Отличие уголовного наказания от иных мер воздействия - административных, гражданско-правовых, дисциплинарных - можно провести по следующим признакам. 1 страница

1. Уголовное наказание применяется в соответствии с уголовным законодательством. Меры административного, гражданско-правового и дисциплинарного воздействия реализуются в соответствии с нормативными правовыми актами иной отраслевой принадлежности.

2. Основанием применения уголовного наказания является совершение преступления, другие меры выступают в качестве последствия менее опасных правонарушений.

3. Уголовное наказание назначается только судом от имени государства. Иные виды принуждения могут применяться не только судьей, но и государственным органом или должностным лицом.

4. Процессуальной формой применения наказания является обвинительный приговор суда. Другие меры воздействия назначаются иными актами (решением суда, административного органа, должностного лица).

5. Содержание наказания отличается наибольшей, по сравнению с другими мерами воздействия, степенью карательного воздействия.

6. Только уголовное наказание имеет в качестве правового последствия судимость.

 

§ 2. Цели наказания

 

Целями наказания являются те социальные результаты, которых стремится добиться государство путем применения уголовного наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК целями наказания являются: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного; 3) предупреждение совершения новых преступлений.

Восстановление социальной справедливости как цель наказания впервые появилась в законе в УК 1996 г. Восстановление социальной справедливости - это морально-этическая категория, которая характеризует соотношение явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. Уголовное законодательство не ставит перед собой целью восстановление нарушенного права. Восстановление социальной справедливости не предполагает восстановления нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства. Так, назначение штрафа в случае причинения преступлением материального ущерба не является возмещением этого ущерба, а представляет собой реакцию государства в форме ограничения имущественных прав виновного как результат совершенного им преступления и взыскивается в доход государства.

Цель восстановления социальной справедливости тесно связана с принципом справедливости, который закреплен в ст. 6 УК. Можно говорить о восстановлении социальной справедливости, если как в общественном сознании, так и в сознании лица, совершившего преступление, назначенное наказание представляется соответствующим характеру и степени общественной опасности преступления, а также обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Определение исправления сформулировано в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Под ним понимают формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исходя из этого определения, исправление можно подразделить на моральное (изменение внутреннего социально-психологического облика осужденного) и юридическое (несовершение в будущем преступлений).

Приведенное определение исправления правомерно для уголовно-исполнительного законодательства. Для целей уголовного законодательства моральное исправление осужденного следует воспринимать как программу-максимум, как средство для достижения юридического исправления.

Цели уголовного наказания должны корреспондировать с задачами, стоящими перед уголовным законодательством, которыми являются охрана защищаемых уголовным законом общественных отношений и предупреждение совершения новых преступлений (ч. 1 ст. 2 УК). Законодатель, определяя исправление как цель наказания, имел в виду юридическое, а не моральное исправление виновного. Не случайно Уголовный кодекс 1996 г. не содержит такую цель, как перевоспитание осужденного, которая имела место в Уголовном кодексе 1960 г. Цели, стоящие перед уголовным наказанием, должны быть достижимы именно методами уголовного права, поэтому если лицо не совершает преступление из страха перед возможным наказанием, цель исправления можно считать достигнутой.

Предупреждение (превенция) преступлений в науке классифицируется на общую и специальную (частную) превенцию. Представляется, что, по смыслу ст. 43 УК, законодатель имел в виду оба эти вида предупреждения совершения новых преступлений.

Специальное предупреждение обращено к лицу, совершившему преступление. Достижение этой цели предполагает предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденного. Реализация цели специальной превенции достигается тем, что осужденный испытывает на себе карательное воздействие наказания, состоящее в лишении и ограничении его прав и свобод. Способами достижения этой цели являются, во-первых, лишение или ограничение возможности лица совершить новое преступление, во-вторых, его устрашение.

Механизм реализации цели специальной превенции дифференцируется в зависимости от вида наказания. Смертная казнь вообще лишает лицо возможности совершать преступления. Само место лишения свободы исключает для осужденного возможность совершения многих преступлений, хотя и не всех. При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью виновный не может совершать преступления, связанные с занятием этой должности или с занятием этой деятельностью.

