Восточное оружие

Восток был колыбелью оружейного производства. За два столетия до Р.Хр. с высот Гималаев пришли первые кузнецы в Пенджаб и там, в долинах, быстро развивалось железное дело, а отсюда распрост­ранилось через Индию в Сиам, Китай, Японию, Персию, Аравию и Финикию. Во время Александра Великого индийская сталь высоко це­нилась и продавалась неотделанной; так как она принимала необыкно­венно тонкую палитру, то древние называли ее "ferrum candidum". Знаменитейшие клинки доставляла Бохара, но сталь для выделки их получалась из Миссора, Лахора и частью из Кутша и Голубых гор. Индийское оружие вывозилось в большом количестве в Европу отчасти через Адол, нынешний Аден, и отчасти через Дамаск. После Индии прославилась красивой отделкой клинков Персия, хотя и здесь матери­алом служила индийская сталь. Большое внимание обращали на себя мастерские Хорасана в городе Месшеде. Не меньше ценились клинки из Кермана, Сираха и Исфахана. В средние века славились также панцири из Самарканда и клинки из Герата. С древних времен образцовое оружие приготовлялось в Армении, в выделке его прославились очень давно семь братьев Иеди-Кардаш. С средних веков становятся известными мастер­ские Эрзерума, Тифлиса и Ахлата, произведения которых продавались даже на рынке Дамаска.

Самым значительным городом в истории оружия был Дамаск - кра­сивейший, знаменитейший и, по мнению восточных жителей, древний город - на рынке которого скоплялись многоцветные сокровища Индии и Персии. Красота его клинков до сих пор стоит в поговорках, там были знаменитейшие мастера, хотя на рынке часто и попадались прекрасные клинки персидской и тифлисской работы. Первые и богатейшие произ­ведения "тарсиа" начались в Индии и Сиаме, но сначала появились они на огромном базаре Дамаска и потому во всем свете были приняты за дамасские изделия. В эпоху крестовых походов, когда требовалась масса оружия, тогда количественная производительность в Дамаске так уси­лилась, что постепенно совсем изгнала персидские и армянские товары, хотя последние отличались своим превосходством.

При покорении города железное дело продолжалось победителями; так поступил Небукаднецар и в XIV веке Тамерлан. У арабов искусство оружейного дела развилось совершенно своеобразно. С незапамятных времен этот кочующий народ образовал свои единственные поселения на берегу Красного моря. Уже за 3000 лет до Р.Хр овладели они синай­скими рудниками, и развившееся там горное дело получило большую поддержку со стороны арабов, очень способных к торговле. Оттуда они доставляли лучшую сталь в Тир и через него в Европу. Арабские ору-жейные мастера нигде не селились, они кочевали вместе с другими кочующими племенами и имели привычку никогда не назначать день своей перекочевки, оттого на них нельзя было положиться и ненадеж­ность вошла в поговорку. Знаменитейшие арабские мечи назывались "ганифитишами", название это произошло от имени мастера Альганаф бен-Каис. В арабских сказаниях упоминаются также клинки работы мастера Сораиджа. Арабы славились и изготовлением кольчатых панци­рей, на которых часто были выставлены имена; лучшие панцири пол­учались из Солука в Йемене.

Арабское производство разгилось под влиянием персов.

Индийцы, персы и арабы занимались преимущественно резьбой и работами тауширной и ниелло.

Стиль их не развивался; этому препятствовали, как вообще на Восто­ке, религиозные верования; закон Магомета запрещал изображать на предметах человека и зверей. До Магомета, вероятно, на арабских мечах и встречались эти изображения, но работы этого древнего времени до нас не дошли. Вот почему жители Востока украшали свои произведения изображениями из растительного царства. От арабов этот древний стиль перешел на Север Европы в славянские земли. Шрифт в декоративном деле стали арабы употреблять в 1000 г. после Р.Хр.; их примеру после­довали персы, которым, впрочем, как шиитам, не воспрещаются и чело­веческие фигуры. Поэтому, если в орнаментах находятся звери, то они персидского происхождения, хотя по своей форме похожи на арабские. Сарацины и мавры в Сицилии и Испании не так строго придерживались магометанскому закону, и потому в их орнаментации находим не только изображения зверей, но и человеческие фигуры. Необыкновенную лов­кость выказывают все восточные народы в отношении цветных орнамен­тов, что от них заимствовали византийцы. В VII веке арабское и византийское оружие украшалось драгоценными камнями в слишком большом количестве, что доказывает упадок декоративного искусства. Преимущественно употребляли бирюзу, которую получали с Синая и из Персии.

