ПЕРЕСТРОЙКА». 1985-1991 18 страница
Из этих фондов тратились деньги на премии и «13-ю зарплату» по июгам года; на улучшение условий труда и быта, в частности, на i фоительство жилья. Так достигалась большая заинтересованность производителей в результатах своего труда. В развитие решений плену-ми и октябре 1965 г. приняты законы об изменении органов управле-
ния, созданы 11 общесоюзных и 17 союзно-республиканских министерств. В том же месяце утверждено «Положение» о промышленном предприятии. В нем излагались новые права и обязанности предприятий, освобождавшие их от мелочной опеки, регламентирования всех деталей и частностей в работе.
В соответствии с задачами реформы были определены основные направления хозяйственной деятельности в очередной, восьмой пяти летке (1966-1970). Директивы по новому пятилетнему плану приняты на XXIIJ съезде партии в конце марта 1966 г. Новых рубежей в «строи тельстве коммунизма» предполагалось достичь, увеличив за пять jkm выпуск промышленной продукции на 47—50%, сельскохозяйственной на 25, реальные доходы населения — в 1,5 раза в сравнении с 1965 :.
Процесс перехода промышленности на новые условия хозяйствования происходил постепенно. В январе 1966-го на систему хозрасчега перешли первые 43 завода и фабрики в 20 городах страны. Это были наиболее опытные коллективы. Они и ранее отличались высокими показателями в работе. Опыт работы по-новому показал, что реформа благотворно влияет на деятельность предприятий. В 1967 г. по новой системе работали уже 7 тыс. предприятий с занятостью свыше 10 млн человек. На их долю приходилось около 40% всей промышленной про дукции. На новую систему перешли уже целые отрасли индустрии, она стала внедряться на транспорте. К концу пятилетки переход про мышленности на систему хозрасчета был в основном завершен. В про цессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предпрп ятий с крупными. Создавались производственные объединения. Вхо дившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственном кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной пер*.-работкой сырья. Крупнейшие объединения (АвтоЗИЛ и др.) размещали заводы-филиалы и подразделения в разных экономических ра онах и союзных республиках.
Работа по-новому позволила успешно выполнить восьмой пят летний план, увеличить выпуск продукции на 50,5% и несколь приостановить падение среднегодовых темпов роста промышленно производства. За пятилетие возведено 1900 новых крупных промы ленных предприятий и объектов, в том числе уникальные объек Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комби ты, Волжский трубный завод, Красноярская ГЭС, тепловые элект станции в Криворожье и Конакове, первая очередь Волжского ав мобильного завода в Тольятти, трикотажные фабрики в Волгоград,, Шахтерске и Лениногорске, обувные фабрики в Волгограде и Череповце. Закончено было формирование единой энергетической системы европейской части страны, создана объединенная энергосистем» Центральной Сибири.
Замедление социально-экономического развития страны, признаки которого стали обнаруживаться уже в конце восьмой пятилетки, но
йогом объясняется свертыванием хозяйственной реформы А. Н. Косыгина. Директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализо-ннп> реформы, предполагавшие расширение демократии и самостоятельности трудовых коллективов. Консерваторы в руководстве страны с1'лмого начала усматривали в экономических реформах угрозу политической стабильности. События пражской весны 1968 г. стали, с подобной точки зрения, реальным подтверждением угрозы. Используя чехословацкие события как повод, охранители догматической идеологии начади, как позднее выразился Н. И. Рыжков, «откровенно и ре (ко скручивать» реформу уже в конце 60-х годов. В 70-е она не получила дальнейшего развития. Этому способствовали и недостатки, присущие самой реформе.
Она предоставляла предприятиям широкое поле для маневров, но мс создавала рачительного хозяина, поскольку господство государственной собственности сохраняло отчуждение работника от средств Производства. Ущербность реформы во многом определялась абсолютизированием прибыли как обобщающего экономического показателя. Ее можно было получать как за счет оптимизации производства, так и путем искусственного повышения цен, выпуска менее качественной Продукции. Такие стремления подчас объединяли и предприятия, и министерства; в хозяйственный механизм внедрялся механизм инфляции. Стимулирование выпуска сверхплановой продукции вызывало прсмление предприятий к занижению планов. Их перевыполнение сулило большие выгоды, чем работа по напряженным планам.
