V. НАЛИЧИЕ ВНЕШНИХ СИЛ И СРЕДСТВ
IV. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ОТ СООРУЖЕНИЙ И ЗДАНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ВБЛИЗИ АЭРОДРОМА
Эти сооружения вне аэродрома представлены средствами освещения, радиосвязи и радионавигации.
Когда аэродромы расположены в центре густо застроенной зоны, опасность может увеличиваться из-за построек, и особенно тех, которые по своему характеру являются пожаро- или взрывоопасными (заводы, мастерские, склады горючих материалов и т. п.). Так как любое падание самолета на эти постройки может иметь серьезные последствия (взрыв или пожар), необходимо иметь специальные средства, способные быстро и эффективно оказать воздействие в таких случаях.
Учитывая большое значение для обеспечения полетов средств освещения, радиосвязи, радионавигации, соответствующие сооружения должны оборудоваться стационарными средствами сигнализации и огнетушения (следует руководствоваться нормами страховых обществ, предлагаемыми для противопожарного оборудования электротехнических сооружений) .
Что касается построек, и особенно тех, которые характеризуются особой пожароопасностью, то они должны быть обеспечены средствами в количестве, соответствующем размерам опасности.
Этот вопрос должен быть изучен для каждого аэродрома в отдельности при участии местных аварийно-спасательных служб.
На помощь внеаэродромных сил и средств можно рассчитывать главным образом в нормальной для них зоне действия. Внутри аэродрома они будут использоваться только в случае недостаточности или полного отсутствия аэродромных средств.
Они расположены таким образом, что их можно быстро и наиболее эффективно использовать лишь тогда, когда несчастный случай или пожар самолета возникли вне аэродрома, на некотором расстоянии от его границ.
В случае загорания зданий на территории аэродрома внеаэродромные средства должны привлекаться, как правило, лишь в качестве усиления. При пожаре или аварии самолета вне территории аэродрома и на некотором удалении от него они высылаются сразу же по получении извещения. Когда несчастный случай "предвидится", они высылаются по предварительному вызову начальника аэродрома, в других случаях они могут привлекаться для усиления аэродромных средств, если последние окажутся недостаточными.
Для того чтобы наличные внешние средства могли позволить в какой-то мере уменьшить количество аэродромных средств, необходимо, чтобы они удовлетворяли следующим условиям:
были удалены от аэродрома не больше чем на 8 км (или на меньшее расстояние, чем то, которое может быть покрыто при любых обстоятельствах менее чем за 10 минут);
имели постоянную прямую связь с аэродромом (телефонную или по радио);
были в состоянии эффективно действовать, то есть иметь достаточное по количеству и удовлетворительное по качеству пожарно-техничеокое вооружение (пригодное для тушения крупных пожаров углеводородов), иметь личный состав с достаточной физической и профессиональной подготовкой (знание аэродрома и подступов к нему, знание особенностей тушения пожара на самолете и т. д.).
Лишь в случае точного удовлетворения всех этих условий можно ставить вопрос о сокращении аэродромных пожарно-спасательных средств. В противном случае внешние средства помощи должны рассматриваться лишь как дополнительные.