Тема 16. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

В целях создания возможностей для реализации граждана­ми этого права государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпиде­мического характера.

Тема 14. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

14.1. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ.Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии с Основами законодательства об ох­ране здоровья этоправо обеспечивается охраной окружаю­щей природной среды, созданием благоприятных условий тру­да, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реа­лизацией доброкачественных продуктов питания, предоставле­нием населению доступной медико-социальной помощи[42].

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международ­ного права и международными договорами РФ.

Основными принципами охраны здоровья являются: соблю­дение прав человека и гражданина; приоритет профилактичес­ких мероприятий; доступность медико-социальной помощи; со­циальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; от­ветственность органов государственной власти и управления, юридических лиц независимо от форм собственности, должнос­тных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должнос­тного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям и дру­гих обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, связанной с наличием у них каких-либо заболеваний.

Наравне с гражданами РФ правом на охрану здоровья пользу­ются лица без гражданства, постоянно проживающие на терри­тории РФ, и беженцы. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравом РФ и соответствующими органами субъектов РФ.

Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право намедико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату посо­бия по временной нетрудоспособности.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в пределах гарантированного объема в соответствии с програм­мами обязательного медицинского страхования. Дополнитель­ные медицинские и иные услуги граждане могут получать на ос­нове программ добровольного медицинского страхования, а так­же за счет средств юридических лиц, личных сбережений и иных источников, разрешенных законодательством.

Финансирование охраны здоровья осуществляется за счет бюджетов всех уровней; обязательного и добровольного меди­цинского страхования; целевых фондов; средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности; доходов от ценных бумаг и других источников.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) являет­ся новым для российской системы видом социального страхо­вания населения. Оно должно гарантировать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарствен­ной помощи в пределах Федеральной и территориальных про­грамм и финансировать профилактические мероприятия.

Федеральную программу обязательного медицинского стра­хования разрабатывает Министерство здравоохранения РФ и утверждает Правительство РФ. На основе федеральной програм­мы высшие органы управления субъектов РФ утверждают тер­риториальные программы ОМС, которые не могут ухудшать ус­ловия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой.

Гарантированный перечень видов медицинской помощи (Базо­вая программа) включает скорую медицинскую помощь при трав­мах и острых заболеваниях, угрожающих жизни; лечение в амбу­латорных условиях; диагностику и лечение на дому; осуществле­ние профилактических мероприятий (прививки, диспансеризация и пр.); стоматологическую помощь; лекарственную и стационарную помощь. Все виды скорой медицинской помощи, а также стацио­нарная помощь больным с острыми заболеваниями предоставля­ются независимо от мест проживания и прописки бесплатно за счет средств бюджетов соответствующих территорий.

Министерством здравоохранения РФ установлен обязатель­ный для аптек всех форм собственности ассортиментный пере­чень лекарственных, профилактических, диагностических средств и изделий медицинского назначения. Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 № 890 (в ред. от 27.12.97) утвер­жден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и из­делия медицинского назначения отпускаются по рецептам вра­чей бесплатно или с 50-процентной скидкой. Все лекарствен­ные средства отпускаются бесплатно следующим группам населения: участникам гражданской и Великой Отечественной войн; инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территориях других государств и приравненным к ним по льготам инвалидам; родителям и женам военнослужа­щих, погибших при защите страны; Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы; бывшим несовершеннолетним узни­кам концлагерей; детям в возрасте до 3 лет, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет; инвалидам 1-й группы, неработающим инвалидам 2-й группы, детям-инвалидам в воз­расте до 16 лет; гражданам, подвергшимся воздействию радиа­ции вследствие чернобыльской катастрофы, и др.[43]

Правовые, экономические и организационные основы обяза­тельного медицинского страхования населения в России опре­делены Законом от 28.07.91 № 1499-1 «О медицинском страхо­вании граждан в Российской Федерации» в редакции Федераль­ного закона от 01.07.94 № 9-ФЗ.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обя­зательном и добровольном.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществ­ляется на основе программ добровольного медицинского страхо­вания и обеспечивает гражданам получение дополнительных ме­дицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.

В предмет права социального обеспечения входят только от­ношения, складывающиеся в результате осуществления ОМС.

14.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОМС.Права и обязанности субъектов ОМС закреплены Типовыми правилами обязательного медицинского страхования (письмо Федерального фонда ОМС от 28.06.94 № 3-1354)[44].

Субъектами ОМС являются: застрахованный; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение.

Застрахованными по системе ОМС могут быть как гражда­не РФ, так и лица без гражданства. Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся на территории РФ, осуще­ствляется в порядке, устанавливаемом правительством РФ. Ино­странные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют та­кие же права, как и граждане РФ, если международным догово­ром не предусмотрено иное.

Граждане РФ имеют право: на выбор страховой медицинской организации; выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного добровольного медицинского страхования; получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства; полу­чение медицинских услуг в соответствии с качеством и объемом, установленным государственной программой, независимо от размера фактически выплаченных взносов; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинс­кому учреждению, в том числе и на материальное возмещение ущерба, независимо от того, предусмотрено это договором или нет и др.

