партийного устава, предусматривавшего обязательную ротацию партийного руководства;

2) значительное сокращение армии в конце 50-х — начале 60-х гг. вызвало недовольство офицерского корпуса и генералитета;

3) ухудшение снабжения населения продовольствием и рост цен на мясо-молочные изделия вызывали возмущение трудящихся;

4) антисталинистские действия Хрущева вызвали недовольство значительной части партийного и государственного руководства;

попытки создания культа личности самого Хрущева привели к прямо противоположным результатам и т. д. Деятельность Хрущева после его смещения стали характеризовать как «волюнтаризм и субъективизм». Завершился период «оттепели», и начался новый период, который историки и политологи называют брежневским, «периодом развитого или зрелого социализма» или периодом застоя, хотя все эти определения достаточно условны.

К власти пришло новое руководство во главе с 57-летним Л. И. Брежневым. Он стал Первым (с 1966 г. — Генеральным) секретарем ЦК КПСС. Председателем Совета Министров был назначен А. Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР с 1965 по 1977 гг. был Н. В. Подгорный.

Брежнев находился у власти 18 лет. Постепенно в его руках сосредоточились все ключевые посты. Прежде всего, он возглавил КПСС — «ведущую и направляющую силу советского общества». При Брежневе состоялись четыре партийных съезда (с XXIII по XXVI), превратившихся в ритуальное политическое действо. Он стал Председателем Совета Обороны, а с 1977 г. — Председателем Президиума Верховного Совета СССР, т. е. стал официальным главой Советского государства. При Брежневе значительно возросла роль партийно-госу­дарственной номенклатуры — реально правящего слоя в СССР. В качестве первых практических шагов новое руководство отменило решение от 1962 г. о разделении партийных комитетов на промышленные и сельскохозяйственные и отменило принцип обязательной регулярной сменяемости (ротации) партийных руководителей всех уровней. Основным стал принцип «стабильности», который означал (в особенности после неудачи хозяйственной реформы) отказ от каких-либо нововведений в политической, экономической, идеологической и кадровой сферах. Прекратился процесс десталинизации, и начался, в известной мере, процесс ресталинизации. Появились статьи, книги, кинофильмы, в которых возвеличивался Сталин. Параллельно был наложен запрет на публикации «лагерной тематики». Сам термин «культ личности» использовался в партийно-государственной пропаганде глухо и невнятно. И все же в результате протестов видных представителей научной и художественной интеллигенции полностью реабилитировать Сталина не удалось.

В 1967 г. ввиду явной несостоятельности хрущевского курса на построение коммунизма в СССР к 1980 г. был сделан вывод о «развитом или зрелом социализме», якобы уже созданном в СССР, и выдвинут столь же надуманный курс на «всестороннее совершенствование развитого социализма».

В национальной политике были сделаны также далекие от действительности выводы о том, что «национальный вопрос в СССР решен полностью, окончательно и бесповоротно», что возникла «новая историческая общность — советский народ» и что между народами СССР «сложились отношения братства и нерушимой дружбы».

Постепенно началось возвеличивание самого Брежнева, что выразилось в огромном количестве наград, которые он получил (за годы нахождения у власти ему присваивали четыре раза звание Героя Советского Союза, присвоили звание Маршала Советского Союза, присудили Ленинскую премию по литературе за воспоминания, которые он сам не писал, и т. д.). Среди руководителей различного уровня возникли свои, местные «культы личностей», расцвели славословие, угодничество, подхалимаж, а вместе с ними бесконтрольность, коррупция (подкуп) должностных лиц, взяточничество, казнокрадство. Все это способствовало дальнейшему отчуждению обще­ства от власти и все большей утрате доверия к ней. Постоянно рос чиновничий аппарат, эффективность же его деятельности неуклонно снижалась из-за огромного потока бумаг, справок, запросов, всевозможных согласований, бесплодных совещаний, собраний и прочего.

Значительно возросла роль партийного аппарата от парткомов и райкомов до ЦК КПСС. Принятая в 1977 г. Конституция СССР в 6-й статье специально закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в жизни Советского государства. Система неуклонно утрачивала способность адекватно реагировать на изменения в мире и в стране. Партийная система дряхлела и вела страну к кризисной ситуации.

Послехрущевское руководство пришло к власти с заявлениями о том, что будет изменена экономическая политика в сторону все более полного удовлетворения потребностей трудящихся. В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который рассмотрел положение дел в сельском хозяйстве и принял меры для выхода из кризиса этого сектора экономики. С колхозов вновь были списаны долги перед государством, значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены бюджетные капиталовложения в развитие сельскохозяйственного производства, установлены твердые планы сдачи аграрной продукции на пятилетие и введены 50-процентные надбавки за сверхплановую продукцию. Государство решило осуществить комплексную механизацию сельскохозяйственного производства, мелиорацию (улучшение) земель, значительно увеличить производство минеральных удобрений. В колхозах вводилась гарантированная оплата труда, пенсионное обеспечение.

