II. ЮРИДИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

а) Французское право об ответственности

Несчастные случаи с самолетами могут повлечь за собой:

1. Ответственность авиационной компании за несчастные случаи, происшедшие в полете или во время посадки (даже при отсутствии какой-либо вины со стороны компании или ее агентов); эта ответственность вытекает из договора о пере­возке как пассажиров, так и грузов. Поскольку эта ответст­венность не распространяется на руководство аэродрома, мы не будем ее здесь рассматривать.

2. Ответственность юридического лица, эксплуатирую­щего аэродром, с момента установления его вины; причем юридическим лицом в данном случае может быть государ­ство, общественная организация, частновладельческое пред­приятие или просто частное лицо. Эта ответственность в от­ношении частных лиц и предприятий определяется граждан­скими судами, а в отношении государственных или общественных организаций — арбитражами.

Если пожарно-спасательная служба входит в состав эксплуатационных служб аэродрома, то любое ее упущение или недостаточно четкая работа могут повлечь за собой ответственность лица, отвечающего за эксплуатацию аэро­дрома, либо за весь причиненный ущерб, либо за убытки, понесенные в результате неэффективности или отсутствия спасательных средств.

3. Ответственность общины, на территории которой нахо­дится аэродром, в случае неэффективности ее системы по­жарной охраны. К этой ответственности, установленной Муниципальным законом от 5 апреля 1884 г. (ст. 97, п. 6), муниципалитет может привлекаться лишь в случае соверше­ния им тяжелых нарушений при оказании помощи упав­шему вне аэродрома самолету (запоздалое прибытие по­мощи, недостаточность средств, недостаточная маневрен­ность и т. п.).

Если в общине нет своей пожарной команды и она дол­жна обращаться в спасательный центр, то немедленный вызов муниципалитетом команды из этого центра освобож­дает Муниципалитет от ответственности.

Что касается спасательного центра, то, если он находится вблизи аэродрома, но его техническое оснащение не вклю­чает в себя средств, приспособленных для борьбы с пожа­рами самолетов, он, по нашему мнению, также может быть привлечен к ответственности.

4. Ответственность государства за недостаточный конт­роль за обеспечением безопасности аэродрома, открытого для общественного пользования.

Точно так же, как любой аппарат и любая машина, явля­ющиеся опасными, должны перед введением их в эксплуа­тацию подвергаться контролю со стороны государства, и по­добно тому, как любое предприятие, представляющее опас­ность, должно иметь разрешение на открытие и контролиро­ваться в своей деятельности, ни один аэродром не должен быть открыт для обслуживания воздушных линий, если он не оборудован минимумом спасательных средств, которые должны подвергаться периодическому контролю.

Хотя при этом нельзя сослаться на какие-либо положе­ния законодательства, государство как общественная власть (не отвечающая за эксплуатацию) может считаться ответ­ственным совместно с органом или лицом, отвечающим за эксплуатацию, во всех случаях, когда будет установлено, что аэродром открыт и функционирует без соблюдения ми­нимальных условий безопасности и при отсутствии необхо­димого контроля.

б) Рекомендации ИКАО(Международная организация гражданской авиации Местопре­бывание оргкомитета — г. Монреаль)

ИКАО в области пожарной охраны летательных аппара­тов и аэропортов ограничилась составлением одного доку­мента (циркуляр 4-AN/3 июнь 1948 г.).

Отдел аэродромов, воздушных линий и наземных соору­жений ИКАО решил на 3-й сессии в 1947 г., что еще не на­стало время рекомендовать Совету ИКАО принять по дан­ному вопросу международные стандарты и нормы. Он пред­ложил опубликовать в виде циркуляра составленный специальной комиссией экспертов документ об оснащении и оборудовании аэродромов с целью пожарной охраны и спа­сания людей в случае аварий самолетов (указанный выше циркуляр 4). На той же сессии по этому вопросу обсуждался еще один документ (док. 4686 AGA/525-18-9-47), представ­ленный Англией. Оба эти документа, хотя и не обязывают аэродром иметь службу пожарной охраны и спасания, од­нако рекомендуют "возложить ответственность за отсутст­вие средств оказания помощи при несчастных случаях, борьбы с пожарами и спасания в первую очередь на адми­нистрацию аэродрома" (следует отметить, что рассмотрение этого вопроса, который должен был снова быть поставлен на сессии отдела в 1949 г., откладывается и по сей день).

