Материалы тестовой системы

Словарь терминов (глоссарий)

Автоматизированная информационная технология – информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных используются методы и средства вычислительной техники и систем связи.

Архитектура файл-сервер– когда по запросу клиента с рабочей станции сервер сети передает на рабочую станцию запрашиваемый файл целиком, а обработка файла осуществляется на рабочей станции.

Архитектура клиент-сервер– это такая организация работы сети, когда по запросу клиента сервер осуществляет поиск и обработку данных и передает информацию клиенту.

База данных (БД) –совокупность связанных данных, организованных по общим принципам описания, хранения и манипулирования. База данных является информационной моделью предметной области. Обращение к базам данных осуществляется с помощью системы управления базами данных (СУБД).

База знаний – это хранилище знаний, разработанное для управления знаниями, то есть сбором, хранением, поиском и выдачей знаний. Раздел искусственного интеллекта, изучающий базы знаний и методы работы со знаниями, называется инженерией знаний. Наиболее важный параметр базы знаний – качество содержащихся знаний. Лучшие базы знаний включают самую релевантную и свежую информацию, имеют совершенные системы поиска информации и тщательно продуманную структуру и формат знаний. База знаний является основным компонентом интеллектуальных и экспертных систем.

Витрины данных –небольшие хранилища с упрощенной архитектурой, предназначенные для хранения подмножества данных и снятия нагрузки с основного информационного хранилища.

Географическая информационная система (ГИС) –информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных). ГИС предназначены для решения научных и прикладных задач инвентаризации, анализа, оценки, прогноза. Основу ГИС составляют автоматизированные картографические системы, а главными источниками информации служат различные геоизображения.

Глобальная вычислительная сеть –вычислительная сеть: ·соединяющая компьютеры и локальные сети, географически удаленные на большие расстояния друг от друга; ·использующая средства связи дальнего действия.

Данные –факты, сведения, представленные в знаковой (символьной) форме, позволяющей производить их передачу, обработку и интерпретацию (т.е. толкование, объяснение, раскрытие смысла).

Жизненный цикл программного обеспечения – период разработки и эксплуатации программного обеспечения, в котором обычно выделяют этапы: возникновение и исследование идеи; анализ требований и проектирование; программирование; тестирование и отладка; ввод программы в действие; эксплуатация и сопровождение; завершение эксплуатации.

Защита данных –меры, направленные против несанкционированного доступа к информации, хранящейся в памяти компьютера, так называемого компьютерного браконьерства. Одним из способов ЗД, хранящихся в вычислительной системе, является использование символьных паролей или цифровых кодов. В этом случае вычислительная система допускает к информации только пользователей, знающих пароль. Кроме того, в памяти может храниться специальная таблица, в которой перечислены права каждого пользователя на доступ к тем или иным данным. В соответствии с этой таблицей разрешается (или не разрешается) доступ конкретному пользователю к конкретным данным. При этом может производиться регистрация всех попыток и несанкционированного доступа. Для большей надежности информацию можно хранить в зашифрованном виде.

Интеллектуальный редактор базы знаний –программа, предоставляющая инженеру по знаниям возможность создавать базу знаний в интерактивном режиме. Интеллектуальный редактор включает в себя систему шаблонов языка представления знаний, подсказки и другие сервисные средства, облегчающие работу с базой.

Интернет –глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.

Интернет-банкинг –управление банковскими счетами через Интернет. Типичный интернет-банкинг позволяет: ·переводить средства с одного своего счета на другой счет; ·осуществлять безналичные внутри- и межбанковские платежи, ·покупать и продавать безналичную валюту; ·открывать и закрывать депозиты; ·устанавливать график расчетов и оплачивать различные товары и услуги; ·отслеживать все банковские операции по своим счетам.

Интерактивный режим –режим on-line, режим реального времени.

Интрасеть –внутренняя корпоративная сеть (интранет), объединяющая несколько ЛВС посредством протоколов TCP/IP и HTTP.

