Процедура и основные компоненты экспертной деятельности
Проведение любой экспертной процедуры обусловлено появлением конкретного запроса на экспертизу извне, потому экспертная деятельность носит дискретный и внешне детерминированный характер.
Участие эксперта в проведении экспертных процедур обусловлено двумя основными факторами: во-первых, наличием у него исследовательского интереса к объекту экспертизы, а во-вторых, его профессиональной специализацией, определяющей его возможности и ограничения. Добровольное принятие экспертом запроса извне и оформление его в виде экспертной задачи представляет собой первый шаг в цепочке экспертной деятельности. Именно на этом этапе в максимальной степени проявляется мотивационный компонент профессиональной деятельности эксперта.
Состав и структура мотивационно-потребностной сферы эксперта во многом предопределяются достаточно специфическим содержанием данного вида профессиональной деятельности. Основу ее составляет исследовательская деятельность, неразрывно связанная с необходимостью тесного взаимодействия и общения со всеми участниками экспертного процесса. Кроме того, следует отметить, что данный вид профессиональной деятельности не может быть отнесен к разряду массовых, а является делом достаточно узкой группы специалистов высокой квалификации. Однако при этом наличие высокого уровня профессиональной компетентности является необходимым, но не достаточным условием готовности специалиста к экспертной деятельности. И это также предъявляет определенные требования к мотивационной сфере эксперта. В особенности это важно при проведении такой сложной и ответственной работы, как экспертное консультирование на ПМПК, где фактически часто решается судьба ребенка. В основе понимания процесса экспертизы лежит представление о ней прежде всего как об исследовании. Имея определенные черты сходства, с одной стороны, с научным исследованием, а с другой - с мониторинговыми исследованиями, экспертиза обладает и своими отличительными особенностями.
Научное исследование имеет конечной целью открытие нового научного знания, оформляемого в виде законов, закономерностей, теорий, концепций и т. п. Экспертное исследование имеет другую цель - это получение экспертного знания об объектах исследования. В отличие от мониторингового исследования, которое носит от массовый характер, экспертное имеет дело с единичным.
Основные функциональные компоненты экспертной деятельности:
• информационно-аналитический;
• рефлексивный;
• прогностический;
• коммуникативный.
Все выделенные функциональные компоненты взаимодействуют между собой, но тем не менее могут быть описаны как относительно автономные единицы.
Информационно-аналитическийкомпонент составляет начальный этап деятельности эксперта и включает в себя следующие действия:
• изучение запроса на экспертизу и представленных заказчиком материалов о ее объекте;
• обсуждение с заказчиком целей и задач экспертизы, определение конкретных задач и программы экспертного исследования, включающей выбор форм и средств измерения, показателей и критериев оценивания объекта экспертизы;
• реализацию программы экспертного исследования, обработку и оформление результатов измерений;
• анализ всей совокупности полученной об объекте экспертизы информации; выделение наиболее существенных, значимых ее элементов.
Таким образом, в рамках информационно-аналитической деятельности экспертом решаются две основные задачи:
• получение по возможности полной и достоверной информации об объекте экспертизы;
• выделение в ней наиболее существенных с точки зрения целей и задач экспертизы единиц информации.
Обязательным условием является создание атмосферы доброжелательности, открытости и взаимной заинтересованности, которая зависит от позиции эксперта по отношению ко всем участникам экспертного процесса - позиции партнерства и совместного поиска в решении экспертных задач.
Рефлексивныйкомпонент образует основное содержание экспертной деятельности и рассматривается в качестве центрального ее компонента.
В рамках рефлексивной деятельности осуществляются сбор и интеграция наиболее существенных признаков, выделенных в ходе информационно-аналитической деятельности, в целостный индивидуальный образ изучаемого объекта. Однако главное заключается не столько в целостном представлении об объекте экспертизы, сколько в осмыслении его природы и сущности и понимании меры его уникальности, неповторимости.
Последовательность умственных действий в рефлексивной деятельности эксперта можно представить в виде следующей цепочки:
• создание целостного представления об объекте экспертизы;
• выбор или построение теоретической модели объяснения;
• «опознание» и представление объекта экспертизы средствами теоретической модели.
Прогностическийкомпонент экспертной деятельности в наибольшей степени присутствует на завершающем ее этапе. В действительности деятельность эксперта не ограничивается только исследованием и осмыслением реального состояния того или иного явления, но и предполагает определение потенциала его развития, прогнозирование этого развития. «Экспертиза, - отмечает А. Н. Тубельский, - есть работа с будущим в настоящем» (1998, с. 13).
К основным методам осуществления прогностической деятельности эксперта можно отнести:
• изучение и анализ существующего опыта;
• построение гипотез;
• создание прогностических моделей.
В деятельности эксперта, наряду с отчетливо выраженным прогностическим компонентом, может присутствовать также собственно проектировочныйкомпонент. Такая функция эксперта рассматривается как один из ведущих принципов его деятельности - принцип участия экспертов в дальнейшем проектировании и развитии эксперимента» (А. Н. Тубельский).
Коммуникативныйкомпонент экспертной деятельности выделяется в качестве самостоятельного в силу его значительной роли на всех этапах проведения экспертизы. Как уже отмечалось ранее, деятельность эксперта осуществляется как деятельность совместная, то есть предполагает взаимодействие и общение всех участников этого процесса. В качестве субъектов взаимодействия выступают, с одной стороны, члены экспертной группы (в ситуациях групповой экспертизы), а с другой – объекты экспертизы.
Совместная деятельность в рамках экспертной группы может быть описана как деятельность временной малой группы, которая имеет определенные особенности. Прежде всего гибкий характер комплектования группы. Она формируется в (соответствии с конкретным экспертным запросом из специалистов различного профиля: психологов, педагогов, управленцев, медиков, экономистов, философов и т. д. Такое комплектование проводится на добровольной основе и по согласованию с заказчиками.
Другая особенность связана с собственно экспертной позицией каждого члена группы, то есть позицией достаточной независимости и автономности. Это предопределяет и единственно возможный способ взаимодействия, в основе которого лежит равноправное сотрудничество. Конечной целью этого взаимодействия является принятие единого группового решения об объекте экспертизы, однако это не исключает права высказывания отдельного (особого) мнения любым членом экспертной группы.
Внешним проявлением экспертного взаимодействия выступают различные формы общения: дискуссии, обсуждения, интервью, совещания, консилиумы и т. п.
Коммуникативный компонент является, необходимы условием для реализации трех других основных функциональных компонентов экспертной деятельности: информациионно-аналитического, рефлексивного и прогностического. Отметим при этом, что коммуникативный компонент имеет самостоятельное значение, связанное с удовлетворением потребности человека в профессиональном общении, пребывании в благоприятной эмоциональной атмосфере.
Все компоненты образуют иерархическую структуру и могут быть рассмотрены как этапы экспертной деятельности. Каждый последующий компонент опирается на выполнение предыдущего. Исключение составляет коммуникативный компонент, который «сопутствует» всем остальным на протяжении всей деятельности эксперта. Такое представление последовательно выполняемых этапов (функциональных компонентов) является достаточно условным. В реальной экспертной деятельности оказываются задействованы смешанные механизмы.
Все выше изложенное определяет общие основы экспертной деятельности, применимые к самым разнообразным экспертным задачам.