Корпоративные (интегрированные) информационные системы
Классификация информационных систем
Виды информационных систем и принципы их создания
В качестве классификационных признаков ИС выделены:
– параметры объекта управления (сфера деятельности, масштаб, состав функции управления);
– организационная структура ИС;
–степень интеграции ИС;
– информационно-технологическая архитектура ИС;
– технологические процессы обработки данных;
– методология разработки ИС; и др.
Данная классификация достаточно условна, так как признаки ИС взаимозависимы. Ниже рассмотрены наиболее характерные из них.
1. Сфера деятельности объекта управления:
– промышленное предприятие;
– сфера обращения (торговля, банки и кредитные организации);
– образование;
– социальная сфера; и др.
2. Функциональная структура ИС:
– автоматизация технической подготовки производства;
– маркетинг и стратегия развития предприятий;
– технико-экономическое планирование;
– финансы (бухгалтерский учет, финансовый анализ);
– материально-техническое обеспечение;
– оперативно-календарное управление производством;
– управление сбытом готовой продукции;
– управление персоналом; и др.
3. Организационная структура ИС:
– автоматизированное рабочее место (АРМ) управленческого персонала;
– комплекс взаимосвязанных АРМ.
4. Границы ИС:
– ИС предприятия (организации);
– ИС отрасли;
– государственная ИС;
– международная ИС.
5. Степень интеграции ИС:
– локальная ИС (изолированное информационное пространство);
– частично интегрированная ИС (общее информационное пространство);
– полностью интегрированная корпоративная ИС.
6. Информационно-технологическая архитектура ИС:
– ИС централизованной архитектуры построения (один центр хранения и обработки данных);
– ИС распределенной архитектуры (компьютерные сети, наличие множества центров обработки и хранения информации).
7. Специализация ИС:
– ИС менеджмента (или организационно-экономического управления, Information Management System – IMS);
– информационно-поисковые системы (Information Retrieval System - IRS);
– системы автоматизированного обучения (Education Information System – EIS); и др.
Наибольшее распространение получили ИС менеджмента, среди которых выделяют:
– АСУП – автоматизированные системы управления ресурсами предприятий и организаций;
– АСУ ТП – автоматизированные системы управления технологическими процессами производства продукции;
– САПР – системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий производства продукции; и др.
Информационная система менеджмента в качестве компонентов включает в себя другие специализированные ИС, предназначенные для следующих целей:
– автоматизация делопроизводства (Office Automation System - OAS);
– поддержка принятия решений (Design Support System – DSS);
– формирование знаний системы управления (Knowledge Base System – KBS) и др.
Для выработки стратегии развития предприятия (перспективные направления, планирование, инвестиционное проектирование и пр.) создаются специализированные системы поддержки принятия решений, использующие методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного моделирования, так называемые корпоративные стратегические системы (Enterprise Strategic System - ESS). В ИС поддержки принятия решений нашли применение технологии оперативного анализа и обработки данных, полученных из хранилищ данных (Data Warehouse), технологии извлечения информации из данных (Data Mining), моделирования бизнес-процессов.
В современных ИС менеджмента значительна роль и ИС искусственного интеллекта (Artificial Intelligence System - AIS). Эти ИС поддерживают естественно-языковый интерфейс для пользователей (специалистов по формализации знаний), предоставляют методы искусственного интеллекта для решения слабоструктурированных и плохо формализованных задач.
Ядром AIS является база знаний (Knowledge Base – KB), которая используется для формирования новой информации путем логического вывода. Для представления экономического объекта и его окружения, исследования его поведения и реакций на внешние события применяется математическое моделирование, средства дедуктивных и правдоподобных выводов, полученных на основе неполной или неточной информации. Среди AIS наибольшее распространение получили экспертные системы, с помощью которых на основе реальных данных выдвигается и дается оценка некоторой гипотезы. Другие примеры AIS:
– ИС полнотекстового поиска (объединяются с реляционными СУБД, образуют новый класс постреляционных СУБД);
– нейронные сети;
– ИС аналитических вычислений на основе методов исследования операций, математического моделирования, статистического анализа и прогнозирования; и др.
В каждой организации имеются различные уровни управления, на которых циркулируют специфичные информационные потоки. Для обработки информации используются различные информационные технологии, которые реализуются с помощью соответствующих информационных систем, имеющих собственные названия.
Корпоративные (интегрированные) информационные системы (КИС) управления в каждой организации можно описывать по уровням (рис.), базовым функциям управления (табл. 3.1), процессам обработки информации (табл. 3.2).
Стратегические информационные системы корпоративного типа (Enterprise Strategic System – ESS) предназначены для оказания помощи высшему руководству компании (Top Managers) в процессе поддержки принятия стратегических решений. Эти системы учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и деловом окружении предприятия, интегрируют в себе знания и данные всех информационных систем предприятия и строятся, как правило, на базе систем искусственного интеллекта (экспертных систем). Их назначение – приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.
Для функционирования ESS необходимо:
– создание единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры;
– внедрение новых форм и методов управления на основе современных информационных технологий и концепции управления качеством;
– кардинальное сокращение времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения;
– введение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов;
– автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы;
– создание инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми знаниями.
Корпоративные системы типа ESS позволяют решить следующие задачи:
– гарантировать требуемое качество управления предприятием;
– повысить оперативность и эффективность взаимодействия между подразделениями;
– обеспечить управляемость качеством выпускаемой продукции;
– увеличить экономическую эффективность деятельности предприятия;
– создать систему статистического учета на предприятии;
– осуществлять прогноз развития предприятия;
– создать систему стратегического и оперативного планирования, систему прогнозирования.
Системы обработки данных предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений).
Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результирующих документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий.
Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений (СППР) используют в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.
Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализуемость алгоритмов решения.
В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом применяются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.
Информационная система, которая включает в себя все три типа перечисленных информационных систем, называется стратегической информационной системой (СИС).
Локальная информационная система (ЛИС) автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЛИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.