Информатизация –организационный социально-экономи-ческий и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав на доступ к информации граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная безопасность –по законодательству РФ – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Информационная безопасность имеет три основные составляющие: 1) конфиденциальность – защита информации от несанкционированного доступа; 2) целостность – защита точности и полноты информации и программного обеспечения; 3) доступность – обеспечение доступности информации и основных услуг для пользователя в нужное для него время.

Информационная сеть –сеть, предназначенная для обработки, хранения и передачи данных. Информационная сеть состоит из абонентских и административных систем и связывающей их коммуникационной сети. В зависимости от расстояния между абонентскими системами, информационные сети подразделяются на: глобальные, территориальные и локальные. Различают универсальные и специализированные информационные сети.

Информационная технология – совокупность методов и средств, обеспечивающая сбор, хранение, обработку и передачу информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Информационная система – организационно-техническая система, которая предназначена для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно-вычислительных услуг, удовлетворяющих потребности системы управления и ее пользователей – управленческого персонала, внешних пользователей (инвесторов, поставщиков покупателей) путем использования той или иной информационной технологии. Информационные системы существуют в рамках системы управления и полностью подчинены целям функционирования этих систем.

Информационное пространство – совокупность баз данных,хранилищ данных и баз знаний, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей. Основными компонентами информационного пространства являются: информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.

Информационно-поисковая система –система, выполняющая функции: ·хранения больших объемов информации; ·быстрого поиска требуемой информации; ·добавления, удаления и изменения хранимой информации; ·вывода информации в удобном для человека виде. Различают: ·автоматизированные; ·библиографические; ·диалоговые.

Информационные ресурсы – по законодательству РФ – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем

Информационные услуги – услуги, ориентированные на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.

Информационный массив –совокупность зафиксированной информации, предназначенной для хранения и использования и рассматриваемой как единое целое. Информация может быть зафиксирована в виде публикаций, отчетов, электронных записей, микрокопий и т.д. Обычно на предприятиях и в учреждениях информационные массивы формируются по функциональному признаку.

Информационный продукт – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.

Информационный рынок – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными технологиями, информационными продуктами и услугами.

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Искусственный интеллект –условное обозначение кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны интеллектуальной деятельности человека – логическое, аналитическое мышление.

Знание – под понятием «знание» обычно понимается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека (Знание // БСЭ. –
3-е изд. – М., 1972. – Т.9. – С. 555).

Классификация –система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека: ·составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними; ·позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знаний о них.

Ключ – совокупность символов, используемая для выделения объектов из множества им подобных, их поиска или засекречивания. При этом объектами могут быть пользователи и программы, данные, файлы, клавиатура и т.д.

Кодирование –процесс представления данных последовательностью символов, кодов, сигналов. Кодирование позволяет представить данные в форме, удобной для использования в системах и сетях.

Методология (от греч. Methodos – исследование + Logos – учение) – система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

Обработка данных –процесс выполнения последовательности операций над данными. Обработка данных может осуществляться в интерактивном и фоновом режимах.

Программное обеспечение (ПО) –комплекс программ, обеспечивающих обработку или передачу данных. По видам выполняемых функций ПО подразделяется на системное, прикладное и инструментальное. Программное обеспечение – согласно ГОСТ 19781-90 – совокупность программ обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации ПО.

Пакет прикладных программ (ППП) – комплекс программ, предназначенных для решения задач определенного класса. Например, ППП, позволяющих проводить прочностные расчеты инженерных конструкций. Обычно программы, входящие в ППП могут совместно использовать одни и те же данные и объединяются единым пользовательским интерфейсом. Развитые ППП содержат программу-монитор, программы планирования работ и допускают формулирование заданий в терминах предметной области.

Рабочая станция – персональный компьютер, подключенный к сети, через который пользователь получает доступ к ее ресурсам. Рабочая станция как место работы специалиста представляет собой компьютер с соответствующим ПО. Компьютеры в локальной сети подразделяются на: 1) рабочие станции;
2) серверы. На рабочих станциях пользователи решают прикладные задачи (работают в базах данных, создают документы, делают расчеты). Сервер обслуживает сеть и предоставляет собственные ресурсы всей сети.

Распределенная обработка данных –обработка данных, выполняемая на независимых, но связанных между собой компьютерах, представляющих распределенную систему.

