IV. БЫСТРАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА АВАРИИ
Если не считать аварий в полете из-за особо сложных условий самолетовождения — буря, туман, снегопад, обледенение, — то большинство авиационных катастроф происходит на аэродромах и поблизости от них в момент взлета или посадки.
Если авария произошла в момент взлета, необходимо как можно раньше получить извещение о ней, так как в этом случае пожар бывает наиболее опасным из-за наличия в баках большого количества топлива. Если же авария происходит при посадке, то есть при почти пустых баках, к опасности пожара добавляется еще опасность взрыва.
Лучшее средство обнаружения аварии для аварийно-спасательной службы — это постоянное зрительное наблюдение за аэродромом и его окрестностями. За ВПП, местами стоя-
мок и рулежными дорожками наблюдение должно вестись дежурными машинами, находящимися на ВПП и местах
стоянок.
Что же касается мест, не просматриваемых с этих машин, то наблюдение за ними удобно вести с контрольно-диспетчерской вышки, откуда можно наблюдать не только за аэропортом, но и за подступами к нему на значительном расстоянии.
Однако если пожарно-спасательная станция находится на большом расстоянии от командно-диспетчерской вышки, то в случае выезда на пожар будет трудно использовать пожарного наблюдателя, находящегося на вышке, в составе команды. Наилучшим выходом является сооружение на верхней части здания станции пожарной каланчи, оборудованной для ведения постоянного наблюдения. Наблюдатели с каланчи не будут дублировать сведения, сообщаемые с вышки, а, наоборот, будут давать новые интересные данные. Кроме того, в случае тумана видимость сильно уменьшается, и тогда двойное наблюдение становится еще более необходимым, так как позволяет точнее определять место аварии (особенно на аэропортах с ВПП больших размеров).
Эта система наблюдения (машины ВПП, командно-диспетчерская вышка, наблюдатель с пожарной каланчи) должна быть обеспечена надежными и быстродействующими средствами связи (прямые телефонные линии и УКВ-радио-связь).
Однако эта система связи была бы неполноценной, если бы она не обеспечивала возможности установления точного места катастрофы или аварии. Слишком часто, и особенно когда катастрофа или авария происходят вне летного поля, на некотором расстоянии от границ аэропорта, пожарно-спасательные машины выезжают, не имея достаточно точных данных, которые позволили бы им быстро и уверенно прибыть на место аварии или катастрофы.
В результате, в 9 случаях из 10, пожарно-спасательные машины прибывают на место лишь после того, как проблуждают в течение более или менее длительного времени по аэродрому или его окрестностям, что является совершенно недопустимой с точки зрения эффективности действий потерей времени.
Путем установки УКВ-радиостанций можно было бы частично компенсировать ошибки в определении направления,
допущенные при выезде, так как при некоторых обстоятельствах эти ошибки приводят в свою очередь к ошибкам в
выборе маршрута следования, для исправления которых требуется определенное время. Так или иначе бесполезно спешить с выездом, если эта поспешность приведет в конечном счете к задержке с началом операции. Поэтому перед выездом каждый раз, когда это возможно, необходимо уточнить хотя бы приблизительно место аварии или катастрофы.
Рис. 54. Система указания точки на местности с помощью полярных координат.
Применяются следующие системы указания места аварий и катастроф:
система полярных координат;
система прямоугольных координат (в практическом применении — координатная сетка);
система нумерованных точек.
Каждая из этих систем имеет, конечно, свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Рис. 55. Система указания точки на местности с помощью координатной сетки.
Система полярных координат. Эта система имеет больше недостатков, чем достоинств. Она требует применения приборов, необходимых для измерения, с одной стороны, полярного угла (угла между полярной осью и радиусом-вектором, то есть фиксированным и искомым направлениями) и, с дру гой стороны, длины радиуса-вектора (то есть расстояния от полюса координат до искомой точки).
Кроме того, эта система требует опытных операторов как для определения полярных координат точки, так и для использования полученных данных.
По этим причинам определение места аварий, и катастроф с помощью полярных координат может рекомендоваться лишь на крупных аэродромах, располагающих необходимыми материальными средствами и квалифицированным персоналом.
Рис. 56. Система указания точки на местности с помощью нумерованных точек.
Система прямоугольных координат. Недостаток этой системы определения места аварий на поверхности заключается в необходимости иметь дело с двумя числами.
Эта система таит в себе два источника ошибок: первый проявляется в момент, когда после определения места аварии на местности надо определить прямоугольные координаты на бумаге; второй — когда после определения и передачи этих координат нужно их использовать.
Координатная сетка устраняет, по крайней мере частично, возможность этих ошибок, поскольку различные части сетки предварительно размечены и обозначены.
Система нумерованных точек. По этой системе, которой мы отдаем предпочтение перед другими, характерные точки аэродрома и его ближайших окрестностей обозначают номером. Эта нумерация, конечно, должна быть известна всему персоналу аэродрома, так или иначе связанному с пожарно-спасательной службой (служба ВПП, командно-диспетчерская вышка, пожарные, полиция, санитарная служба).
Неоспоримыми преимуществами этой системы являются ее исключительная простота и почти полное отсутствие ошибок. Трудно представить, чтобы персонал мог перепутать одну точку с другой, особенно если он постоянно тренируется в указании по этой системе различных характерных точек аэродрома во всех случаях несения службы (даже вне связи с происшествиями).
Во избежание всякого рода недоразумений во всех помещениях заинтересованных служб должен быть вывешен план аэродрома с обозначениями пунктов по этой системе.
Единственную трудность для этой системы представляет туман. Но надо признать, что и в этом случае, когда другие системы оказываются неэффективными, система нумерованных точек позволяет при хорошем знании аэродрома избежать ошибок в определении расстояний.