ВОПРОС 5: ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Прежде чем начать статистическое наблюдение, требуется установить порядок его проведения. Для этого заранее разрабатывается подробный план наблюдения, который содержит программно-методологическую и организационную части. В программно-методологической части плана должны быть определены цель и задачи наблюдения, объект и единицы, подлежащие обследованию и программа наблюдения.

Всякое наблюдение должно быть максимально подчинено поставленной цели и задачам исследования, поэтому их следует чётко сформулировать. Одновременно с определением цели устанавливается объект статистического наблюдения. Определяя объект наблюдения, важно учесть возможные взаимосвязи между явлениями и провести строгое разграничение в пространстве, времени, понятиях и т. д.

Совокупность состоит из единиц наблюдения, обладающих признаками, которые регистрируются при исследовании. Только изучая единицы наблюдения можно получить характеристику объекта в целом. Единицей наблюдения может быть процесс, человек, семья, предмет и многое другое, т. е. то, что можно рассматривать как элемент исследования. Единицы наблюдения обладают множеством признаков, т. е. качествами, свойствами, по которым устанавливается их сходство или различие.

Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения. Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа или статистического формуляра.

Для успешной организации наблюдения и полноты охвата совокупности разрабатывается организационный план исследования. В организационном плане указывается субъект наблюдения, т. е. кто осуществляет наблюдение, его права и обязанности. Одновременно предусматриваются место и сроки проведения исследования. Выбор места проведения наблюдения зависит от цели.

Достаточно подробно необходимо рассмотреть организационно-хозяйственные мероприятия, в частности кадровое обеспечение. Кроме того, требуется подготовить пособия по организации работы, переписные документы и инструкции по их заполнению. В ряде случаев для проведения обследования необходимо откорректировать «адресное хозяйство» (уточнить почтовые реквизиты, административно-территориальные границы регионов и населённых пунктов, внести изменения в картографический материал).

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчётной единицы программа статистического наблюдения оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром. Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Титульная часть содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Адресная часть включает адрес отчётной единицы, её подчиненность. Статистический формуляр может иметь разные названия: отчёт, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. п.

Кроме статистического формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчётности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.