САЙТ, сайт Web (site, Web site).Русская транскрипция английского слова "site" (буквально переводится с английского словом "место"). Обычно используется словосочетание Web-сайт. Место во Всемирной паутине, где можно найти какую-либо информацию. В зависимости от контекста термин С. относится либо к набору страниц, объединенных тематически, принадлежащих одному автору, организации или пользователю, либо к компьютеру (узлу сети), на котором хранится определенная информация и к которому открыт доступ через Интернет.

Сервер приложений –сервер, предназначенный для выполнения прикладных процессов. Сервер приложений взаимодействует с клиентами, получая задания, и с базами данных, выбирая данные, необходимые для обработки.

Система – под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно различаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Система управления базами данных (СУБД) –комплекс программных и лингвистических средств общего или специального назначения, реализующий поддержку создания баз данных, централизованного управления и организации доступа к ним различных пользователей в условиях принятой технологии обработки данных. СУБД характеризуется используемой моделью данных, средствами администрирования и разработки прикладных процессов. СУБД обеспечивает: ·описание и сжатие данных; ·манипулирование данными; ·физическое размещение и их сортировку; ·защиту от сбоев, поддержку целостности данных и их восстановление.

Системный подход –направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как системы.

Структура базы данных –в зависимости от способа организации (модели) данных в базах их разделяют на иерархические, сетевые и реляционные. Аналогично в зависимости от типа БД разделяются и СУБД. Наибольшее распространения в последнее время нашли реляционные СУБД. Существует большое количество различных реализаций СУБД.

Транзакция – в информатике – совокупность операций над данными, которая, с точки зрения обработки данных, либо выполняется полностью, либо совсем не выполняется. Транзакция – в информационных системах –последовательность логически связанных действий, переводящих информационную систему из одного состояния в другое. Транзакция либо должна завершиться полностью, либо система должна быть возвращена в исходное состояние.

Файл –совокупность связанных записей (кластеров), хранящихся во внешней памяти компьютера и рассматриваемых как единое целое. Обычно файл однозначно идентифицируется указанием имени файла, его расширения и пути доступа к файлу. Каждый файл состоит из атрибутов и содержимого. Различают текстовые, программные, графические и звуковые файлы.

Файловая система.1. Система организации файлов и каталогов. Включает в себя структуру каталогов и файлов, а также правила их создания и манипулирования ими. 2. Часть операционной системы, обеспечивающая выполнение операций над файлами.

Хранилище данных –предметно-ориентированная информационная база данных, предназначенная для подготовки отчетов, анализа бизнес-процессов и поддержки принятия решений.

Экспертная система – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.

Электронная коммерция –коммерция, основанная на автоматизированных (электронных) информационных технологиях. Электронная коммерция предполагает: ·открытие своего сайта и виртуального магазина в Интернете; ·наличие системы управления компанией; ·использование электронной рекламы и маркетинга; ·использование моделей бизнес для бизнеса и/или бизнес для потребителя.

Электронный бизнес –деятельность, основанная на использовании автоматизированных (электронных) информационных технологий с целью обеспечения оптимального взаимодействие деловых партнеров. Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, проводку платежей, поиск сотрудников.

ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System) – Система планирования ресурсов предприятия – корпоративная информационная система (КИС), предназначенная для автоматизации учёта и управления. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу, и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании.

CASE (англ. Computer-Aided Software Engineering) –система автоматизированной разработки программ.

CRM (англ. Customer relationship management) – Система управления взаимодействием с клиентами – корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации CRM-стратегии компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения инфор-мации о клиентах (контрагентах) и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов.


 

1. Информационная система (ИС) включает...

a. информационные ресурсы;

b. средства ВТ и связи;

c. персонал;

d. вычислительный центр.

2. Типовыми операциями ИТ над информацией являются...

a. сбор;

b. передача;

c. обработка;

d. выдача;

e. классификация.

3. В состав информационных систем входят...

a. ИТ;

b. вычислительный центр;

c. технические средства;

d. данные;

e. программное обеспечение.

4. В структуре информационных систем выделяют...

a. функциональную часть;

b. обеспечивающую часть;

c. методологическую часть.