В этой связи обращает на себя внимание эксперимент на Щекин-ском химическом комбинате в Тульской области. Здесь в 1967 г. было ри решено сокращать излишний персонал, а часть зарплаты уволенных передавать оставшимся. За первые годы работы в новых условиях численность работников на комбинате была сокращена с 6 до 5 тыс. чело-ск (при этом увольнялись не только работники второстепенных про--ссий, но и ведущие специалисты), а выпуск продукции увеличен на {)%. За счет прибыли комбината в городе строились жилье, предприя-Ин культурно-бытового назначения. Однако широкомасштабное внедрение опыта было чревато возникновением безработицы, социальной напряженности. В то же время в одном из цехов комбината, рабо-шшпем на голландском оборудовании, и после сокращения оставалось около 800 работающих, а по голландским нормам такое оборудование Услуживало около 280 человек. Это означало, что в советской эконо-шке на одном рабочем месте держали 3—4 человек, соответственно 1чспределяя между ними зарплату. Помимо всего прочего, реформа 11ндавала благоприятную среду для роста теневой экономики.
Новая система хозяйствования в восьмой пятилетке внедрялась и в i ельском хозяйстве, Совхозы переходили на полный хозрасчет, сами из 11н>их средств покрывали все производственные затраты, создавали фонды. К концу пятилетки на новых условиях работало более 40% совхозов.
Экономическая реформа позволила отказаться от системы оплаты труда колхозников по трудодням, существовавшей со времени массовой коллективизации. В колхозах с мая 1966-го вводилась гарантированная ежемесячная оплата труда деньгами по тарифным ставкам соответствующих категорий рабочих совхозов. Для этого создавался особый фонд, в первую очередь формируемый из доходов колхозов (раньше на оплату труда шли средства, остающиеся в колхозах после расчетов с государством). При недостатке собственных средств для формирования фонда государство предоставляло колхозу кредит. В конце 1966 г. ежемесячная гарантированная оплата труда введена в большинстве колхозов.
Новые условия хозяйствования в колхозах, расширение самостоятельности и демократии (выборность не только членов правленин, председателей колхозов, но и бригадиров, руководителей других подразделений) получили отражение в новом Примерном уставе колхозов, принятом в ноябре 1969 г. в Москве на III съезде колхозников СССР. Он заменил Устав 1935 г., закреплял права колхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение. На съезде избран Союзный совет| колхозов, в задачу которого входили обсуждение наиболее важных вопросов колхозной жизни и деятельности; обобщение опыта; выработке рекомендаций по совершенствованию производства. Советы колхозов избирались в республиках, краях, областях, районах.
Для обеспечения намеченных пятилетним планом устойчивых темпов развития сельского хозяйства, в соответствии с решениями майского (1966) пленума ЦК, за счет государственного бюджета проводились работы по мелиорации, повышению плодородия земель. Октябрьский (1968) пленум ЦК принял меры по увеличению поставо» колхозам и совхозам машин, минеральных удобрений. К концу пятилетки на полях страны работало около 2 млн тракторов, 623 тыс. зерноуборочных комбайнов; почти все колхозы и совхозы пользовались электроэнергией от государственных энергетических сетей.
В годы восьмой пятилетки получил дальнейшее развитие пропас! преобразования колхозов в совхозы. В 1970 г. в стране насчитывалось! 15 тыс. совхозов, а число колхозов за пять лет сократилось с 36,9 дс 33,6 тыс. На долю совхозов приходилось 40% всей товарной продукции сельского хозяйства. Широко практиковалось создание межколхозных, колхозно-совхозных производственных объединений, аграр. но-промышленных комплексов с предприятиями по переработку сельскохозяйственной продукции, производству стройматериалов, он кормочных пунктов. Улучшался состав кадров руководителей колхоз но-совхозного производства. К концу пятилетки 95,5% директор»! совхозов и более 80% председателей колхозов имели высшее или среднее специальное образование; численность специалистов сельского| хозяйства выросла на 400 тыс. человек. Как и в предыдущие пятилетки, большое значение придавалось поддержке соревнования за высокую производительность труда.