Китайцы, столь искусные в различных ремеслах и уже давно сведу­щие в железном деле, в оружейном производстве стояли всегда ниже своих западных братьев - японцев. Самое старинное железное производ­ство китайцев находилось в Шанси и Чилили, в провинции Го и на юго-западе, в Гай-шане. Из тамошних сортов стали приготовлялись мечи, копья и ножи. Гораздо лучше обрабатывали железо, сталь и делали оружие в Японии, и об этом оружии мы будем говорить в следу­ющей главе.

Уже Аристотель упоминает об изготовлении в Индии так называемых дамасских клинков, сделанных из булата. Булатом называется разно­видность твердой стали, обладающая большою упругостью и вязкостью. Главнейший признак, по которому булат отличается от обыкновенной стали, составляет узор, получаемый металлом во время ковки. При оценке булата или, как обыкновенно называют его, "дамасска" надо принимать во внимание: 1- форму узора, 2- крупность его и 3- цвет металла.

По своей форме узор бывает: 1- полосатый, когда он состоит из прямых линий, почти параллельных между собой, это низший сорт дамасска; 2- струйчатый или средний сорт, когда между прямыми попадаются и кривые линии; 3- волнистый, если кривые линии преоб­ладают над прямыми; 4- сетчатый, когда линии эти, извиваясь, идут по всем направлениям, а прямые очень коротки и 5- коленчатый или высший сорт, когда рисунок, проходя во всю ширину клинка, повторя­ется по его длине.

По крупности узора различаются три вида: 1- мелкий yзop. встреча­ется на дамасске низшего сорта, величина его должна быть, однако, такова, чтобы легко различить ее простым глазом; 2- средний узор, принадлежит более высокому сорту и, наконец, 3- крупный узор, когда величина его доходит до крупности нотных значков.

По цвету или грунту металла различают три сорта булатов: серые, бурые и черные. Чем грунт темнее, а узор на нем более выпуклее, тем дамасск считается выше. Кроме того, различаются еще отливы, которые дает клинок при падении на него косвенных лучей света. Отливы бывают красноватые и золотистые. Некоторые булаты отлива не дают.

Лучший дамасский клинок обладает следующими свойствами: узор его крупный, коленчатый или сетчатый, белого цвета, отчетливо выде­ляющийся на черном грунте: отлив золотистый, а звук должен быть долгий и чистый.

В Азии лучшими булатами считаются: табан и хорасан, средними - гышды (куш-гынды или гинду), а худшими - иейрис и шам. Индийский булат называется - вуц.

Искусство Индии сложилось и развилось уже в начале христианской эры, образовав сразу несколько местных ветвей. По своему разнообра­зию и художественному достоинству вооружение Индии составляет важнейший отдел восточного искусства и образует художественно-культурную любопытную группу; несмотря на крайнее разнообразие оружия - от грубого копья дикаря до парадных, осыпанных камнями мечей, - связь этой группы представляет исторический результат взаи­модействия различных столкнувшихся на полуострове племен.

Вооружение и оружие Индии выработалось в техническом и орнамен­тальном отношении в период царства Великого Могола; со времен Вабе-ра в Индию привлекались лучшие мастера и искусство выделки и украцк.ний достигло высшей степени совершенства г. XIT веке. В конце этого века, в правление Акбара, был устроен арсенал, достаточный для вооружения целой армии, описание которого сообщает туземные имена всех видов вооружения и холодного оружия, бывшего в употреблеиии, как - то: щитов, нагрудников, кольчуг, копий, луков, мечей, кинжалов (джамдар), секир и топориков (загнол), ножей (куттар) и пр.

В XV и XVI столетиях Индия занимает первое место в ковке и отделке оружия. И до сих пор у индусов чеканка является наиболее развитым металлическим производством и употребляется там, где для европейско­го искусства возможна лишь отливка.

В Пенджабе, Лахоре, Шахпуре и в Кашмире делают великолепно орнаментированное оружие; хорошего достоинства оружие и в Бенгале. Сталь из Нербудды доселе обрабатывается в Мадрасе. Красиво расписан­ные кожаные щиты изготовляются в Ахмедабаде, вообще в Бомбейском президентстве и в Раджпутане; щиты из стали с насечкой - в Дели и Лахоре. Стиль этих украшений золотом, бирюзой, рубинами составляет смесь персидского с монгольским типом. Многие исследователи склонны видеть даже непосредственное монгольское влияние на искусство совре­менной Индии в том, что значительная часть художественных промыс­лов производится мастерами пришлыми,не индусами.

