Серия 8

Порядок слов в предложении. Перемещения

Сложные и простые предложения с разными трудными случаями

Серия 7

Простые неполные предложения, где пропущено дополнение

Серия 6

Простые односоставные предложения без сказуемого

Серия 5

Тишина. Почему шум? Хороший слушатель. Сегодня - я, завтра — ты. На помощь! Честь по заслугам. Браво!

Плохая погода. Чудесный класс!

 

Откройте мне, пожалуйста.

Накройте побыстрее. Вы поняли? Пожалуйста, закройте!

 

Марсель вернулся усталым, его одежда была разорвана, на лбу рана.

Луи шел домой быстрым шагом.

Мы слышали детский смех за окном.

Чудесным весенним утром я прогуливался в саду под цветущими деревьями.

Маленькая черноволосая девочка сидела внизу на скамеечке.

О глаза! О поцелуи! О нежные ласки моей матери, я никогда это не забуду.

Две согбенные нищенки шли передо мной по дороге, одна из них несла на руках ребенка.

Голос Шарля, звучный и чистый, выделялся среди всех голосов в классе.

Завтра я отправляюсь в деревню покупать молоко.

Этим вечером дом Марселя был освещен ярче, чем обычно.

Я сегодня почему-то скучаю.

Я ничего не хочу знать об этом.

Время от времени люди перебегали дорогу и старались поскорее спрятаться.

В случае отказа я обращусь к директору.

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Тут он услышал стук в дверь.

 

 

В русском языке порядок слов довольно свободный, однако прямой порядок предпочтителен. В поэтической речи инверсия (обратный порядок слов) может придавать предложению особый смысл.

Прямой порядок такой: подлежащее (и все зависимые от него слова) стоит перед сказуемым (и всеми словами, относящимися к глаголу), определение перед главным словом, дополнение после главного слова-глагола, обстоятельство перед главным словом-глаголом. Это не обязательно объяснять ученикам. Достаточно перемещать части предложения и наблюдать за изменениями смысла. Лучше использовать поэтические примеры.

 

Формы сказуемого

При изучении частей речи мы не могли остановиться подробно на некоторых грамматических формах. Это возможно при изучении предложений.

На бумажной ленте написаны предложения со сказуемыми, выраженными глаголами в активном залоге, в пассивном (именное сказуемое со страдательным причастием) и возвратным глаголом.