В в е д е н и е 3 страница
РАССЕЯННОСТЬ — неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести.
РЕАКЦИЯ — ответ организма на какой-нибудь раздражитель.
РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — самопроизвольное припоминание материала, который когда-то был воспринят, но затем временно забыт и не восстанавливался в памяти.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа людей, в чем-то привлекательных для индивида. Групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.
РЕФЛЕКС — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.
РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие.
РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.
РЕФЛЕКСИЯ — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру (см. афферентный), перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители.
РЕЦЕПТОР — специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д. — и их преобразования в нервные электрические импульсы.
РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ — (см. внутренняя речь).
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.
РИГИДНОСТЬ — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.
РОЛЬ — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).
САДИЗМ — враждебные действия человека по отношению к людям, животным, приобретающие иногда форму патологического стремления наносить им вред. Стремление к разрушению, уничтожению всего, что находится вокруг. С. — одно из основных понятий, используемое Э.Фроммом для построения типологии социальных характеров.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ— использование, и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. С. как понятие введена в гуманистической психологии.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ.— (см. интроспекция).
САМООБЛАДАНИЕ— способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ— самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
САМООЦЕНКА— оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ— процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
САМОСОЗНАНИЕ— осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.
САНГВИНИК— тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой реакций.
СВЕРХАДДИТИВНЫЙ ЭФФЕКТ- более высокий в количественном и качественном отношениях по сравнению с индивидуальной работой результат групповой деятельности. С. э. возникает в малой группе при ее приближении по уровню развития к коллективу вследствие более четкого распределения обязанностей, координации действий и установления хороших деловых и личных взаимоотношений между ее членами.
СВЕРХНОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- добровольная, выходящая за пределы установленных социальных норм, деятельность человека или группы людей, направленная на оказание помощи другим людям.
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА- комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих процессы возникновения, проведения, переключения и пре-
крашения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы.
СЕНЗИТИВНОСТЬ— характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ- период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ— повышение чувствительности органов чувств под влиянием воздействия на них определенных раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же самое время на другие органы чувств (к примеру — увеличение остроты зрения под воздействием слуховых раздражителей).
СЕНСОРНЫЙ— связанный с работой органов чувств.
СЕНСУАЛИЗМ— философское учение, для которого ощущения выступают в качестве единственного источника информации и познания человеком внешнего мира.
СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ— свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки.
СИМВОЛ— знак чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом.
СИМПАТИЯ— чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
СИНЕСТЕЗИЯ— способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения.
СКЛОННОСТЬ— предрасположенность к чему-либо.
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ- вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.
СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ— значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Понятие С.л. введено А. Н .Леонтьевым.
СОВЕСТЬ— понятие, обозначающее способность человека переживать, глубоко личностно воспринимать и сожалеть о случаях нарушения им самим или другими людьми нравственных
норм. С. характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.
СОВМЕСТИМОСТЬ — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ — испытывание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей (см. также эмпатия).
СОПЕРНИЧЕСТВО — стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — сконцентрированность внимания человека.
СОТРУДНИЧЕСТВО — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать помощь им. Противоположно соперничеству.
СОХРАНЕНИЕ — один из процессов памяти, направленный на удержание в ней полученной информации-.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате С. ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНГИБИЦИЯ — торможение психических процессов, ухудшение деятельности человека в присутствии других людей под их влиянием.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - система социальных условий, определяющих психологическое развитие человека.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.
СОЦИАЛЬНАЯ ФАЦИЛИТАЦИЯ - облегчающее воздействие присутствующих людей на психологию и поведение чело-
века, выражающееся в активизации его психических процессов и состояний, улучшении практической деятельности. С.ф. противоположна социальной ингибиции.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ — ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП — искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы: национальной, религиозной, культурной и т.п.
СОЦИОГРАММА — графический рисунок, с помощью которого условно представлена система личных взаимоотношений, сложившихся между членами малой группы на данный момент времени. Используется в социометрии.
СОЦИОМЕТРИЯ — совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы.
СПЛОЧЕННОСТЬ МАЛОЙ ГРУППЫ - психологическая характеристика единства членов малой группы.
СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
СТАТУС — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.
СТИМУЛ — то, что воздействует на органы чувств человека, (см. также раздражитель).
СТРАСТЬ — сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
СТРЕМЛЕНИЕ— желание и готовность действовать определенным образом.
СТРЕСС— состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ— свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры (см. гештальт).
СУБЛИМАЦИЯ— (см. замещение).
СУБСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ— бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины (см. абсолютный порог ощущений).
СУБЪЕКТИВНЫЙ— относящийся к человеку — субъекту.
СУГГЕСТИЯ— (см. внушение).
СУРДОПСИХОЛОГИЯ— специальный раздел психологии, изучающий особенности глухих и слабослышащих людей.
СХЕМА МЫШЛЕНИЯ— система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.
ТАЛАНТ— высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ— вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
ТЕМПЕРАМЕНТ— динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— психологическая теория, рассматривающая психические процессы человека как виды внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей структуру, аналогичную внешней деятельности. Т.д. разработана А.Н.Леонтьевым.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ(см. культурно-историческая теория развития высших психических функций).
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ— общее понятие, обозначающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом человеком и животными приобретается жизненный опыт.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ - концепция, объясняющая процесс приобретения человеком опыта под влиянием социальных факторов в результате обучения, воспитания, общения и взаимодействия с людьми.
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ - теория, рассматривающая эмоции как субъективное отражение органических процессов и утверждающая их производный характер от процессов, происходящих в организме. Предложена американским психологом У.Джемсом и уточнена датским ученым ГЛанге в конце ХГХ в.
