III. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

II. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА АЭРОДРОМЕ

а) Служебные здания и сооружения

Эти здания представляют такую же пожарную опас­ность, . как и обычные помещения, используемые под, кон­торы, оклады и ателье. Однако на некоторых складах (та­моженные, товарные и т. п.) могут находиться вещи, хотя и не очень опасные в пожарном отношении, "о обычно пред­ставляющие большую материальную ценность.

В таких случаях в этих зданиях следует устанавливать системы автоматической сигнализации и автоматического огнетушения (установка этих систем должна производиться по нормам страховых обществ).

Конторские помещения и мастерские должны защищаться в пожарном отношении в соответствии с обычными прави­лами пожарной охраны (если какое-либо помещение подпа­дает под закон о номенклатурных заведениях — закон от 19 декабря 1917 г., то в отношении его надо применять пре­дусмотренные законом меры; во всех других случаях сле­дует ограничиваться нормами защиты, предлагаемыми стра­ховыми компаниями).

Сооружения на аэродроме и вне его представлены глав­ным образом электротехническими сооружениями (силовые и осветительные трансформаторы, система ночного освеще­ния, радиостанции и радионавигационное оборудование).

Постоянная охрана этих сооружений от пожара имеет серьезное значение, так как любой пожар здесь может при­вести к более или менее серьезному нарушению воздушного движения. При расположении этих средств вне аэродрома, учитывая удаление от пожарно-спасательных средств, по­жарная охрана их должна быть усилена.

б) Общественные здания

Эти здания не представляют особой пожарной опасности, однако считать их совершенно безопасными нельзя. Учи­тывая возможность скопления в них многочисленной пуб­лики, они должны оборудоваться в противопожарном отно­шении в соответствии с законодательными положениями, существующими для зданий этой категории. Здесь можно руководствоваться декретом, министра внутренних дел от 13 августа 1954 г., в частности, в отношении числа, разме­ров и расположения выходов, а также распределения во всех помещениях портативных пожарных средств.

Выше мы видели, что понятие "ангар — стоянка" должно быть заменено понятием "ангар — завод".

В то время как в "ангаре — стоянке" практически не было никакой опасности пожара или взрыва (если не считать случаев, явившихся результатом злого умысла или недопу­стимой беспечности), в "ангаре — заводе", где осуществ­ляется техническое обслуживание, проверка и ремонт само­летов и моторов, такая опасность существует.

Манипуляции с горючим, часто производимые недоста­точно осторожно, сварочные работы, окраска с применением пульверизационных устройств — все это создает серьезную опасность возникновения пожара или взрыва и приводит к тому, что "ангары — мастерские" должны относиться к числу опасных, вредных для здоровья и неудобных помещений и на этом основании обеспечиваться в противопожарном от­ношении в соответствии с законом о номенклатурных заве­дениях от 19 декабря 1917 г.

Однако надо учитывать, что не везде степень опасности одинакова. Поэтому для более точного* определения объема необходимых средств предлагается все помещения делить на три категории в соответствия с пожарной опасностью, кото­рую они представляют:

а) ангары — мастерские, склады горючего в бочках, ма­лярные и сварочные мастерские, помещения для хранения горючих материалов;

б) деревообделочные цехи, металлообрабатывающие цехи и склады соответствующих материалов;

в) склады горючих материалов, в которых не произво­дится никаких работ с этими материалами.

Помещения категория "а" должны быть снабжены си­стемой автоматической сигнализации и автоматического огнетушеняя. Помещения категории "б" — только системой сигнализации. Наконец, помещения категории "в" должны находиться под наблюдением обходчиков или сторожей.

Системы автоматической сигнализации и автоматического огнетушения должны устанавливаться в соответствии с нор­мами страховых обществ.

Необходимое число пожарных должно определяться, ис­ходя из следующих норм;

здания категории "а" — 1 пожарный На 5000 м2;

" " "б" — 1 пожарный на 10 000 м2;

" " "в" — 1 пожарный на 20 000 м2.

Если по этим нормам будет определен такой общий чис­ленный состав пожарных, содержать который аэродрому бу­дет слишком тяжело в финансовом отношении, то средства на его содержание могут быть получены введением специ­ального обора или путем увеличения посадочных сборов с компаний, арендующих помещения в соответствии с суще­ствующим законодательством. Эти цифры более или менее точно соответствуют существующему в настоящее время по­ложению на крупных аэродромах и послужили основой для расчета таблиц личного состава, приведенных в приложении.