Устрашение наказанием означает, что оно должно вызывать у осужденного нежелание вновь ему подвергнуться. Наказание в соответствии с ч. 2 ст. 7 УК не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, однако большая часть правоограничений, составляющих содержание наказания, направлено именно на устрашение осужденного.

Рассмотрение вопроса о содержании юридического исправления и специального предупреждения позволяет прийти к выводу, что юридическое исправление, по сути, является специальной превенцией.

Цель общего предупреждения означает предупреждение совершения новых преступлений не осужденным, а иными, т.е. обращено к неопределенному кругу лиц. Общепредупредительное влияние наказания достигается, во-первых, самим фактом существования уголовного закона, предусматривающего определенную систему уголовных наказаний, которые могут быть применены в случае совершения лицом преступления. Таким образом, цель общего предупреждения начинает осуществляться уже с момента опубликования закона. Во-вторых, общепредупредительное влияние имеют факты конкретного применения наказания определенного вида к совершившему конкретное преступление.

В науке в целях выявления основного адресата цели общего предупреждения принято выделять три категории лиц, по-разному воспринимающих устрашающую роль наказания.

К первой группе относятся те, для которых устрашение не является мотивирующим фактором поведения, поскольку они не совершают преступлений в силу своих убеждений, мировоззрения, являясь законопослушными людьми.

Ко второй группе относятся лица, для которых устрашение также не мотивирует поведение, поскольку они совершают преступления вне зависимости от угрозы возникновения неблагоприятных последствий, связанных с фактом назначения наказания.

Основным адресатом цели общего предупреждения является третья группа лиц, которые не совершают преступления из страха перед наказанием. Устрашающая сторона наказания, которая имеет существенное значение для достижении цели общего предупреждения, направлена в большей мере на тех, для которых она имеет мотивирующее значение.

Следует отметить, что реальность содержащейся в уголовном законе угрозы наказания проявляется при соблюдении принципа неотвратимости ответственности, т.е. только при фактическом применении уголовного наказания. Лишь в таком случае оно воспринимается неустойчивыми как неизбежное следствие преступления. Для повышения общепредупредительного влияния наказания большое значение имеет широкое информирование населения о конкретных фактах привлечения лиц, совершивших преступления, к уголовной ответственности и назначения им наказания.

Показателем достижения цели специального предупреждения является несовершение осужденным новых преступлений. Показателем же достижения цели общего предупреждения выступает динамика общего уровня преступности в стране.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Покажите соотношение уголовной ответственности и уголовного наказания.

2. Что понимают под содержанием наказания и его сущностью?

3. Каково соотношение цели исправления и цели специального предупреждения?

 

Глава 14. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

 

Информационно-справочный материал

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания".

 

Литература

 

Егоров В.С. Система наказаний по уголовному праву России. М., 2002; Учение о наказании в уголовном праве России. Владивосток, 2011.

 

§ 1. Система наказаний

 

Система наказаний - это установленный уголовным законом обязательный для законодателя и суда внутренне упорядоченный (иерархически), исчерпывающий перечень видов наказаний.

Признаками системы наказаний (ст. 44 УК) являются:

1) множественность элементов - законодатель предусмотрел в ст. 44 УК 14 видов наказаний, что позволяет отграничить их от других правовых явлений;

2) число элементов системы (видов наказаний) определено уголовным законом и только им может быть изменено;

3) перечень входящих в эту систему наказаний является исчерпывающим; это означает, что суд не вправе использовать иные виды уголовных наказаний, не вошедшие в указанный перечень;

4) наказания взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, что указывает на определенную целостность и единство системы. Так, изменение порядка применения одних видов наказаний влечет изменение порядка применения других. Аналогичный процесс происходит при исключении либо введении в уголовный закон других видов наказаний. Например, исключение из уголовного законодательства в ходе его реформирования наказаний в виде ссылки, высылки повлекли изменения в правовом регулировании и практике применения лишения свободы, ограничения свободы и иных видов наказаний;

5) система носит внутренне упорядоченный характер - ее элементы расположены в определенном порядке от менее к более строгому, образующие так называемую лестницу наказаний. Такой подход имеет важное практическое значение.

