III. ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Неоднократно ставился вопрос о том, следует ли в целях облегчения борьбы с огнем на самолетах устанавливать вдоль взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек пожарные краны, питаемые от водопроводной системы с постоянным напором.

Если в некоторых странах, особенно в Англии, это считают целесообразным, то во Франции, а также в остальных странах Европы, по-видимому, придерживаются иного мнения.

Не говоря уже о неудобствах, связанных с наличием водопроводов с большим напором вблизи взлетно-посадочных полос (опасность разрыва труб и утечки воды, что может привести к размыву грунта), необходимость рытья траншей и утепления трубопроводов настолько увеличивает денежные затраты, что водопроводы становятся абсолютно нерентабельными.

Кроме того, если такая система и представляет определенный интерес для борьбы с огнем на полосах и поблизости от них, она оказывается недейственной в случае пожара в нескольких сотнях метров от аэродрома.

Наконец, она не освобождает пожарных от необходимости прокладывать рукавные линии к месту пожара от ближайшего крана, а эта операция является более сложной, чем это может показаться, и для ее проведения требуется всегда довольно много времени.

Все это говорит о том, что более выгодным является использование автоцистерн с водой, что представляет собой более гибкий, экономичный, быстрый и удобный способ водоснабжения.

Однако система пожарных кранов или гидрантов должна сохраняться в производственных зонах, зонах хранения горючих жидкостей, в зонах сооружений и вдоль мест стоянок, — одним словом, там, где место возможного пожара является определенным.

Наконец, особенно когда питание водопроводов недостаточно или может случайно нарушиться, всегда можно прибегнуть к системе врытых в землю цистерн, рационально распределенных по площади в зависимости от места возможных пожаров. Но эти цистерны, даже скрытые в земле, ни в коем случае не должны находиться в пределах зоны взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек.

В случае, если на аэродроме имеется собственная сеть, необходимо всегда, когда это возможно, предусматривать два разных источника питания сети водой, причем каждый из этих источников должен быть в состоянии один обеспечивать потребное количество воды. Благодаря системе затворов аэродром может снабжаться водой или из обоих источников или только от одного. Система затворов должна быть устроена так, чтобы вода из используемого в данный момент водовода не попадала в водовод, лишенный в это время воды.

Месторасположение источников воды — цистерн, пожарных кранов и гидрантов, а также водоводов и средств переключения— должно быть хорошо известно всему личному составу пожарно-спасательной службы.