Умеренные западники.

Поиски методологических основ

в литературной критике 1840х годов

Нельзя всех категорично делить на западников и славянофилов: в общественной борьбе выделяется четыре группировки:

1. Западники крайнего толка — петрашевцы.

Участники: Ф.М. Достоевский, А.И. Герцен и Н.П. Огарёв.

Мировоззренческая основа: философия Л.А. Фейербаха: (1) «Основные положения философии будущего», 1843; (2) «Сущность христианства», 1845. Атеисты. Фейербах был интересен им тем, что разоблачал христианство. Человек как биологический вид. Материалистическая доктрина впервые прозвучала в такой явной, грубой форме. Христианство, по мнению Фейербаха, запутывает. Бог — идея, выработанная человечеством, «чтобы сделать себя бессильного более сильным», это плод фантазии. Для сильных это способ держать в узде толпы, для слабых — попытка сделать себя более сильными. Нужна борьба со злом. Они начинают создавать образ врага — монархия и монарх. Пропагандируется ненависть к монархии, обвинение в грехах. Возникают термины «лучшая жизнь», «лучшее будущее». Работа Фейербаха «Основные положения философии будущего»: демократические свободы, образование, технический прогресс, классовая борьба. Эмансипация женщины, активная общественная политическая борьба, страсть к разрушению, монархия понимается как тирания. М.А. Бакунин: «Страсть к разрушению есть творческая страсть».

Печатные органы: «Колокол» А.И. Герцена. Поддерживал Валериан Майков, полемизирует с В.Г. Белинским. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев (1850е годы).

 

Их было очень много, почти каждый второй.

Участники-критики: В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, С.П. Боткин, Н.А. Некрасов, П.В. Анненков.

Идеи: также создают образ врага, но они монархисты. Враг — крепостное право, отсталость России в социальном отношении, в цивилизации. Либералы-постепеновцы, выступали за реформы «сверху». Литературное проявление — натуральная школа, которая строится на идее «защита бедных людей», «униженных и оскорблённых». Белинский выдвигает лозунг: «А разве мужик не человек?» Изнанка реальной жизни. Сатирический налёт. Строят идеи на гуманности.

Журналы: «Современник» Н.А. Некрасова, «Отечественные записки» А.А. Краевского. Исследование жизни низших сословий. Пропагандируется отрицание романтических идеалов, натура, которую видят у Гоголя (а не проблему бытия человека и религиозного его осмысления). Возникает тема «маленького человека». Нерелигиозное познание жизни. Внешнее описание — типическое.

Произведения: Ф.М. Достоевский «Бедные люди»; Д.В. Григорович «Петербургский шарманщик», «Антон-горемыка»; очерки В.И. Даля (псевд. казак Луганский); И.С. Тургенев, поэма «Параша». Духовный реализм А.С. Пушкина заменяет «критический реализм» (термин ввёл в употребление в ХХ веке М. Горький)

Натуральная школа породила в литературе социальность: «среда заела», натурализм. Рабское копирование натуры. Душевные недуги — порождение среды. Герои сваливают вину за свою неудавшуюся жизнь на среду.

 

3. Славянофилы.

Группа порождена в попытке идентифицировать себя как нацию. В 1830е годы — официальная народность. Культ личности, монарх — наместник Бога. Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский (по учебнику Кулешова [советский учебник, соответствующая интерпретация] — «реакционеры»).

Но лагерь был неоднородным: одни признавали Запад, другие — нет. Славянофилы — охранители. Православие как форма духовной жизни России, тип её культуры. Форма государственного устройства — только самодержавие. Культ державы, власти. Идея строгого единоначалия. Народность — главное богатство страны — в лучших качествах национального характера: терпимость к другим нациям и религиям — залог мира. Смиренномудрие, чувство греха как качество национального характера. Бытовое благочестие.

Славянофилы: Ю.Ф. Самарин, С.П. Шевырёв, М.П. Погодин, братья Аксаковы, Достоевские.

Идея любви к родине. Россия, по их мнению, страна специфическая, она не может слепо копировать бытие других наций.

Враг — социализм и коммунизм. Им противопоставлена традиция России, её религия. Борьба вокруг духовной жизни нации, вокруг православия — такова сущность политической драмы второй половины XIX века.

Печатные органы: «Сын Отечества», «Северная пчела» Н.И. Греча, «Библиотека для чтения» О.И. Сенковского. Глумились над романтизмом, западнической философией.

«Современник» был славянофильским при Пушкине и Плетнёве.

Журнал «Маяк» (Корсаков, Бурачок) — оборотная сторона славянофильства: к чему может привести усердие дураков.

 

4. Славянофильство в узком смысле слова — 1830е и 1840е. Превратится в почвенничество. Оформились как организация в ответ на письмо Чаадаева.

Вопросы:

1. Что такое Русь и Россия? Истоки: XI век — собирание русских земель, от Петровских реформ, от деяний князя Владимира, с эпохи Александра Невского, от смуты, от борьбы с ересью жидовствующих (XVI век). Все периоды русской истории отличала не классовая борьба, а борьба за православие, его судьбу.

2. Что такое просвещение народа? В XVIII веке они не видели просвещения. Отличие просвещения и образования.

Сторонники: В.Ф. Одоевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.

Начали разговор о потребительской цивилизации Запада, о духе ложного свободомыслия на Западе, о ложной демократии на Западе. «Совесть они заменили законами».

Журнал «Москвитянин» 1841-1856. Особые разделы: «Духовное красноречие», «Московские летописи», «Славянские новости», «Материалы по русской истории».

Сборники текстов «Московские сборники», альманах «Русская беседа».

Участники полемики между Петербургом и Москвой:

С.П. Шевырёв «Взгляд русского на современное образование Европы»;

А.С. Хомяков «О старом и новом»;

А.И. Герцен «Москвитянин и Вселенная»;

В.Г. Белинский «Ответ «Москвитянину».

 

3. Равенство и неравенство, что есть свобода? Что значит «угнетенные»? На Западе — настоящее неравенство. Оттуда пришли слова «смерд», «холоп», Запад возник как результат насилия и завоеваний. Католицизм и протестантизм — религии рассудка. Крепостное право — выдуманная полицейская мера, надо было удержать крестьянина на земле. К крестьянину обращались «братец», а не «смерд». Православие — закон живой любви, а хартии и конституции — мертвый закон.

 

Ранние западники обвиняли славянофилов в квасном патриотизме, шовинизме, панславизме.

 

Западники тоже считали себя патриотами.

Н.А. Бердяев: «Одни любили Россию, как мать, другие — как дитя».