Начало интеграции

Отношения между Россией и Белоруссией также складываются далеко не просто. Здесь действует ряд факторов, о которых уже сказано при анализе российско-украинских связей и перспектив их развития. Общее в этих двух далеко не похожих политиче­ских процессах — вмешательство Запада, которому, безусловно, не нужна никакая интеграция славяно-тюркских народов. Но влиять на Белоруссию с таким же успехом, как на Украину, ни Вашингтон, ни Париж, ни другие столицы не могут. Геополити­ческая картина Белоруссии отлична от украинской. За исключением небольшой части западных белорусов подавляющее большинство ее населения, бесспорно, принадлежит русскому пространству: это рус­ские люди, если брать культурно-религиозный, этнический аспект. Поэтому интеграция с Белоруссией, хотя и с определенными сложностями, идет практически с весны 1996 г., когда был под­писан Договор об образовании Сообщества. В мае 1997 г. под­писан Устав Союза Белоруссии и. России, в декабре 1998 г. Дек­ларация «О дальнейшем единении Республики Беларусь и Рос­сийской Федерации». Согласно этим документам Белоруссия имеет равный голос с Россией, создаются союзные органы, ре­шения которых обязательны для исполнения каждой из стран. Для Москвы и Минска окончательное оформление Союза стало главным событием 90-х годов.

Что дает интеграция двух республик? Трудно перечислить все преимущества, которые они получат, если ант и славя не кие силы не развалят этот процесс:

• дееспособный Союз, функционирующий на основе при­нятого Устава, позволит России добиться, 25%-ного прироста в экономике за счет использования потенциала Бе­лоруссии, начиненной производством, не уступающим по своему уровню высокоразвитым странам Запада. Ожидае­мый эффект для Белоруссии — 40%-ный прирост в эко­номике ежегодно;

• через Белоруссию идет 75—80% российского транзита на Запад. В отличие от других путей (через Украину, При­балтику) с перевозками, перекачками и т.д. через Бело­руссию у России практически нет проблем хищений сы­рой нефти и нефтепродуктов из продуктопроводов и тер­миналов, пропаж контейнеров и автопоездов и т.д. В этой связи можно сказать, что Белоруссия — это форточка в Европу;

• внешняя политика (берем как ближнее, так и дальнее за­рубежье) Белоруссии и России согласуется полностью: будь-то неприятие продвижения НАТО на Восток или осуждение непомерных амбиций США, или создание в перспективе могучей евразийской державы;

• предупреждение возможности создания вокруг России «санитарного кордона» путем объединения стран от Чер­ного моря до Балтики;

• появилась возможность совместной охраны воздушно-космического пространства и государственных границ двух стран, особенно усиления контроля территории, со­предельной с Украиной, обустройства и оборудования по периметру границы с Литвой, Латвией.

Можно много говорить о преимуществах такого Союза, уро­вень и значимость которого целесообразно поднять Конститу­ционным договором, а не уставом. Но и то, что сделано, то об­разование, что создано, даже еще не напоминающее конфедера­цию, уже вызвало шквал нападок в средствах массовой инфор­мации. Эти нападки идут с Запада, с Востока, звучат они внутри самой России и Белоруссии. Вот, например, что писала о Вашингтон пост»:

 

... договор, подписанный в Москве, поставил перед Западом вопрос, не станет ли Белоруссия российским сателлитом, было бы непрости­тельной ошибкой Запада отдать Белоруссию России.

Эти дружные, скоординированные нападки СМИ на Бело­руссию и косвенно на Россию говорят о том, что своими инте­грационными шагами этот Союз создает прецедент, который ведет к воссозданию великой державы. Ни геополитически мощная Великая Россия, ни царская, ни коммунистическая, ни демократическая Западу вообще не нужна.

Многие политики-атлантисты хорошо понимают, что восстановление Великой России заставит ее восточных соседей смотреть на нее другими глазами, чем сейчас. Славяно-тюркское единство заставит Восток повернуться к России, а не к Западу. Однополюсный мир будет разрушен, гегемония США продлится вдолго.

Журналисты любят апеллировать к общественному мнению мало-мальски значительному поводу. Почему же в этот раз не прибегают к помощи общественного мнения? Дело в том, что 90% жителей Белоруссии и 75% россиян, опрошенных социологами Центра исследований политической культуры России, голосуют за союз16. Вот почему Госдепартамент США для ком­прометации Белоруссии (точнее, для развала Содружества) на­метил целый пакет подрывных акций: от постановки вопроса в ООН о нарушении «прав человека» до «мягкого экономического удушения» Белоруссии.