Однако большинство металлических производств, чекан и насечка исполняется в Индии и теперь магометанами, как суннитами, так и шиитами.

По-видимому, собственное искусство индусов развивалось в новое время, с усилением Магратской конфедерации, некогда охватывавшей весь Декан.

Оружие арабов вообще отличается прекрасными филигранными ук­рашениями, но в его отделке отсутствуют камни; персы щеголяют на­сечкою, эмалированием и резьбой, из камней же знают только бирюзу и жемчуг и инкрустации в нефрите. Индусское вооружение представля­ет часто рельефные чеканные работы и пользуется широко орнамента­цией из драгоценных камней.

Украшение царского вооружения, парадного, почетного было в обы­чае на Востоке с древнейших времен; издавна установились и типы орнаментации и ее процессы. По характеру искусства Индию делят на северную и южную; в последней - господство туранского элемента, в северной - арийского, или общего с Персией, или принесенного в Индию царством Могола. Наиболее чистый стиль орнаментики геометрической и растительной господствует в северо-западных провинциях: Кашмире и Пенджабе; далее ветви этого аравийского стиля простираются в Синд, Раджпутану, Центральную Индию и Декан. Любимым предметом ук­рашений служит местная флора и фауна (птицы); иногда фигуры богов в рельефе, сцены охоты на львов, тигров, слона.

Оружие северо-западной Индии сохранилось наиболее от эпохи Ве­ликого Могола. Дели была резиденцией царства и большой мастерской оружия. Военный строй страны сложился в полу религиозной, полудру­жинной организации сикхов Пенджаба.

Из предметов оружия сикхов обращают на себя особенное внимание круглые и серпообразные ножи куйтсы, поражающие в полете и носи­мые на конических войлочных тюрбанах иногда по десятку, вместе с тигровыми когтями, ножиками и иными предметами из стали, зачастую с богатой золотой насечкой. Далее мару - пара рогов антилопы с сталь­ными остриями, связанных вертикально концами, в пункте соединения с кинжалом и маленьким щитом для прикрытия держащей руки.

Оружие Синда приближается к персидскому по орнаментовке, более пестрой, богатой, с цветною финифтью, шитьем по коже, резными се­ребряными оправами.

Клинки прямых и кривых сабель очень широкие, отличной стали; в ножнах устраивается место для ножа.

Любопытны кольчуги с дощатым набором юбки спереди и сзади и чешуйчатым набором пластин на груди, происшедших от монгольских лат на кольчугах, юшманов и т.п.

Все оружие Индии можно разбить на 8 групп.

Первую составляет туземное оружие Центральной Индии, Южной, Гималаев и рассеянных по Андаманским островам диких и дравидий-ских племен, представляя много характерных типов: бумеранги и пали­цы, луки, копья, топоры и секиры; последние самых разнообразных форм, даже с 2 остриями. Группа II и III - Южная Индия: жезлы или палицы, бумеранги даже из слоновой кости - катари, копья, луки, кин­жалы и ножи, мечи, мечи-рапиры, щиты (dhal). IV составляют горцы Ассама, Бирмании. Сиама, Тибета. Группа V - Сиам. Группа VI -Малайского полуострова и Индийского архипелага. Главным типом яв­ляются крисы, их 54 вида или имени. VII группу образует Непал -единственная часть сев.Индии, куда не проникло магометанство. Наци­ональное оружие кукри, кривой нож для просекания пути в Гималайских джунглях бывает украшен арабскими рисунками и иногда изображени­ем индусского (браминского) божества. Кора - широкий нож. Кутар или Джамдар кутар. Анкус - слоновое стрекало. Каргас - нож жертвоприно­шения. Группа VIII - Раджпутана. Здесь оружие крайне разнообразно: хан-да - национальный меч; меч с латной рукавицей, взятой от Могола в кавалерии, талвлар - сабля. Кутар - оригинальной формы кинжал. Кунда - прямая сабля, древнейшего типа оружие, с бархатной оправою. Пюлуар - кривая сабля. Табар - топоры. Анкус - слоновый крюк. Основ­ной магратский тип теряется среди крайнего разнообразия вооружения и оружия: в Магратской империи употребительны лук, копье или пика, персидская палица, нередко с курьезными наглавниками прорезной ра­боты, и секиры в виде тонких ножей на длинных ручках (табар - за-гнол), кинжалы, мечи, кунды, щиты, кольчуги и кирасы, шлемы и шишаки, наручи и налокотники и пр.