ИКАО недавно опубликовала циркуляр 41AN/36, в кото­ром полностью воспроизводятся документы № 402 и 403 Национальной ассоциации по борьбе с пожарами. Однако в предисловии к этому циркуляру говорится: "Эта докумен­тация публикуется в форме циркуляра ИКАО для того, чтобы государства могли легче получить и изучить ее, но ре­комендации, изложенные там, не должны рассматриваться как отражающие точку зрения ИКАО".

В связи с этим следует отметить, что в ноябре — декабре 1953 г. ИКАО (Комиссия AGA) на пленарной сессии, со­стоявшейся в Санта-Крус, на о-ве Тенериф, приняла следую­щую рекомендацию за № 17 (документ 7434 — AFI, 11AGA):

"Государствам рекомендуется при определении средств, выделяемых аэродромам для спасания людей, борьбы с ог­нем и помощи при несчастных случаях, учитывать советы, содержащиеся в циркуляре ИКАО 4 — AN/3, озаглавленном "Оборудование аэродромов для тушения пожаров и спаса­ния людей при посадке самолетов". Следует обратить особое внимание на параграфы 15 и 16 этого циркуляра, касаю­щиеся необходимой численности личного состава и его под­готовки".

Мы в максимальной степени руководствовались этой ре­комендацией как в отношении личного состава, так и в отно­шении материальной части. Силы и средства, предлагаемые в данной работе, по меньшей мере столь же эффективны, как и рекомендуемые указанным циркуляром.

III. ОГРАНИЧЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

а) Мнение американцев

Комитет по пожарной охране авиации и авиапортов Национальной ассоциации по борьбе с пожарами (НАБП) заявляет в своем бюллетене № 8 (декабрь 1946 г.):

"Спасание пассажиров и борьба с огнем на аэродроме — первостепенные обязанности начальника аэродрома незави­симо от того, является ли он представителем государства, частной компании или частным лицом.

Рекомендуется как можно шире практиковать взаимную помощь различных аэродромных служб в деле спасания лю­дей и тушения пожаров, а также использовать средства, ко­торые могут предоставить муниципалитеты находящихся в непосредственной близости от аэродрома населенных пунк­тов. Ответственность начальника аэродрома за спасание пас­сажиров и борьбу с огнем распространяется также на близ­лежащие, легко доступные окрестности аэродрома, если за них не отвечают другие общественные службы, соответст­вующим образом организованные и оснащенные.

Чувство долга в отношении защиты того или иного рай­она помогает преодолеть искусственные барьеры, существу­ющие между государствами, населенными пунктами и дру­гими территориальными образованиями.

Начальники аэродромов должны способствовать тому, чтобы гражданские органы пожарной охраны занимались вопросами спасания и тушения пожаров на самолетах, и консультировать их по различным специальным проблемам".

б) Положение во Франции

Вышеприведенный текст не устанавливает точно соответ­ствующей доли ответственности начальника аэродрома, ор­ганизаций и лиц, пользующихся аэродромом, и людей, жи­вущих по соседству с аэродромом. Его достоинство', однако, в том, что спасание пассажиров и борьба с огнем на аэродроме считается первостепенной обязанностью начальника аэродрома.

Конечно, инженерно-технические работники одни не в со­стоянии определить соответствующую долю ответственности с вытекающими из "ее финансовыми последствиями, которую юридически должен нести каждый из тех, кто в той или иной мере бывает связан с различной деятельностью аэродрома в момент, когда несчастный случай с самолетом происходит в близлежащей от аэродрома местности.

На первый взгляд кажется, что администрация аэродрома (безразлично гражданского или военного), который уже по одному характеру своей деятельности создает дополнитель­ную опасность для жителей соседнего или соседних населен­ных пунктов, должна нести значительную долю ответствен­ности за увеличение опасности возникновения несчастных случаев в данных пунктах.