В сентябре 1965 г. очередной Пленум ЦК КПСС одобрил проведение хозяйственной реформы (ее связывали прежде всего с деятельностью А. Н. Косыгина) в промышленности, строительстве и на транспорте. Основной замысел реформы состоял в том, чтобы сделать экономику более эффективной за счет изменений в планировании, управлении и организации производства, и за счет усиления материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. Сокращалось количество обязательных показателей, спускаемых предприятиям сверху, упразднялись совнархозы, и вновь был осуществлен переход к отраслевому принципу управления экономикой через министерства и ведомства.

Важнейшим показателем для предприятий становился не объем (вал) выпускаемой продукции, а реализованная продукция, т. е. прибыль. Часть сверхплановой прибыли оставалась у предприятия для премирования работников и решения социальных задач — строительства жилья, детских дошкольных учреждений, поликлиник, баз отдыха, спорткомплексов и т. д.

Хозяйственная реформа первоначально (вторая половина 60-х гг.) положительно сказалась на развитии экономики. Восьмая пятилетка (1966—1970 гг.) была одной из самых успешных за всю советскую историю. Промышленное производство по сравнению с предшествующим пятилетием возросло на 50%, сельское хозяйство — на 21%. В 1967 г. рабочие и служащие были переведены на 5-дневную рабочую неделю с двумя выходными.

В 1974 г. началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали протяженностью более 2,5 тыс. км. Она прошла через необжитые и богатые полезными ископаемыми районы Сибири и Дальнего Востока, выйдя к Тихому океану. Строительство магистрали завершилось в основном в 1984 г.

Однако уже в первой половине 70-х гг. начался непрерывный процесс уменьшения темпов роста экономики, что было обусловлено рядом причин: хозяйственная реформа в конечном итоге оказалась несовместимой с административно-командной, директивной системой управления. Министерства и ведомства стремились распоряжаться промышленными предприятиями по всем вопросам, парализуя их инициативу и самостоятельность. В сельском хозяйстве колхозы и совхозы также оказались жестко зарегламентированными вышестоящим руководством. В таких условиях предприятия, вместо того чтобы работать над снижением себестоимости выпускаемой продукции, пошли по наиболее легкому пути, искусственно повышая оптовые цены, так как рыночные механизмы их регулирования отсутствовали. Директивная (командно-административная) экономика не заинтересовывала производителей во внедрении новейших достижений научно-технического прогресса, так как отсутствовала конкуренция между предприятиями. Экономика по-прежнему носила экстенсивный, а не интенсивный характер, оставалась затратной, а не ресурсосберегающей. Производительность труда значительно уступала соответствующим западным показателям из-за низкого уровня оплаты труда, недостаточной квалификации, слабой технической оснащенности и других факторов. Открытие западносибирской нефти и газа позволило советскому руководству в 70-е гг. получить сотни миллиардов «нефтедолларов» за счет высоких мировых цен на энергоносители. Полученная валюта шла главным образом не на модернизацию сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, а на закупки зерна и другой аграрной продукции за границей и на укрепление военно-промышленного комплекса. Военные расходы СССР, борьба за паритет (равенство) с США в области ракетно-ядерных вооружений тяжелым бременем легли на советскую экономику и ее возможности удовлетворять реальные потребности народа.

В условиях громоздкой, неповоротливой, негибкой директивной системы хозяйствования получило широкое распространение такое явление, как «теневая экономика». Она включала в себя запрещенные виды индивидуальной трудовой деятельности, приписки и махинации в отчетности, сокрытие с последующей полулегальной реализацией неучтенной или разворованной продукции, формирование дельцов подпольного бизнеса и т. п.

После смерти Брежнева в 1982 г. новый Генеральный секретарь Ю. В. Андроповпопытался реанимировать дряхлеющую систему. Он возглавлял КГБ в 1967—1982 гг. и лучше других представлял реальную ситуацию в советском обществе. Андропов принял меры по укреплению расшатанной дисциплины, объявил борьбу со всепроникающей коррупцией, но история отвела ему слишком короткий срок — всего 15 месяцев. Андропов скончался в 1984 г. Его сменил 72-летний К. У. Черненко. Будучи больным человеком, он оставался у власти только 13 месяцев. Он вообще не хотел ничего изменять. При нем произошел возврат к брежневским традициям правления. В марте 1985 г. Черненко умер. Страна ждала перемен.

Внешняя политика. После смерти Сталина начались изменения и во внешней политике Советского Союза. Она становится более реалистичной, направленной на переговоры и соглашения. XX съезд КПСС выдвинул три важных положения: о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем; о возможности предотвращения новой мировой войны; о разнообразии путей перехода различных стран к социализму. В то же время советское руководство во главе с Хрущевым оставалось сторонником непримиримой идеологической борьбы на международной арене, вело постоянную «антиимпериалистическую пропаганду», всемерно помогало коммунистическому и национально-освободительному движениям, исповедовало веру в торжество коммунизма над капитализмом во всемирном масштабе. Эти две противоречивые тенденции — мирное сосуществование и непримиримая идеологическая борьба — определяли советскую внешнюю политику в 1953—1964 гг. В 1953 г. была прекращена начатая с одобрения Сталина корейская война. В 1954 г. при поддержке советского руководства завершилась война народов Индокитая с французскими колонизаторами. Французские войска были вынуждены покинуть Индокитай.В этом же году после пятилетнего перерыва состоялось совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии Франции.

