Жизненный цикл ИС

Жизненный цикл ИС включает этапы:

1. Анализ системы и объекта управления.

На этом этапе выполняется обследование и изучение системы управления. Анализируется существующая организационная структура управления, применяемая технология производства, система документооборота, связи с внешними организациями и системами. Создается модель системы и объекта управления, которая предназначена для выявления и анализа недостатков существующей системы управления. Моделируется деятельность организации, проводится бизнес-инжиниринг важнейших функций управления.

На этом же этапе формируются требования к создаваемой ИС, методам и технологиям работ, инструментальным средствам создания ИС, разрабатывается план создания ИС.

2. Проектирование ИС.

Этап связан с разработкой концепций ИС, созданием организационной и функциональной структуры управления, разработкой архитектуры ИС. На этом этапе проектируется структура БД, выполняется конфигурирование вычислительной сети ИС. Для приложений определяются требования к информационным технологиям, разрабатываются алгоритмы обработки данных, формализованные постановки задач, осуществляется выбор программных средств базового и прикладного назначения ИС.

3. Реализация ИС.

Этап реализации обеспечивает программную и техническую реализацию проектных решений по ИС. В первую очередь это – создание БД, проектирование форм документов, заполнение классификаторов и кодификаторов технико-экономической информации, программная реализация информационных технологий приложений, создание проектной документации по ИС. По мере разработки отдельных программных компонентов осуществляются их тестирование и интеграция. Для пользователей ИС разрабатывается эксплуатационная документация (руководство пользователя).

4. Внедрение ИС.

Внедрение ИС занимает, как правило, длительное время: от нескольких месяцев до нескольких лет. Осуществляется первоначальная загрузка нормативно-справочной информации, ввод в схему документооборота новых форм документов, обучение пользователей. Внедрение ИС разбивается на опытную и промышленную стадии эксплуатации ИС, последняя начинается после приемки ИС.

5. Сопровождение и развитие ИС.

Этот этап является наиболее длительным в жизненном цикле ИС. В процессе эксплуатации ИС осуществляется регистрация ошибок, проводится экспертиза проектных решений, формулируются требования к модификации ИС в связи с изменениями объекта и функций управления, появлением новых информационных технологий.

Основным нормативным документом, регламентирующим жизненный цикл ИС, является международный стандарт ISO/IEC 12207. Разработка отечественных программных средств ИС ориентирована на ГОСТ ЕСПД (Единая система программной документации), ОРММ (Общеотраслевые руководящие методические материалы) по созданию автоматизированных систем управления.

Наиболее типичными моделями жизненного цикла ИС являются:

· каскадная модель. Последовательное выполнение всех этапов проектирования и реализации ИС, полная определенность требований к компонентам ИС. Любые изменения на ранних этапах приводят к повторному выполнению последующих этапов работ (принцип «от начала и до конца»);

· спиральная модель. Особый акцент делается на начальных этапах жизненного цикла ИС: анализе и проектировании. Реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов ИС или отдельных частей. На основании полученных разработок уточняются требования к ИС, выполняется корректировка спецификаций ИС, создается новая версия. Если результаты удовлетворительные, выполняется переход на следующий этап с параллельным завершением работ предыдущих этапов.

Понятие: Методология проектирования ИС.

Комментарий: Наибольшее распространение получил структурный подход к проектированию ИС (структурный анализ/структурное проектирование SA/SD — Structure Analyses & Structure Design).

Суть структурного подхода состоит в последовательной декомпозиции исходной системы на подсистемы, функции, комплексы задач, процедуры обработки данных, осуществля-емой по принципу «сверху вниз». При этом сохраняется целостное представление об ИС, в которой все компоненты взаимоувязаны, что и отличает этот подход от простой интеграции отдельных компонентов в систему методом «снизу вверх».

Методология структурного проектирования широко исполь-зует графические средства для анализа и проектирования ИС.

При создании программных модулей приложений используются, как правило, языки программирования процедурного типа и каскадная модель проектирования ИС, все работы выполняются строго последовательно.

Понятие: Технология проектирования ИС.

Комментарий:Проектирование и реализация ИС осуществляются с помощью различных технологий выполнения проектных работ:

· оригинальное проектирование ИС;

· типовое проектирование ИС;

· средства компьютерной поддержки процесса разработки ИС – CASE-технологии (Computer Aided System Engineering).

Оригинальное проектирование ИС является достаточно дорогостоящим мероприятием. Выбор данного подхода целесообразен в следующих случаях:

· создание принципиально новой ИС;

· отсутствие подходящих прототипов ИС;

· создание небольших или несложных по функциям ИС;

· наличие квалифицированного штата разработчиков;

· наличие эффективных средств разработки.