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА-БАРДА - теория, утверждающая, что эмоции являются результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие в кору головного мозга и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопровождающие их органические изменения. Т.э. К.—Б. выступает как альтернатива к теории эмоций Джемса—Ланге.
ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества.
ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура применения тестов на практике.
ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
УЗНАВАНИЕ— отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.
УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.
УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ - приобретение прижизненного опыта через механизм условного рефлекса (см. рефлекс условный).
УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
УТОМЛЕНИЕ — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ— способ математико-статистиче-ской обработки данных научного исследования, позволяющий выявить и описать лежащие в их основе, непосредственно не воспринимаемые причины, называемые факторами.
ФАНАТИЗМ— чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.
ФАНТАЗИЯ— (см. аутизм, воображение, грезы, мечты).
ФАНТОМ КОНЕЧНОСТИ— иллюзорное чувство наличия утраченной конечности — руки или ноги, длительное время сохраняющееся после их удаления.
ФЕНОТИП— приобретенные признаки или совокупность свойств, возникших на основе определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания.
ФИ-ФЕНОМЕН— иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое, возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии друг от друга.
ФЛЕГМАТИК— тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями (см.).
ФРЕЙДИЗМ— учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога З.Фрейда. Кроме психоанализа содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.
ФРУСТРАЦИЯ— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА- сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Понятие Ф.с. предложено П.К.Анохиным.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН— прижизненно сформировавшаяся органическая система, обеспечивающая работу высших
психических функций и являющаяся их анатомо-физиологиче-ской основой.
ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ— сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.
ЦЕНЗУРА — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания.
ЦЕННОСТИ— то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ- (см. ценности).
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА- часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ— характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях центральной нервной системы.
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ— устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.
ЧЕСТОЛЮБИЕ— стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ— способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.
ЧУВСТВО— высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
ЭГОЦЕНТРИЗМ— сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ- зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.
ЭЙФОРИЯ— состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
ЭКСПЕКТАЦИИ— (см. социальные ожидания).
ЭКСПРЕССИЯ— (см. выразительные движения).
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия. Э. противоположна интериоризацш (см.).
ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии.
ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
ЭМПИРИЗМ — направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту.
ЭПИФЕНОМЕН — ненужный, бездействующий придаток.
ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК — явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются и чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить.
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей.
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе.
ЭФФЕКТОРНЫЙ — (см. эфферентный).
ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, явления и состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим нормам. В Ю.п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и исправлением осужденных.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.........................................................................................................3
Раздел I. Введение в психологию.........................................................................5
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы.............................................—
Значение психологических знаний для обучения и
воспитания детей................................................................................6
Психология как наука........................................................................8
Основные отрасли психологии........................................................ 12
Методы исследования в психологии............................................... 16
Глава 2. Естественнонаучные основы психологии...............................................28
Строение, функционирование и свойства центральной нервной
системы человека.............................................................................29
Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы
связи..................................................................................................42
Анатомо-физиологическое представительство в мозге
психических процессов и состояний человека............................... 52
Генетические корни психологии и поведения...............................72
Глава 3. Психология и науки о человеке..............................................................91
Психология и история.....................................................................92
Психология и философия................................................................95
Психология и социология ...............................................................97
Психология и педагогика................................................................106
Глава 4. Развитие психики человека и животных.............................................109
Истоки психики живых существ....................................................ПО
Становление низших форм поведения и психики........................113
Развитие высших психических функций у человека.....................122
Сравнение психики человека и животных....................................125
Глава 5. Сознание человека......................,.........................................................132
Природа человеческого сознания.....................................................—
Возникновение и развитие сознания.............................................136
Сознание и бессознательное...........................................................139
Раздел II. Психология деятельности и познавательных процессов...................145
Глава 6. Деятельность.........................................................................................—
Понятие и строение человеческой деятельности.............................—
Виды и развитие человеческой деятельности................................152
Деятельность и психические процессы..........................................156
Умения, навыки и привычки.........................................................158
Глава 7. Ощущения и восприятие......................................................................165
Понятие об ощущениях..................................................................166
Измерение и изменение ощущений...............................................173
Восприятие, его виды и свойства...................................................181
Законы восприятия.........................................................................190
Глава 8. Внимание..............................................................................................201
Явления и определение внимания.................................................202
Функции и виды внимания............................................................206
Психологические теории внимания...............................................208
Развитие внимания.........................................................................211
Глава 9. Память................................................................................................217
Общее представление о памяти......................................................218
Виды памяти и их особенности .....................................................219
Индивидуальные различия памяти у людей..................................228
Теории и законы памяти................................................................232
Формирование и развитие памяти.................................................243
Глава 10. Воображение.......................................................................................260
Определение и виды воображения...................................................—
Функции воображения, его развитие.............................................265
Воображение и творчество..............................................................266
Воображение и органические процессы........................................268
Глава 11. Мышление...........................................................................................273
Природа и виды мышления............................................................274
Особенности творческого мышления.............................................282
Теории мышления в психологии ...................................................294
Развитие мышления........................................................................298
Глава 12. Речь....................................................................................................311
Речь и ее функции..........................................................................312
Речь как средство общения.............................................................318
Речь как инструмент мышления ....................................................323
Соотношение мышления и речи....................................................324
Раздел III. Психология личности......................................................................335
Глава 13. Введение в психологию личности..........................................................—
Общее представление о личности..................................................336
История исследований личности...................................................338
Современные теории личности......................................................341
Формирование и развитие личности .............................................356
Проблема устойчивости личности..................................................362
Глава 14. Способности.......................................................................................373