5. Соответствие (ИС):

L1: функциональная часть;

R1:комплекс экономических задач;

L2:обеспечивающая часть;

R2:средства решения задач;

L3:

R3:количественная или качественная характеристика информационного объекта.

6. Обеспечивающая подсистема имеет следующий состав...

a. информационное обеспечение;

b. программное обеспечение;

c. техническое обеспечение;

d. кадровое обеспечение;

e. методологическое обеспечение.

7. Информационное обеспечение (ИО) – это структурированное множество...

a. управленческих документов;

b. оперативной информации;

c. нормативно – справочной информации;

d. правил классификации и кодирования;

e. комплекс экономических задач.

8. Подсистема Техническое обеспечение (ТО) – это совокупность...

a. ПК;

b. средств передачи данных по каналам связи;

c. оргтехники;

d. правовых документов.

9. Принципы создания информационного обеспечения...

a. многоцелевое использование данных;

b. централизованное накопление и хранение данных;

c. актуализация данных;

d. выбор и постановка задач управления

10. Внемашинное информационное обеспечение – это...

a. экономические показатели;

b. управленческие документы;

c. хранилища данных;

d. базы знаний.

11. Соответствие (кодирование информации):

L1:код;

R1:условное обозначение предмета или признака предмета;

R2:система распределения объектов по классам в соответствии с определенным признаком;

R3:совокупность правил распределения объектов множества на подмножества.

 

12. Соответствие (кодирование информации):

L1:кодирование;

R1:процесс присвоения условного обозначения объектам;

R2:система распределения объектов по классам в соответствии с определенным признаком;

R3: условное обозначение предмета или признака предмета.

13. Коды могут быть ...

a. цифровыми;

b. буквенными;

c. буквенно-цифровыми;

d. словесными;

14. Цели кодирования информации...

a. сокращение объемов информации, вводимых на обработку;

b. возможность логической обработки информации;

c. сокращение время поиска информации;

d. возможность арифметической обработки информации.

15. Существуют следующие классификаторы...

a. общегосударственные;

b. отраслевые;

c. локальные;

d. программные;

e. общие.

16. Существуют следующие системы кодирования...

a. порядковая;

b. серийная;

c. позиционная;

d. шахматная;

e. общая;

f. буквенная.

17. Системы кодирования используются для...

a. присвоения условного обозначения объектам;

b. информационного описания объекта реального мира;

c. распределения объектов по классам в соответствии с определенным признаком.

18. Локальные классификаторы предназначены для...

a. информационного обслуживания отдельного предприятия (фирмы);

b. централизованного накопления и хранения данных;

c. выбора и постановки задач управления.

19. Код при порядковой системе кодирования отличается от предыдущего ...

a. на 1;

b. на 2;

c. на n.

20. При позиционной системе кодирования каждый признак объекта в общей структуре кода занимает...

a. строго определенную позицию;

b. первую позицию;

c. любую позицию.

21. Ключ кодирования (в позиционной системе) – это...

a. порядок расположения признаков в коде;

b. строго определенная позиция кода;

c. любая позиция в коде.

22. Используя ключ кодирования, информацию можно...

a. закодировать;

b. расшифровать;

c. защитить;

d. выбор и постановка задач управления.

23. Иерархическая модель БД поддерживает ... структуру.

a. древовидную;

b. однотабличную;

c. сетевую.

24. Реляционная модель БД поддерживает ... структуру.

a. многотабличную;

b. древовидную;

c. сетевую.

 

25. Соответствие для показателей качества информации:

L1: актуальность;

R1: степень сохранения ценности информации на момент принятия решений;

L2: полнота;

R2: достаточность набора показателей для принятия решений;

L3:

R3: соответствие сообщения поступившему запросу.

26. Современные информационные технологии, как правило, используют ...

a. -: распределенные системы хранения и обработки данных;

b. -: централизованные системы хранения и обработки данных;

c. -: только текстовые редакторы;

d. -: только электронные таблицы.

27. В основе хранилища данных лежит информационная технология...

a. OLTP;

b. OLAP;

c. BI;

d. Data mining.