В персидском искусстве отличают в древнем три периода: эпоху VI века, а затем после Александра - Парфянскую и Сассанидскую, и четыре периода в истории нового искусства Персии: первый после арабского завоевания, XI-XIV столетия - эпоха влияния на Русь и Запад. Второй -XVI века, сосредоточивающийся в деятельности шаха Аббаса Великого и его преемников. Третий от середины XVII по середину XVIII века - время Надир-Шаха. Четвертый период со времени низвержения Сефавийской династии афганцами в XVIII веке, отличается обилием орна­ментовки, изречений Корана, охотничьих сцен, но слабым исполнени­ем. Иногда встречается в квадрате из 4 полей талисман Беду из 4 цифр; 2,4,6,8. Лучшие мечи исполнены оружейниками Ассад'Улла и Заманом из Исфахана.

Дощатые доспехи - шараина "charaina" - "4 зеркала" всегда при ши-шаке, с носовою стрелкою и перьями. Латы подбиты красным бумажным бархатом.

 

Рис- 325. Индомусульмаискии доспех (Императорский Эрмитаж).

 

Турецкое вооружение, если не идет от старины, отличается грубо ремесленным характером, извращением художественных вкусов Восто­ка и скудными декоративными формами. Своеобразную орнаментовку представляет только албанское оружие, смесь европейских и азиатских форм, грубо подражательная и безвкусная: пестрые цвета, пестрый на­бор кораллов и бирюзы и грубое подражание сканным разводам и филиг­рани. Египетское оружие наиболее характерно эпохе мамелюков. Египет­ские ятаганы отличаются размерами, выделкой клинков и отделкой рукояти и ножен и нередко имеют декоративное достоинство. Рукоять этих ятаганов имеет широко раскрытые "уши" в отличии от малоазиат­ской или трапезундской формы со сдвинутыми ушками. Египетские кинжалы отличаются коротким клинком и массивной рукоятью.

Малайское искусство не дает чистого стиля, но оно весьма характер­но. Мечи Диаков из Борнео носят на себе наиболее чистый полинезий­ский характер. Малайское оружие исполняется постоянно артистически, со вкусом, из самых бедных и простых материалов. Ис­кусство золотых дел поразило европейцев на Филиппинских островах еще в XVI веке.

Рис. 326. Индомусульманскии доспех XVII века (Императорский Эрмитаж).

 

Оригинальным типом этого оружия является кинжал - крис, с прямым или пламененобразным лезвием, исключительно колющее оружие. Каждый малаец вооружен крисом. В военном доспехе бывает 3 криса: один собственный, другой от предков, третий от тестя. Рукояти делаются из золота, серебра, слоновой кости, черного и белого дерева и отлича­ются необыкновенной тонкостью резьбы. Клинки из крепкого булата.

Ножны также богато украшаются и бывают из дерева, металлического листа, змеиной кожи и пр. Копья, пики и вообще оружие этого вида превосходно орнаментируется.

Рис. 327. Монгольский шишак (Импе­раторский Эрмитаж).

 

Рис. 328. Индомусульманский шишак. (Императорский Эрмитаж).

 

Рис. 329. Наруч персидского доспе-ха XVII века, украшенный золо­той насечкой (Императорский Эрмитаж).

 

Индомусульманский доспех (рис. 325 и 326) состоит из кафтана, обыкновенно черного, шелкового, на который нашивались металлические бляшки. Грудь, спина и оба бока защи­щены металлическими пластинами, часто великолепной работы. Пласти­ны эти получили название "зеркал", откуда и подобный доспех -называют "шараина" - что значит четыре зерка­ла. Для большей защиты имеются при­крепленные к кафтану наплечники, пластинка для прикрытия верхней ча­сти груди, затем наколенники, набед­ренники и поножи. Низ кафтана также укреплен металлическими до­сками. Головное закрытие составляет шишак со спускающейся на лицо, за­тылок и шею кольчужной сеткой или бармицей. Иногда лицо открыто, и в этом случае шишак имеет наносник.