Во-первых, он обязателен для законодателя при конструировании санкций с альтернативными видами наказаний (виды наказаний должны располагаться в той же последовательности: от наиболее мягкого к наиболее строгому).

Во-вторых, рассматриваемый принцип обязателен для правоприменителя; судья должен сначала рассматривать возможность применения наиболее мягкого наказания. В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

Кроме того, ступенчатость видов наказаний позволяет решить вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом (ст. 80 УК); при изменении приговора (ст. 10 УК); при зачете различных видов наказаний (ст. 71 УК) и др.;

6) система наказаний представляет собой одновременно объективно-субъективное явление, ее субъективность состоит в том, что она создается волей людей, но создание отдельных элементов системы должно быть социально обусловленным. В процессе функционирования система существует в реальности и претерпевает некоторые изменения под влиянием изменений в социальной среде. В связи с этим в литературе выделяются две системы наказаний: идеальная - содержится в уголовном законе; реальная - существует в практике применения права. Так, арест и смертная казнь предусмотрены в ст. 44 УК, но они не применяются.

 

§ 2. Виды наказаний

 

Основная, или полная, применяемая в отношении взрослых система наказаний (ст. 44 УК) состоит из 13 видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) принудительные работы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.

Согласно ст. 45 УК в зависимости от порядка назначения все наказания делятся на основные, дополнительные и имеющие двойственную юридическую природу.

Основными являются виды наказаний, которые могут назначаться судом только в качестве самостоятельных и не могут присоединяться к другим наказаниям: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Основной вид наказания может быть назначен судом только в случае, если он прямо закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК. Исключение из этого правила предусмотрено ст. 64 УК, согласно которой при наличии исключительных смягчающих обстоятельств суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление.

Дополнительные наказания не могут назначаться судом самостоятельно, они присоединяются к основному наказанию, увеличивая таким образом объем правоограничений. К ним законодатель отнес один вид - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

На данное наказание нет указаний ни в одной из санкций статей Особенной части УК. Поэтому суд может лишить специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в случае, если есть такая необходимость за любое тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 48 УК).

К наказаниям, которые способны выполнять роль как основного, так и дополнительного, относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы.

В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" подчеркивается, что при назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов.

Если закон, по которому квалифицировано преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания (например, ч. 1 ст. 290 УК), то его неприменение допускается лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 64 УК, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью.

 

§ 3. Штраф

 

Штраф - это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 46 УК).

В законе указаны три способа исчисления штрафа:

1) в размере, соответствующем определенной денежной сумме;

2) в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Под иными понимаются доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2);

3) в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки.

Штраф при любом способе его назначения должен быть определен в виде денежного взыскания.

Согласно ч. 2 ст. 46 УК штраф при первом способе исчисления устанавливается в размере от 5 тыс. до 1 млн. руб.; при втором способе определяется в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет; при третьем - штраф устанавливается в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб.

При этом штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК. Это правило не распространяется на случаи, когда размер штрафа исчисляется исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом этих же обстоятельств суд может назначить выплату штрафа с рассрочкой на срок до 5 лет.

Штраф может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного штраф назначается, если он закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК, а также при наличии исключительных смягчающих обстоятельств (ст. 64 УК).

Как дополнительный вид наказания штраф назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, как основного наказания, он заменяется любым иным наказанием, за исключением лишения свободы. Осужденным за совершение коммерческого подкупа (ст. 204), получение взятки (ст. 290), дачу взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1) штраф может быть заменен в том числе и на лишение свободы.

В соответствии со ст. 32 УИК РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, имущество осужденного может быть описано и реализовано, а суммы, полученные от его реализации, зачтены в счет уплаты штрафа).

