Закон 73.

Закон 72.

1“Запрещено евреям в квартале или на улице, где они живут, отдавать внаём либо продавать дома трём акумам, дабы не дошло до того, чтобы квартал или улица стали христианскими. Продажа дома одному или двум акумам была прежде дозволена только с целью, “чтобы эти дома служили амбарами, а не для жилья, так как иначе акумы стали бы держать в них своих идолов.2 Однако, теперь, когда этого случая уже почти не бывает, евреям дозволяется отдавать внаём либо продавать дома одному или двоим акумам и для жилья”.

1 Шулхан-арух, Иоре де'а 151,9 и 151,10; взято из талмуда Абода зара, 19.

2 Там же, лага; взято из Тур.

Иоре де'а 151,9.

“Не продают и отдают внаймы трём акумам одновременно в еврейском квартале; но одному или двум можно продавать или отдавать внаймы, сколько угодно, если мы не опасаемся, что он продаст или отдаст внаймы своим”.

Иоре де'а 151,10.

“Но и там, где разрешается отдавать внаймы, позволили отдавать (дома) под склад, а не под жилище, потому что он постоянно держит в своём доме идолов; (Хага); тем не менее, в наше время есть обычай отдавать внаймы дом и под жилище, потому что они уже не имеют обыкновения привозить с собой в дома идолопоклонство”.

Так как кресты, образа и т.п., с точки зрения евреев, несомненно, подходит под понятие “идолопоклонство”, то, быть может, кому-нибудь из последнего предложения захотелось бы сделать вывод, что, по автору Хаги, католики за идолопоклонников не считаются. В виду этого, мы имеем необходимым заметить, что комментарий ...... (прим. 13), по поводу этого места, включает следующее:

Шах1 пишет: “Удивительно! Мы ясно видим, что они (акумы-католики) всё-таки держат идолов в своих домах. Может быть, во времена Раба2 они и не держали идолов у себя дома; однако, думается мне, как пишет Раабан,3 что, даже когда они держат идолов в своих домах, она (т.е. сдача этих домов акумам под жильё), тем не менее, дозволяется, ибо раз еврей вынужден за свою землю4 уплачивает подати акуму,5 то и сам дом уже не является исключительным владением еврея”.

1 Сокращение от .... “уста священника”, комментарий к Шулхан-аруху Иоре де'а.

2 Автора “Хаги”, М. Иссерлеса.

3 Рабби Элиис, сын Натана.

4 Налог с недвижимости.

5 Государю.

1“Считается большим грехом подарить что-нибудь акуму. Тем не менее, ради мира,2 бедным среди акумов дозволено подавать милостыню, навещать их больных, отдавать их покойникам последний долг и утешать родственников умершего, дабы акумы могли подумать, что евреи им друзья, так как и они выказывают своё участие”.

1 Шулхан-арух, Иоре де'а 151,11; взято из талмуда Абода зара, 20.

2 Там же 12; взято из талмуда Гиттин, 20.

Иоре де'а 151,11.

“Запрещено (еврею) делать безвозмездно подарок акуму, с которым он не знаком”.

Иоре де'а 151,12.

“Разрешается подавать милостыню их бедным, навещать их больных, хоронить их покойников, оплакивать (сих) последних и утешать носящих траур по ним, ради мира и согласия”.

С первого взгляда может показаться, что Юстус пропустил здесь очень важное добавление Шулхан-аруха, а именно, что еврею, знакомому с акумом, вполне дозволяется делать сему, последнему, подарки. Мы же со своей стороны заметим, что ни в самом талмуде (Абода зара 20а), ни в Маймоне (Гилхоф акум, перек 10,4) нет такого ограничения. Оно скорее происходит из Тозефофа к Абода зара 20а. И вот какова та причина, по которой дозволяется дарить знакомому акуму. Помянутый Тозефоф говорит буквально следующее:

“Акуму, с которым ты знаком, дарить разрешается, потому что оно (выходит) так, как будто (ты) ему это продаёшь”.

Это всё равно, что сказать: “еврей надеется, что акум не преминет отдарить его”.

Что же касается окончания закона в “Еврейском Зерцале”, то оно представляет лишь более подробное объяснение слов текста: “ради мира и согласия”.