Страхователями выступают как юридические, так и физи­ческие лица, вносящие взносы в фонды ОМС. Плательщиками взносов являются высшие органы государ­ственного управления субъектов РФ и местная администрация, работодатели, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельно­стью, и некоторые другие граждане (например, лица творческих профессий, не объединенные в союз).

Страхователи имеют право: на выбор страховой медицинс­кой организации; осуществление контроля за выполнением до­говора ОМС.

Страхователи обязаны: заключать договоры ОМС; вносить взносы на ОМС; принимать меры по устранению неблагоприят­ных факторов воздействия на здоровье граждан; предоставлять страховой медицинской организации информацию о состоянии здоровья контингента, подлежащего страхованию, и др.

С 1 января 2001 года, в связи с вступлением в силу части II Налогового Кодекса, взносы в ОМС уплачиваются в составе единого социального налога.

Страховые медицинские организации это юридические лица любых форм собственности, получившие лицензию орга­нов Федеральной службы России по надзору за страховой дея­тельностью. Они не входят в систему здравоохранения.

Законодательство запрещает органам управления здравоох­ранением и медицинским учреждениям быть учредителями стра­ховых медицинских организаций, им разрешено только владеть акциями последних в объеме не более 10 % общего пакета.

К медицинским учреждениям относятся: лечебно-профилак­тические, научно-исследовательские институты и другие орга­низации, оказывающие медицинскую помощь. Физические лица также могут заниматься медицинской деятельностью без обра­зования юридического лица индивидуально или коллективно. Все медицинские учреждения должны иметь лицензию и прой­ти аккредитацию.

14.3. ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ.Обязательное медицинское страхование является единствен­ным видом государственного социального страхования, который предоставляется на основании договора между страхователем и страховой медицинской организацией. В соответствии с дого­вором страховая медицинская организация обязуется организо­вать и финансировать оказание застрахованному лицу медицин­ской помощи определенного объема и качества по программам ОМС.

Договор ОМС представляет собой особый вид договора, от­личающийся от гражданско-правовых договоров по ряду призна­ков. Во-первых, свобода волеизъявления сторон при его заклю­чении ограничена законодательством и типовой формой, утвер­жденной Правительством РФ, в силу специфики предоставляе­мых услуг. Отдельные виды гражданско-правовых договоров так­же могут оформляться на базе типовых образцов. Но в этих слу­чаях типовая форма служит для сторон лишь ориентиром, со­держащим возможные альтернативы, из которых они выбирают наиболее подходящий вариант по собственному усмотрению. Такая ситуация абсолютно невозможна, когда речь идет об обя­зательном медицинском страховании. Стороны не могут по сво­ему усмотрению изменить содержание типовой формы: сокра­тить или увеличить перечень бесплатных для потребителя (зас­трахованного лица) услуг; размеры страховых взносов или та­рифов на медицинские услуги; освободить друг друга от ответ­ственности при неисполнении условий договора.

Во-вторых, страховая медицинская организация не может отказать страхователю в заключении договора ОМС. За необос­нованный отказ в заключении договора ОМС страховая меди­цинская организация может быть лишена лицензии по решению суда.

Необходимыми условиями договора ОМС являются: наиме­нование сторон, срок действия, численность застрахованных, размер и порядок внесения страховых взносов, перечень меди­цинских услуг в соответствии с программой ОМС, права и обя­занности сторон.

Договор считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор ОМС,получает страховой медицинский полис. Полис дей­ствителен на всей территории РФ, а также на территориях дру­гих государств, с которыми РФ имеет соответствующие согла­шения.

Споры по обязательному медицинскому страхованию разре­шаются судами в пределах их компетенции.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете право на охрану здоровья?

2. Что такое медицинское страхование и в каких видах оно осуществляется?

3. Какие субъекты ОМС вы знаете?

4. Каковы права и обязанности субъектов ОМС?

5. Какие условия должен содержать договор ОМС?

6. Какова ответственность сторон в системе ОМС?

 

Рекомендуемая дополнительная литература по теме

1. Закон от 28.07.91 № 1499-1 «О медицинском страхо­вании граждан в Российской Федерации» в редакции Федераль­ного закона от 01.07.94 № 9-ФЗ.

 

Тема 15. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ (ПОДДЕРЖКИ)

15.1. МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.В условиях современного социально-экономического кризи­са и сложной политической обстановки в России постоянно воз­никают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане ут­рачивают источники средств существования, несут дополнитель­ные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуж­даются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денеж­ные выплаты (пенсии, пособия, компенсации), бесплатные или частично платные (льготные) услуги.

Социальная помощь не исчерпывается материальной помощью безработным и членам их семей, пособием на ребен­ка до 16 лет, социальными услугами. В последнее время она все чаще предоставляется в видекомпенсационных выплат. В качестве примеров можно привести следующие компенсации:

работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохра­нения заработной платы; женам военнослужащих в местностях, где они не могут работать по специальности; детям, находящимся под опекой и попечительством; трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1-й группы, ребен­ком-инвалидом до 16 лет, а также престарелым, достигшим 80 лет, и др.

