ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ 3 страница

Назван Гёрнер, известный Лейпцигу музыкант, орга­нист этой же церкви. Еще назван талантливый кантор Граун из Мерзенбурга, наконец, уже заслуживший нема­ло похвал любимейший ученик покойного Иоганн Люд-виг Кребс. Можно представить, какой это был бы бли­стательный многочасовой концерт соискателей на долж­ность славного Себастьяна Баха! Но в протоколах выде-


лено одно имя: руководителя капеллы его превосходи­тельства премьер-министра графа Брюля.

Бургомистр Штиглиц рекомендует к избранию Харре­ра. Все присоединяются к предложению. Между Nos и П1е на сей раз противоречий нет.

На следующий день составляется окончательный про­токол. Суперинтендант Заломон Дейлинг подтверждает решение. Подписывает последний акт, еще связывающий жизнь церкви и школы св. Фомы с памятью Себастьяна Баха. Приведем примечательнейшие слова одного из со­ветников, угодившие в строки протокола. Не желавшие и не способные видеть что-либо выходящее за пределы их повседневных интересов, власть имущие патроны юноше­ства по-своему лаконично охарактеризовали покойного кантора: «...Господин Бах, без сомнения, был большим му­зыкантом, но не учителем». Гениальный творец музыки и гениальный педагог так и остался до последних своих дней недоступным пониманию бедных мыслью коллег и начальников.

Расстался с миром подвижник духа, познавший и тя­готы странствий, и утеснения чести, и празднества вдох­новенного артистического дара. Художник, не плененный прелестью преходящих успехов, Бах незыблемо верил в призвание своей музыки служить Истине прекрасного, Истине добра ради людей.