Закон 63.

Закон 62.

Закон 61.

1“Строжайше запрещено еврею строить для себя дом рядом с капищем акума (в немецком подлиннике, здесь и дальше сказано: “христианской церковью”). Но когда в его владении уже находится такой дом, который стоит рядом с помянутым капищем, и этот дом рушится, тогда при новой постройке еврей должен несколько отступить от капища, а промежуток наполнить человеческими извержениями”.

1 Шулхан-арух, Иоре де'а 143,1; взято из талмуда Абода зара, 47.

Иоре де'а 143,1.

“Когда кто-нибудь владеет домом, который прислоняется к дому идолов, и его дом рушится, тогда запрещается возводить снова. Как же ему поступить? Пусть он немного отодвинется и выстроится, а промежуток пусть заполнит терновником или человеческими изврежениями, чтобы не уступать дому идолов большего пространства”.

Следовательно, в конце закона Юстусу надо было бы сказать: “наполнить терновником или человеческими извержениями”.

1“От принадлежащего храму акумов имущества (недвижимых имений, земель, домов и пр.) еврею не дозволяется иметь удовольствие либо выгоду, когда доход идёт на богослужебные цели. Когда же, однако, доходом пользуется духовенство лично, тогда еврею разрешается извлекать отсюда пользу, но под условием, чтобы это ничего ему не стоило”.

1 Шулхан-арух, Иоре де'а 143,з; взято из талмуда Абода зара, 54.

Иоре де'а 143,3.

“Когда идолам принадлежит сад или купальни, и доход с них поступает священникам, тогда дозволяется пользоваться этим бесплатно; извлекать отсюда выгоду за плату запрещается”.

(Хага). “Некоторые говорят, что незапрещено иметь пользу от них, когда доход принадлежит священникам, за исключением случая, когда они (сад или купальня) находятся во дворе идольского дома. Когда же они расположены не перед этим самым домом, то, хотя бы доход шел священникам, дозволяется пользоваться ими, лишь бы доход не принадлежал именно капищу идолов. И на этом, как более мягком толковании (закона), можно основаться”.

Стало быть, в конце закона надо прибавить: “и когда это имущество не находится на самом дворе идольского дома” (в противном случае, пользование всегда запрещено).

1“Строго запрещается еврею принимать участие в сборе на храм акумов. Впрочем, это имеет силу только там, где храм самостоятельно распоряжается своим имуществом и, следовательно, расходует пожертвования не иначе, как для себя. Когда же духовными имуществами распоряжается само государство, тогда дозволяется участвовать в сборе, ибо, жертвуя, можно про себя думать, что даёшь именно государству, а оно, дескать, может употребить пожертвование и на другие нужды”.

1 Шулхан-арух, Иоре де'а 143,6; взято из Иерушалми Абода зара, перек 4.

Иоре де'а 143,6.

“Сборщикам, собирающим подаяния для идолов, нельзя давать ничего”. (Хага) “Однако, это запрещено лишь тогда, когда выручки прямо употребляется на потребности капища; но когда она попадает (сперва) в казну, хотя бы отсюда и покупали нужное для капища, тогда давать разрешается”.

Для большей ясности Юстус изложил текст несколько пространнее, но возражать нет оснований.