Типовое проектирование применяется фирмами-разработчиками, которые специализируются на создании ИС объектов управления определенного типа (промышленное предприятие, торговое предприятие, банк, больница, школа и т. п.). Предметом специализации могут быть и отдельные функции управления, такие, как бухгалтерский учет, логистика, управление персоналом, либо информационные технологии определенного вида, например, компьютерные сети, базы данных, система управления делопроизводством и т. п. Типовое проектирование ИС обеспечивает экономию трудозатрат разработчиков, сокращение времени проектирования, гарантированный уровень качества проектных решений.

В качестве типовых элементов ИС выступают:

· бизнес-процессы;

· организационная структура;

· формы документов и схемы документооборота;

· структура БД;

· информационные технологии общего применения.

Типичный образец типового проектирования — создание ИС на базе «коробочных» программных продуктов. Готовые программные средства базового и причинного назначения адаптируются к условиям конкретной ИС.

При создании крупномасштабных и сложных ИС, реинжиниринге бизнес-процессов все чаще пользуются средствами CASE-технологий или их элементами. Современные CASE-технологии поддерживают основные этапы ЖЦ ИС, обеспечивают проверку результатов проектирования. Существенной характеристикой CASE является их «чувствительность» к аппаратно-программной платформе и составу СУБД, для которых выполняется проектирование структуры базы данных, а также возможность групповой работы проектировщиков ИС, используя данную технологию.

Понятие: Интеллектуальный анализ данных (Data Mining).

Комментарий: разработан для поиска и выявления в данных скрытых связей и взаимозависимостей с целью предоставления их руководителю в процессе принятия решений. Для этого используются статистические методы корреляции и другие методы, позволяющие находить эти зависимости и синтезировать дедуктивную (обобщающую) информацию. Технологии Data Mining обеспечивают:

· поиск зависимых данных (реализацию интеллектуаль-ных запросов);

· выявление устойчивых бизнес-групп (выявление групп объектов, близких по заданным критериям);

· ранжирование важности измерений при классификации объектов для проведения анализа (страна, город, район, поствщик);

· прогнозирование бизнес-показателей (например, ожидаемые продажи, спрос);

· оценку влияния принимаемых решений на достижение успеха предприятия;

· поиск аномалий и т.д.

Технологии Data Miningпозволяют наблюдать за текущей информацией с целью поиска отклонений, тенденций без вникания в смысл самих данных. Их используют, например, для оценки поведения покупателей, чтобы внести изменения в рекламную тактику, для корректировки выпуска продукции, изменения ценовой политики и т.д.

Понятие: Основные направления в развитии инфокоммуникационных технологий.

Комментарий: В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого. В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях:

- электронный бизнес;

- банковские и другие расчеты;

- дистанционное обучение и выполнение работ.

Электронный бизнес – это деятельность, осуществляемая на основе информационных технологий и общедоступных средств коммуникаций (локальных и глобальных сетей). Частным случаем электронного бизнеса является электронная коммерция, под которой понимается вид хозяйственной деятельности, цель которой заключается в продаже готовых товаров и/или услуг через компьютерные сети. Потребителем может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Электронный бизнес – одно из важнейших направлений развития бизнеса, предоставляемых возможностями инфокоммуникационных технологий. Ключевыми понятиями здесь служат виртуальный рынок и виртуальное предприятие.

Виртуальный рынок – это рынок товаров и услуг, предоставляемых за счет информационных инфокоммуни-кационных технологий.

Виртуальное предприятие – это сетевое объединение на основе электронных средств связи (инфокоммуникаций) нескольких традиционных предприятий, специализирую-щихся в различных областях деятельности. Основная характеристика виртуального предприятия состоит в разделении и специализации труда. С появлением виртуальных предприятий появились и виртуальные рынки, то есть рынки товаров и услуг, существующие за счет коммуникационных и информационных возможностей глобальной сети.

Принципиальное отличие виртуального предприятия от традиционного состоит в том, что традиционное предприятие для выпуска продукции ищет возможности и ресурсы для производства и реализации продукции, а виртуальное ищет того, кто уже обладает соответствующими ресурсами, знаниями и опытом в производстве данной продукции. В результате достигается резкое сокращение стартового капитала, так как большинство ресурсов привлекается со стороны на контрактной основе.

Второе направление сетевой экономики развивается в направлении совершенствования банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернет. Банковский сервис, использующий сетевые возможности, получил название сетевого банкинга или итнтернет-банкинга. Под данными понятиями понимается совокупность банковских услуг, предоставляемых банком своим клиентам в среде Интернет.

Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрении дистанционного образования, под которым понимается образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии обеспечивают доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.