Атака огня

Кое-кому покажется нелепым говорить об атаке огня, когда еще нет пожара, и все же уместно рассмотреть две подобные операции: когда огонь уже возник и когда он еще не возник. Ведь на самом деле, если пожар еще не возник, то он может вспыхнуть в любой момент, причем очень быстро и с большой силой.

Возникновение пожара может иметь очень серьезные последствия, например, если это произойдет в момент эвакуации пассажиров. Поэтому необходимо заранее подготовиться к атаке огня, с тем чтобы начать ее незамедлительно, едва лишь появится огонь.

1-й случай — пожар не возник; при этом следует учесть:

1) направление и силу ветра;

2) направление и положение самолета (состояние самолета после аварии и его местонахождение).

Необходимо также принять меры для предупреждения возможного загорания (в первую очередь охлаждения моторов, когда они еще горячие, и особенно выхлопных труб, которые могут вызвать загорание, если некоторое количество бензина или масла разлилось по земле или по самолету). Далее нужно установить стволы для подачи распыленной воды или раструбы для углекислоты; разомкнуть электрические цепи (отключить батарею аккумуляторов и в первую очередь наземные источники питания); перекрыть топливные краны и закрыть отверстия в поврежденных или разорванных бензопроводах.

Р и с. 33. Положение машины по отношению к очагу огня. Машина должна располагаться с наветренной стороны, как можно ближе к очагу огня, так чтобы прокладывать рукав на неполную длину, оставляя резерв на катушках. Атаковать огонь следует сверху и снизу несущей плоскости самолета. При таком расположении машины перемещение ее, если потребуется, может быть осуществлено в минимальное время.

В случае даже незначительной утечки топлива необходимо удалить вылившееся топливо от самолета с помощью струи воды, если самолет упал на ВПП или на бетонированную поверхность. В случае выливания топлива на траву или открытый грунт нужно покрыть лужу слоем пены. Когда нет пены, а утечка значительна вследствие разрушения крыла, разрыва баков и выливания большого количества бензина на землю, этот бензин должен быть отведен от самолета в нужном направлении по вырытой в земле канавке.

2-й случай — пожар возник; возможны 2 варианта:

а) Пожар незначителен.

Начальнику пожарно-спасательной службы учитывая направление ветра, необходимо:1Поставить свою машину перед самолетом с наветренной стороны учитывая

Рис. 34. Возможный поворот самолетов (только небольшого тоннажа). Если направление ветра препятствует выходу пассажиров или экипажа, может оказаться целесообразным повернуть самолет. Закрепив крюк в задней части фюзеляжа, самолет можно развернуть с помощью кабестана.

2. Расставить своих ствольщиков так, чтобы можно было атаковать со всех сторон соответствующий мотор и баки, и таким образом локализовать огонь.

3. Покрыть слоем пены или удалить с помощью воды бензин, вытекающий из разорванных бензопроводов или баков независимо от того, горит он или нет.

4. Закрыть, если это возможно, все краны трубопроводов, по которым топливо может поступать к очагу горения или к образовавшейся луже (перекрыть трубопроводы с помощью пробок или путем сплющивания).

5. Разомкнуть электрические цепи и выключить батареи аккумуляторов и в первую очередь отключить наземный источник электропитания, чтобы устранить опасность возобновления огня после его ликвидации.

Рис. 35. В результате поворота самолета стал возможен выход пассажиров, а ветер уже не может больше перекинуть пламя на хвостовую часть самолета.

В то же время, если направление ветра не позволило эвакуировать людей из самолета или если предусматривалось тушение вероятного пожара и люди вовремя не могли быть эвакуированы, надо переместить (развернуть) самолет, если это возможно, так, чтобы выходные двери оказались с наветренной стороны (Только в случае пожара на легких самолетах.)

Совершенно очевидно, что, если при аварии выходные двери были с наветренной стороны, задача спасающих облегчается и действия по тушению пожара и спасанию людей могут проводиться в этом случае одновременно.

б) Пожар принял значительные размеры.

1. Начальник пожарно-спасательной команды останавливает свою машину перед самолетом с наветренной стороны.

2. Немедленно оценивается возможность спасания людей. Если эту операцию нельзя провести быстро и направление ветра неблагоприятно, производится, если это возможно, поворот самолета в нужном направлении (только в случае пожара на легких самолетах).

3. Атака огня начинается с самого близкого допускаемого температурой расстояния. (В этот момент лучше всего попытаться вести тушение с наветренной стороны.)

Если разлившийся в значительном количестве бензин горит в одном или нескольких местах на большой площади, его необходимо покрыть как можно быстрее слоем пены.

Эта операция очень важна, ибо даже если она и не приводит к полному тушению, то в значительной мере понижает температуру у очага пожара, что дает ствольщикам возможность приблизиться к самолету.

4. Если огонь охватил лишь одно крыло или один бак крыла, то имеет смысл "затопить" внутренность этого крыла достаточно плотной пеной. Пена будет служить преградой между разорванными или горящими баками и баками, которым грозит огонь. Хотя эта операция и связана с известной опасностью, выполнение ее способствует локализации огня.