Вооружение всадника составляют: кинжал, сабля, копье, круглый щит, иногда лук и стрелы, а с половины XVIII века и длинное ружье.

Рис. 330. Индийский щит из кожи носорога (Им­ператорский Эрмитаж).

 

Наголовья довольно раз нообразны, и все главней­шие формы их мы встретим в русском вооружении. Обыкновенно же оно состо­яло из шишака, украшен­ного иногда золотой насечкой, сурами из корана и т.п. Образцом подобной работы может служить ши­шак, вероятно, XIV столе­тия, найденный в Великом Сарае (рис. 327). Он из во­роненой стали и покрыт зо­лотой насечкой, представляющей драконов и разводы. В Император­ском Эрмитаже имеется единственный в своем роде по своей форме индийский шишак (рис. 328). Он и,э малинового бархата, имеет форму фригийской шапки и весь покрыт тончайшей ажурной металлической резьбой. Лицозащищено наносником в виде стрелки.

 

 

Рис. 331. Индийский щит из тростника с серебря­ными нефритовыми бляхами (Императорский Эрмитаж).

 

Часто поверх кафтана надевалась кольчуга; иногда она состояла из пе­ремешивающихся сталь­ных и медных колец. Существуют кольчуги (на­пример, у нас в Эрмита­же), у которых каждое кольцо украшено имена­ми: Магомета, Али, Фати-мы, Гусейна и т.п. Вообще, должно заметить, что хо­роший Индомусульман­ский, арабский или персидский доспех отлича­ется великолепной рабо­той. Помимо качеств самого металла, все части доспсха - шишак, наручи, набедренники, поножи и т.п., все это покрыто золотой насечкой, сурами из Корана и другими надписями (рис. 329).

Щит имеет круглую форму и делается из металла, кожи или дерева, крытого кожей. Наибольший интерес представляют щиты из цельного куска дамасской стали, цвета желчи, изготовленные, быть может, в Дели. Если верить рассказам, то щиты эти куются из холодного железа, и что образующиеся трещины наполняются золотою проволокою, обра­зуя насечку, которая поэтому не имеет обычной правильности рисунка. Индийские щиты часто выделывались из кожи носорога, доведенной, по особому, известному лишь в Индии способу до удивительной прозрачно­сти.

Сверху кожа расписана золотыми птицами, зверями, цветами, лист­вою и пр. (рис. 330). Прекрасны щиты и из тростника, сплетенного металлическими (иногда золотыми) или шелковыми нитями и украшен­ными бляхами из металла и нефрита (рис. 331).

Рис. 332-334. Белуджский меч. Меч из центрального Судят. Персидский меч с дротиком.

 

Древнейшие персидские сабли имели кривой клинок. Но в III веке, при Сассанидах, проник туда греческий меч, и с этого времени мало -помалу прямой клипок начинает вытеснять кривой, который лишь к IX столетию снова становится господствующим. Но некоторые народы со­хранили у себя прямую форму клинка, например мавры, белуджи (рис. 332), а также мусульманские государства Центральной Африки (рис. 333). Иногда, в древнейшее время существования прямых мечей, ножны последних имели особые вместилища для помещения дротиков (рис. 334). Иногда, кроме дротика в ножнах меча помещались кинжал или нож.

На Востоке существуют два способа ношения сабли: персидский и турецкий. Персы носят саблю на портупее, как европейцы, острием к земле, ножны закрывают клинок наглухо, доверху. Турки и все народы тюркского происхождения носят саблю на шелковой перевязи, идущей справа налево, и сабля подвешена свободно слева, так что конец ее смотрит вверх - манера, употребительная вообще у кочевников, сража­ющихся верхом; сабля в этом положении легко выхватывается, и ее можно держать на четверть клинка открытой, не допуская все-таки влаге проникать в ножны. Тем же условием определяется и кривизна сабельного клинка, его вес и отделка.

Рис. 335-336. Индийская сабля. Рукоять железная, украшенная золотой чеканкой. (собрание князя .Лихтенштейнского). Турецкая сабля XVIII столетия с рукоятью из черного рога.