Результатом труда колхозников и работников совхозов было увеличение производства сельскохозяйственной продукции с 1966 по 1970 г. на 21% вместо 12% в предыдущем пятилетии. Однако и в эту, относительно благополучную, пятилетку плановые задания оказались недовыполненными. Планом намечалось увеличение производства продукции сельского хозяйства на 25%. Реформа не давала ожидаемого эффекта.
Социально-экономическое развитие СССР в 70-е годы. Развитие проводило под знаком усиления централизованного управления, свертывания реформ и падения темпов роста основных социально-экономических показателей. Оно определялось планами девятой и десятой пятилеток, директивы которых одобрены соответственно XXIV (1971) и XXV (1976) партийными съездами. Планы намечали увеличение про-и июдства продукции и национального дохода страны, однако ускорения темпов роста уже не предполагали. Снижение темпов объяснялось возрастающими масштабами производства. Если в 1966—1970 гг. \% прироста национального дохода равнялся 1,9 млрд, то в 1971 — 1975 должен был составлять 2,7 млрд рублей.
В годы девятой пятилетки удалось увеличить объемы промышленной продукции на 43%, в десятой — на 24 по сравнению с предыдущими пятилетиями. Производство сельскохозяйственной продукции увеличено за девятую пятилетку на 13%, за десятую — на 9. Однако ншапия пятилетних планов оказались невыполненными. План по уве-ничеиию валового объема промышленной продукции в 1971 — 1975 гг. цыполнен на 91%, в 1976—1980 — на 67, сельскохозяйственной про-лукции соответственно — на 68 и 56%. Все это не могло не вести к снижению среднегодовых темпов прироста. Производство промышленной продукции в годы восьмой пятилетки ежегодно увеличивалось, по официальным данным, на 8,5%; вдевятой — на 7,4; в десятой — на4,4. Производство сельскохозяйственной продукции прирастало в восьмой пятилетке на 3,8% в год; в девятой — на 2,3; в десятой — на 1,7.
Упор в промышленном развитии в 70-е годы был сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Мее го их было несколько десятков. Главное внимание уделялось Западно-Сибирскому ТПК. В Тюменской области еще в 60-е годы были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК партии и правитель-ства СССР приняли совместное решение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи. На освоение нефте- и газодобывающих районов надной Сибири (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург и др.) были прошены человеческие ресурсы из всех республик страны, с затрата-чи на освоение не считались. В результате за 70-е годы добыча нефти в Ипадной Сибири выросла в 10 раз. В 80-е годы Западная Сибирь стала шпать более 10% мирового объема добычи нефти и газа.
Ускорение получила угледобыча. Развернуты были два комплекса по добыче угля открытым способом: в Казахстане — Павлодарско-
Экибастузский топливно-энергетический, в Красноярском крае — Кансхо-Ачинский. Здесь добывался самый дешевый уголь страны. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс, а на базе Сая но-Шушенской ГЭС — Саянский ТПК по обработке цветных металлов.
В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было возобновлено строительство Байкало-Амурской магистрали: первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны. Ее строительство длиной более Зтыс. км в основном завершено в 1984 г.
Руководство страны максимально использовало естественное преимущество СССР перед другими странами — колоссальные природные богатства. Однако экстенсивное развитие экономики сдерживало развитие наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс — электроники, кибернетики, робототехники, биотехнологии. Расширение продажи нефти и газа в страны Запада давало валюту, на которую закупалось недостающее зерно, высокотехнологичное оборудование.
В области сельского хозяйства в 70-е годы упор делался на агропромышленную интеграцию, объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают, — промышленностью, транспортом, торговлей, строительством. Такая интеграция рассматривалась как главное направление сращивания двух форм собственности — государственной и кооперативно-колхозной. Развернуты были большие работы по мелиорации сельскохозяйственных земель. Строились грандиозные каналы (Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский) и системы для обводнения и орошения. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР».
Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на 15 лет и предполагала резкое увеличение капиталовложений в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства выделялись, но существенного улучшения ситуации в деревне не наступало. Деньги шли на «широкую мелиорацию земель», «комплексную механизацию и химизацию»; социальная сфера явно недооценивалась. Более того, она усугублялась массовой ликвидацией «неперспективных» деревень, якобы препятствующих развитию агропромышленной интеграции и концентрации сельскохозяйственного производства. Численность сельских поселений, по данным переписей населения 1959 и 1979 гг., сократилась с 294 тыс. до 177. Это означает, что количество «неперспективных» деревень уменьшалось на 16 каждый день.
Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское
хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 70-х годов в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов — сыры и молочные продукты.
Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на все противоречия экономического развития на этапе раннего «развитого социализма», экономический потенциал, созданный за восьмую и девятую пятилетки (1966—1975), оказался равен потенциалу, на создание которого в стране ушли предыдущие полвека. Если в 1922 г. доля СССР в мировом промышленном производстве составляла 1%, то в 1975-м она выросла до 12,6.
Победе директивной экономики над ростками реформ способствовала «холодная война». Соревнование с США и странами НАТО, а также с Китаем в области наращивания военного потенциала вело к милитаризации народного хозяйства СССР. Военные расходы поглощали почти пятую часть валового национального продукта. По заказам военно-промышленного комплекса работала значительная часть машиностроительных заводов страны. «Оборонка» снижала возможности интенсификации «гражданского» производства, примиряла с нерациональным расходованием сырья, электроэнергии, экстенсивным капитальным строительством, растущей диспропорцией в разви-1ПИ отраслей народного хозяйства. Колоссальные средства поглощала Советская Армия, увеличившаяся за 1965—1977 гг. с 3,68 до 4,19 млн военнослужащих (для сравнения: состав армии США уменьшен за эти юлы с 3,5 до 2,06 млн).
Замедление темпов роста экономики отражалось на социальных программах и уровне благосостояния советских людей. При росте в 60-70-е годы национального дохода в 3,2 раза реальные доходы населения выросли лишь в 2,3. С середины 60-х годов замедлились темпы жилищного строительства. С 1956-го не изменялось законодательство о пенсиях, а число пенсионеров в СССР выросло с 32 млн (1966) до 46 (1977). Усиливавшаяся уравниловка в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда вела к падению престижа интеллекту-ильных профессий (инженер, учитель, врач и др.). Постоянно увеличивавшийся с начала 70-х годов разрыв между объемом и товарным покрытием денежной массы привел к товарному голоду, который поначалу распространялся на особо престижные товары и предметы дли-к-льного пользования, а с годами затронул практически всю сферу i пиаров и услуг.
«Монолитность» советского народа как новой исторической общности людей, в отличие от пропагандистских клише, отнюдь не была щковой из-за экономического неравенства республик и различий их нкл;ща в развитие страны. По официальной статистике, Российская Федерация в 1975 г. могла оставить себе 42,3% собранного на ее терри-1п|>ии налога с оборота; Украина — 43,3; Латвия — 45,6; Молдавия — М>; Эстония — 59,7; Белоруссия — 68,2; Азербайджан — 69,1; Гру-
зия — 88,5; Армения — 89,9; Таджикистан — 99,1; Киргизия — 99,2; Литва — 99,7; Узбекистан — 99,8; Казахстан и Туркмения — 100%. Темпы капитальных вложений в экономику союзных республик в 2—4 раза превышали аналогичные показатели для России. Вместе с тем за пределами России были сильны настроения, что именно она и русские виноваты в экономических и всех других проблемах союзных республик, Тревожным проявлением русофобии стал взрыв в Московском метро 8 января 1977 г., организованный армянскими националистами.
Внешняя политика. Со второй половины 60-х годов в атмосфере отношений СССР со странами Запада дала о себе знать известная «разрядка» напряженности. Она явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета СССР и США, лишавшего любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне. Во взаимоотношениях СССР и стран Запада усилилась тенденция к уменьшению противостояния и нормализации отношений между ними. В 1969 г. Запад поддержал предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В 1970 г. советско-западногерманским договором признавались окончательными послевоенные границы в Европе; аналогичные договоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией; в декабре 1972-го состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В мае 1972-го СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет, названное впоследствии договором OCB-I. Договор устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок; однако число ядерных зарядов у сторон не оговаривалось, их наращивание сторонами продолжалось.
В ноябре 1974 г. удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений, включая стратегические бомбардировщики и разделяющиеся боеголовки. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако этого не произошло из-за появления в США нового типа вооружений — «крылатых ракет» и отказа устанавливать на них ограничения. Таким образом, не останавливая гонку вооружений, договор сужал ее фронт. Этому способствовала подписанная в 1972 и вступившая в силу в марте 1975 г. конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении.