Авиационные компании, пользующиеся аэродромом и в силу своей деятельности в области воздушного транспорта способствующие увеличению опасности, тоже должны вести значительную долю ответственности.

Тем не менее, и особенно во Франции, мэр каждого из близлежащих городов отвечает в соответствии с муници­пальным законом от 5 апреля 1884 г. за "предупреждение тяжелых происшествий путем принятия соответствующих мер и ликвидацию их последствий путем оказания помощи при несчастных случаях и таких общественных бедствиях, как пожары, прибегая в случае необходимости к помощи со стороны вышестоящей администрации". К этой доле ответ­ственности, определяемой его должностным положением, до­бавляется еще и ответственность, связанная с расположе­нием аэродрома вблизи города.

Бесспорно, что расположение аэродрома более или менее близко от крупного города ведет к выгодному для этого го­рода увеличению деловой активности, его процветанию. По­этому нет ничего ненормального в том, что муниципалитет должен нести часть расходов по техническому оснащению и содержанию личного состава пожарной охраны, связанных с увеличением опасности для населенного пункта из-за поле­тов самолетов.

Если невозможно добиться от муниципалитетов участия в финансировании оснащения аэродрома пожарной техникой, то необходимо обязать общины иметь свои специальные средства, приспособленные для тушения пожаров самолетов (хотя было бы значительно выгоднее передать эти средства в распоряжение аэродрома, если на нем проводится постоян­ное дежурство личного состава, способного использовать их). Последнее предложение особенно важно для небольших на­селенных пунктов, расположенных вблизи аэродрома, где нет постоянно дежурящих пожарных команд. В крупном го­роде вопрос ставится иначе, так как такая команда в нем существует, и часто для решения проблемы оказывается до­статочным произвести перераспределение в территориальном размещении средств и приспособить их с учетом особого характера пожарной опасности в авиации.

В случае когда речь может идти только о финансовом участии муниципалитетов (в основном в районах с немно­гочисленным населением), не располагающих достаточными средствами, можно использовать департаментскую пожарно-спасательную службу.

Было бы правильным вообще распространить это поло­жение на департамент, так как именно департамент во Фран­ции обязан организовать спасательную службу на всей своей территории (само собой разумеется, что при органи­зации этой службы распределение спасательных средств должно производиться с учетом размещения очагов различ­ной степени опасности).

Однако, учитывая, что условия, в которых находятся раз­личные аэродромы, неодинаковы, трудно определить раз и навсегда содержание принципа "взаимной помощи", если не считать его общего смысла. Практическое применение этого принципа зависит каждый раз от конкретных условий и каж­дый раз представляет новую проблему.

Поэтому доля, которую каждый должен внести в созда­ние необходимого специального оборудования как на аэро­дроме, так и в каждом из городов или населенных пунктов, интересы которых в том или ином отношении (иногда про­тивоположные) затронуты развитием и увеличением воздуш­ных сообщений и возросшей в связи с этим опасностью, должна быть определена юристами и законодателями.

Государство, сохраняющее на всех общественных аэро­дромах независимо от того, кто их эксплуатирует, контроль за воздушным движением, должно также сохранить за со­бой и контроль за всем тем, что может способствовать обес­печению безопасности воздушных перевозок (в частности, за пожарно-спасательной службой).

В этих условиях можно установить следующий принцип распределения ответственности;

в) Гражданская ответственность

Государства — за все, что касается защиты от пожара, а если необходимо, и за спасание людей в общественных зданиях, сооружениях (на аэродроме и вне его) и в само­летах, находящихся на земле.

Лиц, ведающих вопросами эксплуатации — за то же, что и государство, но в служебных зданиях и самолетах, нахо­дящихся в воздухе.

г) Финансовая ответственность (или участие)

Государства — см. пункт "в".

Лиц, отвечающих за эксплуатацию, — см. пункт "в".

Муниципалитетов — финансовое участие (или приобрете­ние оснащения, способного обеспечить их собственную охрану). В случае невозможности (недостаток средств) — финансовое участие департаментской спасательной службы.

Б. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