III. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
II. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА АЭРОДРОМЕ
а) Служебные здания и сооружения
Эти здания представляют такую же пожарную опасность, . как и обычные помещения, используемые под, конторы, оклады и ателье. Однако на некоторых складах (таможенные, товарные и т. п.) могут находиться вещи, хотя и не очень опасные в пожарном отношении, "о обычно представляющие большую материальную ценность.
В таких случаях в этих зданиях следует устанавливать системы автоматической сигнализации и автоматического огнетушения (установка этих систем должна производиться по нормам страховых обществ).
Конторские помещения и мастерские должны защищаться в пожарном отношении в соответствии с обычными правилами пожарной охраны (если какое-либо помещение подпадает под закон о номенклатурных заведениях — закон от 19 декабря 1917 г., то в отношении его надо применять предусмотренные законом меры; во всех других случаях следует ограничиваться нормами защиты, предлагаемыми страховыми компаниями).
Сооружения на аэродроме и вне его представлены главным образом электротехническими сооружениями (силовые и осветительные трансформаторы, система ночного освещения, радиостанции и радионавигационное оборудование).
Постоянная охрана этих сооружений от пожара имеет серьезное значение, так как любой пожар здесь может привести к более или менее серьезному нарушению воздушного движения. При расположении этих средств вне аэродрома, учитывая удаление от пожарно-спасательных средств, пожарная охрана их должна быть усилена.
б) Общественные здания
Эти здания не представляют особой пожарной опасности, однако считать их совершенно безопасными нельзя. Учитывая возможность скопления в них многочисленной публики, они должны оборудоваться в противопожарном отношении в соответствии с законодательными положениями, существующими для зданий этой категории. Здесь можно руководствоваться декретом, министра внутренних дел от 13 августа 1954 г., в частности, в отношении числа, размеров и расположения выходов, а также распределения во всех помещениях портативных пожарных средств.
Выше мы видели, что понятие "ангар — стоянка" должно быть заменено понятием "ангар — завод".
В то время как в "ангаре — стоянке" практически не было никакой опасности пожара или взрыва (если не считать случаев, явившихся результатом злого умысла или недопустимой беспечности), в "ангаре — заводе", где осуществляется техническое обслуживание, проверка и ремонт самолетов и моторов, такая опасность существует.
Манипуляции с горючим, часто производимые недостаточно осторожно, сварочные работы, окраска с применением пульверизационных устройств — все это создает серьезную опасность возникновения пожара или взрыва и приводит к тому, что "ангары — мастерские" должны относиться к числу опасных, вредных для здоровья и неудобных помещений и на этом основании обеспечиваться в противопожарном отношении в соответствии с законом о номенклатурных заведениях от 19 декабря 1917 г.
Однако надо учитывать, что не везде степень опасности одинакова. Поэтому для более точного* определения объема необходимых средств предлагается все помещения делить на три категории в соответствия с пожарной опасностью, которую они представляют:
а) ангары — мастерские, склады горючего в бочках, малярные и сварочные мастерские, помещения для хранения горючих материалов;
б) деревообделочные цехи, металлообрабатывающие цехи и склады соответствующих материалов;
в) склады горючих материалов, в которых не производится никаких работ с этими материалами.
Помещения категория "а" должны быть снабжены системой автоматической сигнализации и автоматического огнетушеняя. Помещения категории "б" — только системой сигнализации. Наконец, помещения категории "в" должны находиться под наблюдением обходчиков или сторожей.
Системы автоматической сигнализации и автоматического огнетушения должны устанавливаться в соответствии с нормами страховых обществ.
Необходимое число пожарных должно определяться, исходя из следующих норм;
здания категории "а" — 1 пожарный На 5000 м2;
" " "б" — 1 пожарный на 10 000 м2;
" " "в" — 1 пожарный на 20 000 м2.
Если по этим нормам будет определен такой общий численный состав пожарных, содержать который аэродрому будет слишком тяжело в финансовом отношении, то средства на его содержание могут быть получены введением специального обора или путем увеличения посадочных сборов с компаний, арендующих помещения в соответствии с существующим законодательством. Эти цифры более или менее точно соответствуют существующему в настоящее время положению на крупных аэродромах и послужили основой для расчета таблиц личного состава, приведенных в приложении.