Процесс интенсификации производства за счет внедрения современных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией.
Введение.
Общество, в котором большинство занятых работает в сфере сбора, обработки, тиражирования информации и где каждый может оперативно получить доступ к нужной ему информации, называется информационным.
Объективность процесса информатизации следует из закона «необходимого разнообразия», сформулированного У.Р. Эшби[1]. Данный закон имеет фундаментальное значение, поскольку устанавливает следующее: для решения некоторого круга проблем следует обеспечить большее «разнообразие» (читай: сложность или мощность) необходимых для этого средств, в сравнении с «разнообразием» решаемых проблем. Иначе говоря, эффективное управление сложными системами невозможно с помощью более «простых» средств, которые не превосходят по сложности эти системы. Известно, что сложность управляющей системы растет экспоненциально по отношению к той системе, которой она должна управлять.
Применительно к любым системам управления, закон «необходимого разнообразия» формулируется следующим образом: сложность методов и механизмов управления, например обществом, предприятием, банком, фирмой, цехом, станком, должна быть больше (или равна) сложности (разнообразия) управляемого объекта.
Желаемое увеличение «разнообразия» системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств автоматизации умственного труда (например, применения экспертных систем), и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя практически исчерпали. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создает то необходимое разнообразие механизмов и методов управления, которое и обеспечивает дальнейшее развитие общества.
Понятие: Данные.
Комментарий: Данные – это символы, их сочетания (тексты), обработка которых позволяет получить ту или иную информацию об объекте (процессе).Для того чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должен быть выполнен ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и хранятся.
Понятие: Информация, экономическая информация.
Комментарий:Данные чаще всего отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Поэтому они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала. Для того чтобы данные могли быть использованы в целях управления, они должны превратиться в информацию. При этом неважно, используется ли для этого компьютер или нет. Поэтому под информацией будет пониматься результат обработки данных, адресованных конкретному пользователю и пригодных для принятия управленческих или иных решений.Не существует четкой границы между понятиями «данные» и «информация», так как в одном случае данные могут восприниматься в качестве информации, т.е. использоваться без какой-либо дополни-тельной обработки (систематизации), а в другом – они должны быть предварительно обработаны. Экономическая информация возникает в процессе производственно-хозяйственной деятель-ности или управления государственными или муниципальными организациями. В большинстве случаев экономическая инфор-мация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме управленческих докумен-тов. Как правило, управленческие документы имеют вид таблиц, например, накладная, наряд, требование и т.д. Управленческие документы содержат экономические показа-тели, по которым можно однозначно определить состояние управляемого объекта, а также оценить эффективность того или иного экономического процесса.
В экономике принято выделять макро и микроэконо-мические показатели. Макроэкономические показатели характе-ризуют экономику в целом. Примерами таких показателей могут служить величина валового внутреннего продукта (ВВП), величина валового национального продукта (ВНП), уровень инфляции, объем экспорта, объем импорта в целом, а также по отраслям, объем уплаченных налогов и т.д. Микроэконо-мические показатели описывают состояние отдельных хозяйственных и других единиц (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, затраты и т.д.).
Экономический показатель имеет фундаментальное значение в сфере управления экономическими объектами, так как в нем однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса. Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т.е. содержательность.
В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект использует несколько видов информации, которая может классифицироваться по различным признакам. Наиболее важные среди них следующие:
- по функциям управления информация делится на прогнозную, плановую, учетную, нормативно-справочную, регулирующую, аналитическую;
- по стабильности информация делится на:
переменную – разового использования, возникающую в процессе фиксации каким-либо способом производственно-хозяйственных, финансовых и других операций;
условно-постоянную – многоразового использования, не меняющуюся в течение относительно длительного периода (нормативы, нормы, тарифы, ставки и т.д.);
- по источнику возникновения информация делится на:
внешнюю, отражающую состояние экономики вне предприятия (рынка, конкурентов, ценовой и другой ситуации в регионе и стране);
внутреннюю, генерируемую внутри предприятия (офиса);
- по использованию для принятия решения:
транзакционную (учетно-отчетную, рутинную, ежедневную);
аналитическую (для формирования решений).
Транзакционная информация отражает ежедневные производственные и хозяйственно-финансовые факты, а аналитическая – интегрированную, специальным образом подготовленную и пригодную для принятия решений.
Понятие: Знания.
Комментарий: Знания – это проверенный практикой результат изучения информации об объектах, процессах и явлениях. Знания являются неотъемлемой частью современных интеллектуальных компьютерных средств.
Соотношение между понятиями «знания» и «информация» такое же, как и между понятиями «данные» и «информация». Данные и информация всегда первичны, знания – вторичны. Так же, как и данные, знания в большинстве случаев должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для управления (принятия решений). Вместе с тем данные и знания различаются существенно по сути: если первые являются одной из форм фиксации фактов или событий, то вторые – результатом осмысленного изучения типовых связей между объектами и процессами с последующей разработкой логических и других правил, предназначенных для достижения цели.
Понятие: Информационная система, ее роль и место в системе управления.
Комментарий: В условиях рыночной экономики предприятие нуждается в управлении, основанном на качественной информации. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует своевременной перестройки микроэкономики предприятия и оптимизации процессов управления.
Постоянно изменяющиеся требования рынка, огромные потоки информации научно-технического, технологического и маркетингового характера требуют от персонала предприятия, отвечающего за стратегию и тактику развития предприятия, быстроты и точности принимаемых решений, направленных на получение максимальной прибыли при минимальных издержках.
В современных условиях производство не может существовать и развиваться без высокоэффективной информационной системы управления, базирующейся на автоматизированной информационной технологии.
Понятие: Состав и содержание информационных технологий.
Комментарий: Информационная технология – это совокупность методов и средств сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Понятие информационной технологии, неотделимо от той среды, в которой она реализована (технической, программной, организационной и т.д.). Бессмысленно говорить об информа-ционной технологии без ориентации на ее пользователя. Пользователями являются сотрудники, находящиеся на различных уровнях иерархии управления предприятием, организацией, офисом и т.д.
Управление предприятием представляет собой многоуровневую структуру, на каждом уровне применяется своя информационная технология.