В мае 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаний в мирных целях. Плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сде-
лало возможным совместный космический полет в июле 1975-го двух кораблей — «Союза» и «Аполлона».
Кульминацией «разрядки» международной напряженности стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ниропе, подписанный 1 августа 1975 г. главами 33 европейских государств, а также США и Канады. Он устанавливал, что впредь взаимоотношения стран—участниц Совещания будут определяться рядом принципов. Таковыми считались: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споро», невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод. Однако, как показали дальнейшие события, СССР рассматривал Акт прежде всего с точки зрения признания границ в Ннропе и своего особого положения в ней. Западные же страны ключевым считали пункт о соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. С развертыванием на Западе кампании в 'шщиту прав человека «разрядка» оказалась подорванной, а с началом войны в Афганистане (декабрь 1979) и вовсе похороненной.
Отношения со странами «третьего мира» в период раннего «разви-inio социализма» в СССР определялись его стремлением приобрести ионых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Соне 1ский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной пойме» с Израилем в июне 1967 г., способствовал погашению очередной военной вспышки на Ближнем Востоке осенью 1973-го, поддержи-мил Индию в ее конфликтах с Пакистаном в середине 60-х годов и в 1471-м. В отношениях с развивающимися странами приоритет отда-инлея странам «социалистической ориентации» (Кампучия, Лаос, Сомали, Ангола, Мозамбик, Никарагуа). Они получали экономическую и военную помощь, исчисляемую порой миллиардами долларов. Ноенно-блоковая логика СССР во внешней политике приводила к установлению союзнических отношений и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Точно такую же политику пели США, поддерживающие крайне реакционные режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.
Отношения с соцстранами в этот период испытывали определенные трудности. В стороне от согласованной с Советским Союзом почт ики находились Китай, Албания» Румыния, Югославия, КНДР. <>|ношения с Китаем обострились из-за его территориальных притя-шпий. В марте 1969 г. произошли вооруженные столкновения в районе шч'рова ДаманскиЙ, а затем и на других участках советско-китайской фяницы. Всего было около 500 инцидентов, в которых участвовали JtVn>ic. китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969-го начаты игреговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, чисто заходили в тупик. После смерти Мао Цзедуна (сентябрь 1976) ситуация не улучшилась.
СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объединение страны под властью коммунистов против южновьетнамского режима и открыто выступивших на его стороне Соединенных Штатов Америки. 5 февраля 1965 г. наше правительство заявило, что «советский народ выполнит свой интернациональный долг в отношении братской социалистической страны, и обязалось принять вместе со своими союзниками все необходимые меры по ограждению безопасности и укреплению обороноспособности Демократической Рее- 1 публики Вьетнам. Помощь (в основном вооружением и специалиста- 1 ми, обслуживавшими пусковые установки зенитных ракет) оказывалась более 10 лет, вплоть до поражения южновьетнамского режима и Соединенных Штатов. Война, начавшаяся в августе 1964 г., закончилась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон 30 апреля 1975-го. Воссоединение Вьетнама и провозглашение Социалистической Республики Вьетнам состоялись в июле 1976 г.
«Мировая система социализма» испытывала большие потрясения и в Восточной Европе. В декабре 1967 г. к руководству компартией Чехословакии пришел А. Дубчек. В апреле 1968-го в ЧССР была принята программа, открывавшая дорогу экономической реформе и демократизации. Однако уже к лету в стране явственно обозначились признаки общественно-политического кризиса. Средства массовой информации вышли из-под партийного контроля, авторитет КПЧ стремительно падал, вырисовывалась вполне реальная перспектива ее поражения на выборах в Национальное собрание, назначенных на осень. Руководители «братских партий» увидели во всем этом угрозу и для социализма в своих странах.
«Пражская весна» закончилась вводом в Чехословакию в августе 1968 г. войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии. Таким образом, «угроза контрреволюции» была предотвращена. Но эта акция усилила раскол в социалистическом лагере. Албания вышла из Организации стран Варшавского Договора. Другой реакцией на чехословацкие события стала серия межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, направленных на усиление экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Роль СССР в содружестве усилилась.