 

Кривизна клинка восточных сабель чрезвычайно различна. У индий­ских сабель (рис. 335) кривизна не очень большая и начинается от самого основания клинка, нижняя часть которого часто бывает уширена. В турецкой сабле (рис. 336) кривизна начинается со второй трети клинка, так что последний в верхней своей части обыкновенно прямой. У персид­ской сабли чрезвычайно закруглена нижняя треть клинка, причем она гораздо уже верхней части. То же мы замечаем и в бухарских саблях. Последние, а часто и персидские, не имеют на клинках дол. Монтировка сабли довольно проста. К стержню клинка прикрепляются две пластин­ки из дерева, кости, реже металла, которые, скрепляясь с ним заклепка­ми, образуют рукоять. В нижней своей части она имеет две горизонтальные дужки, составляющие гард и два металлических высту­па для более прочного держания сабли в ножнах. В черкесских саблях гарда и выступов нет, так как сабля (шашка) входит в ножны по самую головку рукояти. Индийская сабля имеет более сложное Устройство по­следней. Головка ее обыкновенно изображает какую-нибудь фигуру, птицу и т.п. Сама рукоять металлическая, украшенная черневою или чеканною работою. Впереди рукояти иногда имеется предохранитель­ная дужка.

 

Рис. 337. 1- Персидский кинжал в ножнах из золотой филиграни. 2- Персидский нож в бирюзовых ножнах. 3- и 5- Персидские кинжалы; рукояти украшены драгоценными камнями. 4-, 6- и 7- Индийские кинжалы с рукоятями из жада, украшенного драгоценными камнями.

 

Клинок покрывается изображениями, сурами из Корана; на нем иногда ставится имя владельца, клеймо и на двух саблях Императорского Эрмитажа, на одной, персидской, мы читаем:"Во имя Бога ты полюбил ее глаза, разве тебе не нужно сердце" и проч. На другой сабле, грузин­ской, арабская надпись:"Клянусь смертью, я - то зеркало, в которое будут глядеться враги". Часто ставится и год выделки клинка.

Рис. 338. 1 - Крис в золотых филигранных нож­нах. 2- и 3- Крисы в серебряных ножнах -рукояти из кости и дерева. 4-Крис из Сума­тры. 5- Баде-баде с ручкой из слоновой ко­сти 6- кеданг. 7- Клевант из Явы. 10- Teu-дрик - яванская сабля.

 

 

Рис. 339. Крис с рукоятью из золоченого серебра в виде идола.

 

Отделка кинжалов и ножей достигает иногда высокого достоинства в художественном отношении. На рисунках 337 и_338 изображены кин­жалы, ножи, крисы и т.п., принадлежащие Императорскому Эрмитажу и могущие служить великолепным образцами художественной работы.

рис. 340. Турецкий лук из буйволового рога, украшенный золотыми арабесками по красному грунту.

Рис. 341. Формы стрел XVI века: 1-татарская стрела; 2- турецкая стрела: 3-, 4- н 5-арабские стрелы; 6- турецкая строча кон­ца XVII века.

 

 

 

рис. 342. Турецкий колчан для стрел, середина XVI века.

 

Любопытен в этом отношении один из этих крисов (рис. 339). Рукоять его в виде идола, особенно тонко исполненного из золоченого серебра с искрами яхонта и изумруда.

В XVI столетии варабо-турецких землях является саблей и кинжалом - канджар или ханджар. Он имел клинок в виде ножа в средней части выгнутого, в нижней - выпуклого и оканчивающегося узким острием. Рукоять была с двумя выступами или "ушами". Небольшие ханджары назывались ятаганами.

Копья, секиры, а особенно палицы и булавы также украшались че­канкою. Особенно последние отличаются роскошной работой, а часто и драгоценными камнями. До конца XV1I1 столетия необходимым оружи­ем всадника был лук и стрелы. Лук обыкновенно выделывался из буйво­лового рога. Без тетивы оба конца лука обращены один к другому (рис. 340а); при тетиве лук принимает положение а' (рис. 340), а при натягивании его при стрельбе (рис. 340а") концы его приходились почти против половины расстояния от середины лука до вершины угла, обра­зованного пересечением стрелы с тетивой. Лук носился в особом колча­не, пристегивавшемся к седлу.

Стрелы обыкновенно имели до 75 см длины при толщине около 7 мч. В основание стрелы помещалось так называемое "перо", состоявшее из птичьих перьев или кусков пергамента, кожи и т.п. Стрелы были раз­личных форм (рис.341) и носились в колчане за плечами; иногда послед­ний особым ремнем пристегивался к седлу (рис. 342), в этом случае колчаны всегда делались из кожи.

Глава 15