II. РАЗМЕЩЕНИЕ СЛУЖБЫ НА АЭРОДРОМЕ

I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Часть вторая

А. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Идет ли речь о гражданских аэродромах или о военно-воздушных базах, обычно считается (как во Франции, так и за границей), что основными задачами пожарно-спасательной службы являются следующие:

а) обеспечить тушение пожаров и спасание людей и иму­щества при несчастных случаях на аэродроме и в его окре­стностях;

б) изучать и проводить в жизнь мероприятия, обеспечи­вающие предотвращение и ликвидацию пожаров в зданиях и сооружениях, расположенных на аэродроме и в приле­гающей к нему зоне;

в) организовать и обеспечить оказание первой помощи раненым, а в случае необходимости — их перевожу к месту госпитализации;

г) в случаях, не терпящих отлагательства, принимать участие в выполнении других работ или же действовать са­мостоятельно до вступления в действие компетентных служб, после чего действовать совместно с ними.

К некоторым из этих пунктов следует сделать несколько дополнительных замечаний:

1. К пункту "в". Наличие на крупных таможенных аэро­дромах санитарного контроля изменяет условия перевозки и госпитализации раненых. Эта контрольная служба, распо­лагающая медицинским персоналом и транспортными сред­ствами, может освободить пожарно-спасательную службу от части ее обязанностей, беря перевозку и госпитализацию раненых на себя (обычным порядком).

В случае тяжелой катастрофы необходимо, чтобы пожарно-спасательная служба (а за неимением, таковой — общие службы аэродрома) могли обеспечить перевозку и госпита­лизацию раненых в приемлемые сроки, то есть в большинстве случаев до прибытия внешней помощи.

2. К пункту "г". Так как размеры современных самолетов таковы, что аварийно-спасательная служба не всегда может оказать эффективную помощь ввиду отсутствия соответст­вующих средств, то при некоторых авариях, влекущих за собой только материальный ущерб, роль этой службы сво­дится к оказанию лишь срочной помощи.

Поэтому выполнение некоторых операций (например, уборка взлетно-посадочных полос) должно возлагаться на общие службы аэродрома.

Однако следует отметить, что в большинстве случаев аварийно-спасательные службы оказываются весьма полез­ными благодаря тому, что они могут быстро вступить в дей­ствие, умеют хорошо действовать в трудной обстановке, что позволяет им выполнять срочные операции и подготавли­вать условия для работы специализированных служб.

Само собой разумеется, что нельзя сосредоточивать все силы и средства пожарной охраны в каком-либо одном ме­сте аэродрома, поскольку эта охрана должна вести наблю­дение за несколькими объектами:

а) за местами стоянок и технического обслуживания;

б) за взлетно-посадочными полосами (при взлете и по­садке), а также за подступами к аэродрому, особенно в на­правлении "воздушных коридоров";

в) за аэродромными зданиями и сооружениями.

Чтобы успешно выполнить разнообразные задачи, необ­ходимо разумно разместить на местности средства аварий­но-спасательной охраны, так как быстрота действий зависит от того, насколько близко находятся спасательные средства.

Во всех случаях на основной станции (На очень больших аэродромах может оказаться необходимым создать две основные станции с двумя подвижными постами. Поло­жение этих постов может меняться в зависимости от действующих полос), расположенной либо в центре зоны зданий и сооружений, либо в географи­ческом центре летного поля (летной зоны), будет находиться наибольшая часть личного состава. Таким образом, воз­можны два случая:

1. Основная станция расположена в центре зоны зданий и сооружений.

Основные средства сгруппированы в одном месте, однако одна из легких машин будет выделяться для наблюдения за местами стоянок; другая машина (такой же или большей мощности) будет высылаться для наблюдения за взлетно-посадочными полосами. На очень крупных аэродромах может оказаться необходимым выслать для наблюдения за летным полем несколько машин.

2. Основная станция расположена в географическом цен­тре летного поля.

В этом случае может оказаться излишним высылать одну или несколько машин для наблюдения за полосами, так как оно будет вестись с самой станции, оборудованной для этого наблюдательной вышкой, позволяющей вести наблюдение за всеми полосами и подступами к аэродрому, особенно в зонах воздушных подходов к ВПП.

Очевидно, что в этом случае личный состав должен нахо­диться в постоянной боевой готовности, а с вышки должно вестись постоянное наблюдение.

Одна легкая машина выделяется для наблюдения за ме­стами стоянок (в основном она направляется туда, где про­исходит заправка самолетов топливом и запуск двигателей).

Каким бы ни было размещение сил и средств, необхо­димо следить за тем, чтобы дороги были всегда свободны и не приходилось пользоваться (взлетно-посадочными поло­сами и рулежными дорожками, так как они могут оказаться занятыми в момент выезда пожарных машин.