На Западе «право на вторжение» СССР в союзные страны под предлогом защиты социализма и «ограничение суверенитета» восточ- ноевропейских стран стали называть «доктриной Брежнева». Она ока- залась, однако, малоэффективной. Кризисные явления вскоре дали о себе знать в Польше. С 70-х годов здесь начались массовые выступления жителей страны против существовавшего политического режима. Польша стала первой страной социалистического содружества, в которой реально возникала альтернативная политическая власть.
§ 2. Конституция СССР 1977 г. и положение в стране в годы позднего «развитого социализма»
Конституция СССР 1977г. Новый Основной Закон, получивший название Конституция «развитого социализма», принят в Советском Союзе 7 октября. По иронии истории, завершение разработки и введение его в действие пришлись на время, когда «развитой социализм» утратил способности к дальнейшему поступательному развитию. Работа над проектом закона заняла долгие годы: первый, который должен был заменить Конституцию 1936 г., готовился и обсуждался вскоре мосле окончания Великой Отечественной войны. Однако до принятия новой Конституции дело тогда не дошло. Новые комиссии по ее разработке создавались на XIX и XX съездах партии. На XXII съезде КПСС и 1961 г. принята ее Программа и тогда же руководство партии и страны в очередной раз решило разработать новую Конституцию, которая, как подчеркивал Н. С. Хрущев, «должна быть приведена в соот-нетствие с Программой партии и законодательно закрепить новые формы общественного и государственного устройства нашей страны, соответствующие периоду развернутого строительства коммунистического общества».
В апреле 1962-го Верховный Совет СССР утвердил состав Конституционной комиссии во главе с Хрущевым. В своей работе она исходила из того, что новая Конституция должна обозначить основные черты «периода развернутого коммунистического строительства», пока-ипъ преимущества нового общественного строя. Одним из ключевых положений нового Основного Закона должен был стать вывод о «перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство» и преобразование в этой связи Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов.
Главным направлением развития политической системы было наши но «развертывание общенародной демократии, выражающееся в невиданном росте активности и самодеятельности масс в управлении юсударством и народным хозяйством, в передаче некоторых функции государственных органов общественным организациям, в усилении общественных начал в деятельности государственных органов». i ^повременно предлагалось конституционно закрепить положение о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. Вы-ичпгались даже предложения записать в Основном Законе, что высшая imacTb в стране принадлежит коммунистической партии, а фактиче-i кос руководство политической и хозяйственной деятельностью в республиках — Центральным Комитетам компартий и первым их секре-iujwm. Высказывались пожелания отразить специальным положением Конституции, что в СССР «идет консолидация различных националь-
ностей в единую коммунистическую нацию», и на этом основании снять графу о национальности из паспортов.
С отставкой Хрущева и ревизией курса на непосредственное строительство коммунизма направление дальнейшей работы над проектом Конституции, естественно, изменилось. Угроза существованию традиционных наций со стороны грядущей «коммунистической нации» (и беспокойство в национальных республиках на этот счет) была снята записью в резолюции XXI11 съезда КПСС, из которой следовало, что советский народ как новая общность многонационален.
Работа над проектом Конституции завершалась в соответствии с указаниями XXV съезда партии (февраль 1976), когда либеральные и технократические тенденции в руководстве страной были прерваны, окончательно возобладала доктрина партийности, формировался жесткий внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного комплекса, ярко выражены персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии. Одновременно пропагандировались тезисы об упрочении ведущей роли рабочего класса, о возрастании социальной однородности общества, расширении прав и свобод граждан (следствие подписания Хельсинкского заключительного акта 1975), растущем демократизме, об участии почти каждого взрослого человека в управлении делами своего государства. Все эти противоречия находили отражение и в новом проекте Конституции, авторы которого были вынуждены подчас соединять несоединимое.
Окончательный проект Конституции подготовлен в мае 1977 г. Тогда же он был одобрен пленумом ЦК и вынесен на обсуждение общественности. На октябрь была назначена сессия Верховного Совета для окончательного рассмотрения исправленного и дополненного проекта. 7 октября на внеочередной, седьмой сессии Верховного Совета СССР 9-го созыва Конституция была принята. В ней подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими ей Конституциями 1918, 1924 и 1936 гг.