В 1955 г. в ответ на вступление ФРГ в НАТО Советский Союз заявил о создании Варшавского договора — военно-политической организации социалистических стран, куда вместе с СССР вошли Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия и Албания (с 1962 г. Албания прекратила свое участие в блоке). По инициативе советского руководства были нормализованы советско-югославские межгосударственные отношения, а также подписан мирный договор с Австрией, по которому советские и другие оккупационные войска выводились с австрийской территории с условием, что Австрия не будет участвовать в военных блоках и останется нейтральным государством. В 1955 г. впервые после 1945 г. в Женеве была проведена встреча политических лидеров СССР, США, Англии и Франции, посвященная вопросам уменьшения международной напряженности. В результате визита в СССР премьер-министра Индии Д. Неру значительно улучшились советско-индийские отношения, которые с тех пор стали примером реализации на практике принципов мирного сосуществования. СССР поддерживал позицию Индии в Движении неприсоединившихся стран. В 1955 г. во время визита в СССР канцлера (руководителя правительства) ФРГ были установлены дипломатические отношения между двумя странами. Одновременно СССР подписал договор о дружбе и сотрудничестве с ГДР, в котором определялись условия пребывания советских войск в Восточной Германии.

Очень трудной для советской внешней политики сложилась ситуация в 1956 г. и прежде всего из-за событий в Польше и Венгрии, где начались процессы десталинизации, связанные с некоторым ослаблением диктата Москвы: еще в апреле 1956 г. был распущен Коминформ, контролировавший деятельность коммунистических партий. В Польше весьма болезненно происходила смена послесталинского руководства, усилились антисоветские настроения, начались волнения. СССР пришлось прибегнуть к демонстрации силы (советская танковая дивизия двинулась на Варшаву), чтобы добиться нужных Москве результатов. В Венгрии в октябре — ноябре 1956 г. вспыхнуло восстание против просталинского венгерского руководства. Восстание было подавлено советскими войсками.

В 1956 г. Англия, Франция и Израиль предприняли совместную агрессию против Египта в отместку за национализацию им Суэцкого канала и отказ разместить иностранные военные базы. Советское руководство заявило, что готово оказать Египту любую необходимую помощь. США также не поддержали агрессоров, после чего агрессия прекратилась.

Однако самой острой и взрывоопасной в 50—60-е гг. оставалась ситуация в центре Европы, связанная с расколом Германии и разделением Берлина. Там постоянно наращивались вооружения, велась враждебная риторика обеими противостоящими сторонами, активно действовали спецслужбы. В 1961 г. с согласия советского руководства правительство ГДР приказало (13 августа) соорудить стену, отделившую Западный Берлин от Восточного Берлина, которая затем постоянно укреплялась и совершенствовалась. Многочисленные попытки преодолеть стену пресекались огнем на поражение и минными ловушками. Берлинская стена стала символом «холодной войны» до конца 80-х гг. В 1964 г. СССР заключил новый договор о дружбе и взаимной помощи с ГДР, по которому он обязывался защищать территорию ГДР.

Со второй половины 50-х гг. стали ухудшаться отношения между СССР и Китаем. Началась борьба за лидерство в международном коммунистическом движении, велись споры по марксистской теории, по вопросам, поднятым XX съездом КПСС, в частности о культе личности Сталина. Закончились неудачей и попытки Мао Цзэдуна получить от СССР ядерное оружие. Разногласия проявились на двух совещаниях коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в 1957 и 1960 гг. и обострились в дальнейшем.

В октябре 1962 г. возник Карибский кризис, который поставил мир на грань ракетно-ядерной войны. В 1959 г. на Кубе власть захватили вооруженные повстанцы во главе с Ф. Кастро. Вскоре новое кубинское правительство заявило о строительстве социализма, что обусловило сближение Кубы и СССР. По взаимной договоренности советского и кубинского руководства на Кубе началось размещение советских ядерных ракет, нацеленных на США. Америка установила военно-морскую блокаду Кубы. От катастрофы мир был спасен благодаря взаимным уступкам советского и американского руководства. В результате переговоров между Хрущевым и президентом США Д. Кеннеди СССР вывез ракеты с Кубы, а США гарантировали безопасность Кубы и обещали ликвидировать нацеленные на СССР американские ракеты в Турции. Карибский кризис заставил политиков по-новому взглянуть на ядерное оружие и его испытания. 5 августа 1963 г. в Москве между СССР, США и Великобританией был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. Договориться о запрещении подземных ядерных испытаний тогда не удалось из-за проблем контроля на местах. Таким образом, советская внешняя политика в середине 50-х — первой половине 60-х гг., несмотря на многие мирные инициативы, носила также противоречивый характер.