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший его полностью или частично в установленный срок (30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу - ст. 32 УИК). Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Этот срок может быть продлен судом до 30 суток.

 

§ 4. Лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью

 

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).

В данном случае речь идет о двух самостоятельных наказаниях:

1) лишении права занимать определенные должности;

2) лишении права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре.

При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре конкретизируется вид такой деятельности (фармацевтическая, педагогическая, оказание юридических услуг и т.д.). Одна и та же по характеру деятельность в зависимости от обстоятельств может быть и профессиональной, и иной (например, управление транспортным средством).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного назначается, если этот вид наказания закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК, а также при наличии исключительных смягчающих обстоятельств (ст. 64 УК).

Суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, приведя в описательно-мотивировочной части приговора мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено одновременно и в качестве основного, и в качестве дополнительного. Также следует иметь в виду, что за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.

В ст. 47 УК определены минимальные и максимальные сроки данного вида наказания. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного наказания, его продолжительность составляет от 1 года до 5 лет; если дополнительного - от 6 месяцев до 3 лет. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, данный вид наказания назначается на срок до 20 лет в качестве дополнительного наказания (например, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 230 УК).

Способы исчисления сроков зависят от порядка назначения рассматриваемого вида наказания. В случае если он назначен в качестве дополнительного и присоединяется к наказаниям, не связанным с лишением свободы, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу, т.е. сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно. Если же присоединяется к наказаниям, связанным с лишением свободы, то распространяется на все время отбывания основного наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания.

В срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК).

 

§ 5. Лишение специального, воинского или почетного

звания, классного чина и государственных наград

 

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград играет роль только дополнительного наказания. В отличие от иных наказаний этот вид наказания не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное общественно опасное деяние. Он может быть назначен по усмотрению суда при наличии определенных условий, предусмотренных ст. 48 УК: совершение виновным тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного.

При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести назначенное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается (п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания").

К сведениям о личности виновного относятся как данные, имеющие юридическое значение в зависимости от совершенного преступления или установленных законом особенностей уголовной ответственности и наказания отдельных категорий лиц, так и иные характеризующие личность подсудимого сведения, которыми располагает суд при вынесении приговора. К таковым могут, в частности, относиться сведения о семейном и имущественном положении подсудимого, состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц (жены, родителей, близких родственников).

По своему содержанию лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг осуждаемого перед обществом и государством. Суд вправе лишить одновременно всех званий, чинов и наград либо ограничиться лишением отдельного звания, чина, награды. Вместе с лишением звания, чина или награды осужденный лишается тех льгот и иных преимуществ, которые связывались с ними.

 

§ 6. Обязательные работы

 

Обязательные работы являются основным видом наказания и назначаются за преступления небольшой и средней тяжести. Этот вид наказания характеризуют: обязательность (принудительность) работ; выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время; бесплатность; определение вида работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Принудительный характер обязательных работ заключается в том, что у осужденного нет возможности их выбора, он обязан выполнить именно тот вид общественно полезных работ, который будет определен. Как правило, это неквалифицированные виды работ (использование осужденных в благоустройстве улиц, уборка территорий, ремонтно-строительные и др.).

Работы должны выполняться только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права выполнять обязательные работы в рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является учащимся).

Бесплатность работ предполагает, что обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе.

Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 480 часов. Время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 2 ст. 27 УИК).

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами либо лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный (ст. 30 УИК):

- более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

- более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

- скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

При назначении данного вида наказания судам следует выяснять трудоспособность осужденного и учитывать положения ч. 4 ст. 49 УК о круге лиц, которым обязательные работы не назначаются. Это лица, признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную служб по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

 

§ 7. Исправительные работы

 

Исправительные работы характеризуются тем, что:

- имеет место принудительное привлечение к труду на определенный срок;

- наказание отбывается по основному месту работы либо в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного;

- осуществляется удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного.

Исправительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.

Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 4 ст. 44 УИК).