Закон 75.

Орах-хайим 225,10.

Закон 74.

1“Запрещено еврею хвалить акума в его отсутствие, напр., говоря: “что за красавец!” (когда это человек красивой наружности); но ещё в тысячу раз строже запрещается прославлять его добродетели, наприм., говоря: “какой он добрый человек!” или “какой учёный!”, или “какой умный человек!” и т.д. Когда, однако, восхваляя телесную красоту акума, еврей намерен этим воздать хвалу Богу за то, что он создал такое красивое существо, тогда это дозволяется,2 потому что еврей может хвалить Бога и ради красоты животного, а значит и акума”.

1 Шулхан-арух, Иоре де'а 151,14; взято из талмуда Абода зара, 20.

2 Шулхан-арух, Орах-хайим 225,10; взято из талмуда Иерушалми Берахоф.

Иоре де'а 151,14.

“При рассказе о них (акумах), запрещено даже выражаться: “как красив этот акум”; на столько же более запрещается с похвалой упоминать о его поступках или называть у него что-нибудь достойным любви. Но когда при (таком) одобрении ты намерен лишь восхвалить Святого (Бога) - Слава Ему, - что он сотворил столь прекрасное создание, тогда это дозволяется”.

“Кто увидит красивые деревья, либо прекрасные создания, будь это даже акум или животное, должен говорить: “Хвала Тебе, Господи, Боже наш, Царь вселенной, что у Тебя есть подобное в Твоём мире”.

В комментарии ....... сказано, что на акума дозволяется лишь бросить взгляд, всматриваться же в него нельзя. Причину мы находим в ...... “потому что вообще не дозволено разглядывать безбожника” (прим. 20).

Против остального текста Юстуса в “Еврейском Зерцале” мы по существу ничего не имеем.

1“Еврею запрещено принимать участие в свадебном пиру акума, даже когда есть возможность взять с собой собственные кушанья и своего же лакея (т.е. есть кошерно), потому что отсюда могли бы возникнуть общественно-дружеские отношения (чего именно еврей должен всячески избегать); но когда акум посылает еврею на дом живую птицу или что-нибудь зарезанное евреем, тогда дозволяется еврею поесть от неё у себя на дому”.

1 Шулхан-арух, Иоре де'а 152,1 и 152,2; взято из талмуда Абода зара, 8.

Иоре де'а 152,1.

“Когда акум устраивает обед на свадьбе своего сына или своей дочери, то еврею запрещается есть там, даже когда он ест от своего (кошерного) блюда, и его же собственный лакей стоит у него и прислуживает ему”.

Иоре де'а 152,2.

“Когда акум, празднуя свадьбу, посылает еврею на дом живности или рыбы, тогда дозволено (есть их)”.

(Хага): “А также дозволено (есть), когда он посылает ему на дом говядины от скота, убитого, как следует по закону (еврейскому, разумеется)”.

В комментарии ...... дополняется, что еда, посланная акумом, не должна быть употребляема в пищу несколькими евреями вместе, иначе это всё равно, что они поели бы в доме акума.