Если бензин разлился и загорелся под фюзеляжем, то ствольщики с помощью распыленной воды стремятся отогнать горящую лужу подальше от самолета.

При сильном пожаре, длящемся несколько минут, тушение иногда задерживается из-за магния, горящего среди других материалов и, что особенно опасно, посреди лужи охваченного пламенем бензина. До настоящего времени тушение магния и его сплавов производилось почти всегда особым способом с помощью очень тонко распыленной воды. Поэтому если нет стволов, подающих тонко распыленную воду, то атаковать непосредственно горящий магний не имеет смысла. Если значительная масса магния горит среди лужи бензина на земле (а это наиболее частый случай), надо пытаться потушить лужу пеной или лучше огнегасительными порошками, углекислотой или галоидированными продуктами. Одновременно производится тушение магния, но не водой, а с помощью соответствующих огнегасительных веществ. Эта задача должна поручаться опытным и ловким ствольщикам, которые не позволят пене и любому другому огнегасительному веществу) попасть на горящий магний.

 

Рис. 36. Предупреждение распространения огня. Загорание бака или внутренней части крыла, если оно не может быть быстро потушено, угрожает распространиться на соседний бак. В этом случае, кроме подачи пены на внешнюю поверхность крыла, бывает выгодно, проделав отверстие, подавать пену внутрь крыла, создавая настоящие "изолирующие заслоны", которые воспрепятствуют дальнейшему распространению огня.

Р и с. 37. Удаление огня. Часто бывает выгодно использовать "сдувающую" силу водяных стволов и раструбов, подающих углекислоту, для удаления огня от важных частей самолета — мотора и фюзеляжа. В данном случае выход пассажиров сравнительно легок.

Рис. 38. Атака огня при направлении ветра сзади.

Все или по крайней мере три четверти средств надо использовать для атаки по ветру. Атаковать огонь против ветра трудно из-за дыма и жары. При атаке же по ветру жара будет меньше, а дым и несгоревшие пары топлива будут уноситься ветром, что способствует тушению. Атаковать надо сверху и снизу несущей плоскости самолета. Если имеется машина углекислотного тушения, можно атаковать огонь изнутри самолета, где наиболее выгодно применять углекислоту.

Рис. 39. Меры предосторожности в случае тушения пожара на военном самолете. Не следует ставить пожарные машины на линии стрельбы бортового оружия. Пулеметы и пушки, установленные в крыльях и фюзеляже, имеют постоянные и хорошо известные направления стрельбы. Особенно следует опасаться подвижных пушек и турельного оружия, которые могли быть оставлены ориентированными в неизвестном направлении. Это нужно выяснить у членов экипажа.

Рис. 40. Сохранение мобильности пожарно-спасательной машины. Во время операций по тушению огня и спасанию людей может потребоваться изменить местоположение машины. Поэтому машина должна располагаться так, чтобы она могла двигаться вперед и назад. Надо избегать загромождения района пожара (самолетами, другими машинами, вспомогательными средствами). Всякий раз, когда это возможно, машину надо останавливать вне пределов многоугольника, образуемого контурами фюзеляжа крыла и оперения самолета.

Рис. 41. Локализация огня.

Об окружении огня речи быть не может, так как ствольщики не смогут работать против ветра. Однако, поскольку атака может вестись только в одном направлении, необходимо, атакуя огонь, не дать ему распространиться. Когда самолет лежит на земле, атаку надо вести как можно ближе к поверхности земли. Около земли жара меньше. (Ствольщикам иногда приходится садиться на корточки или даже ложиться, чтобы уменьшить влияние жары). При этом уменьшается также опасность поражения при возможном взрыве.

Рис. 42. Спасание экипажа и пассажиров (только в случае самолета небольшого веса).

Если под фюзеляжем разлилось значительное количество бензина (например, вследствие разрыва или взрыва бака), надо попытаться развернуть самолет, чтобы уменьшить действие жары на спасаемых и тем самым дать им возможность ожидать эвакуации из самолета. Немедленно атаковать огонь под передней частью фюзеляжа, чтобы нейтрализовать лужу горючего. Как только огонь впереди несущей поверхности, будет потушен, попытаться открыть дверь экипажа. Для уменьшения жары внутри самолета можно попробовать подавать внутрь фюзеляжа углекислоту.

Рис. 43. Прикрытие и защита спасательной команды.

Спасающие должны охлаждаться струями огнегасительного вещества из стволов (главным образом из углекислотных раструбов) и использовать "сбивающий" эффект струй, что обеспечивает им во многих случаях подход к дверям самолета. Если дверями самолета воспользоваться нельзя, следует вскрыть фюзеляж, по возможности со стороны, противоположной огню. В этом случае, если это необходимо, можно применить углекислоту для тушения внутри самолета.

 

(До настоящего времени тушение магния (особенно посреди лужи бензина) было очень серьезной проблемой. Недавние опыты показали, что сейчас тушение магния уже возможно, и надо надеяться, что техника его тушения будет быстро прогрессировать.