Законодательством субъектов РФ могут предусматриваться другие виды и размеры компенсационных выплат.

15.2. ПОНЯТИЕ И РАЗМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ.Институт социальных пенсий является новым для отечествен­ного законодательства. Впервые они были введены Законом от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

Социальные пенсии служат одним из основных видов соци­альной помощи (социальной поддержки).

В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются час­тичным замещением утраченного заработка; условия, опреде­ляющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они вып­лачиваются в твердом размере за счет средств государственно­го бюджета, перечисляемых в ПФР.

Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности и потерей кормильца.

Социальная пенсия – это гарантированная государством мини­мальная социальная помощь, предоставляемая лицам, достиг­шим установленного возраста, инвалидам, потерпевшим кор­мильца, независимо от трудового стажа и уплаты страховых пен­сионных взносов за счет средств государственного бюджета.

Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями граждан: престарелые, достигшие 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины); инвалиды 1-й и 2-й групп, в том числе инвалиды с детства, инвалиды 3-й группы; дети-инвалиды до 16 лет; дети, потерявшие кормильца, в возрасте до 18 лет.

Ст. 114 Закона РФ № 340-1 устанавливает следующиераз­меры социальной пенсии:

- инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, инвалидам 1-й группы, детям-инвалидам, детям круглым сиротам и детям умершей оди­нокой матери – в размере минимальной пенсии по старости;

- инвалидам 2-й группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, гражданам в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины) – в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;

- инвалидам 3-й группы – в размере 1/2 минимальной пенсии по старости.

К социальной пенсии выплачиваются такие жекомпенсаци­онные выплаты, как и к трудовым пенсиям.

Инвалидам с детства 1-й группы, детям-инвалидам назнача­ются надбавки на уход. Социальная пенсия предоставляется им и в период обучения в общеобразовательных учреждениях и нахождения на полном государственном обеспечении.

Работающие пенсионеры имеют право на получение соци­альной пенсии.

Сфера распространения социальных пенсий еще долгое вре­мя будет ограничиваться социально-экономической ситуацией в стране. Однако по мере стабилизации экономических отноше­ний роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получа­телей расширяться, поскольку государство с социально ориен­тированной экономикой не может оставить без средств к суще­ствованию значительное число граждан, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.

Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что со­циальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточ­ного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случа­ев независимо от участия в трудовой или иной общественно-полезной деятельности и уплаты взносов на пенсионное стра­хование.

Социальная пенсия составит основу социальной помощи. Главным критерием, определяющим право на нее, станет нуж­даемость.Нуждаемость – это такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума по независя­щим от них причинам. В этом случае семья (одиноко проживаю­щий гражданин) признается малоимущей и имеет право на по­лучение государственной социальной помощи.

Правовая основа для организации государственной системы социальной помощи заложена Федеральным законом от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Учитывая значительные различия в социально-экономическом положении регионов, главная роль в ее создании принадлежит органам исполнительной власти субъектов РФ.

15.3. ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ ПОСОБИЯ.Единовременное денежноепособие беженцам выплачива­ется в соответствии с Порядком, утвержденным Федеральной миграционной службой России 01.11.93 № 2585[45], и Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.97 № 724.

Единовременное пособие предоставляется особо нуждаю­щимся в помощи беженцам, зарегистрированным в установлен­ном порядке: одиноким пенсионерам по старости; одиноким ин­валидам; одиноким матерям, имеющим одного или нескольких детей до трехлетнего возраста; многодетным семьям с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет. Территориальные органы миграционной службы могут в исключительных случаях прини­мать решения о назначении единовременного пособия и другим категориям беженцев.

Лицам, размещаемым в городах, пособие предоставляется в размере минимальной оплаты труда на каждого члена семьи, а размещаемым в сельской местности - в размере двукратной величины минимальной оплаты труда. Финансирование пособий беженцам осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней.

В качестве вида социальной помощи можно рассматривать единовременное социальноепособие на погребение, которое в настоящее время назначается в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 28.06.97)[46].

Данный Закон устанавливает гарантированный перечень ус­луг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплат­но. В случае отказа от бесплатных услуг гражданин, осуществ­ляющий похороны, имеет право на получение единовременного социального пособия на погребение в размере стоимости гаран­тированного перечня услуг, но не более 10-кратной величины минимальной оплаты труда.

15.4. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ.Среди компенсационных выплат признакам социальной по­мощи в наибольшей степени соответствуют те, которые назна­чаются с учетом уровня доходов. В качестве примеров можно привести следующие компенсационные выплаты: лицам, полу­чающим пенсию в минимальном размере; на приобретение одеж­ды на детей; на оплату жилья и коммунальных услуг, неработа­ющим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетру­доспособными, и др.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.04.96 № 550 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан РФ» с 1 мая 1996 г. лицам, получающим пенсию в ми­нимальномразмере, компенсационная выплата назначается дифференцированно в зависимости от размера пенсии. Источником финансирования служат средства ПФР.

В связи с поэтапным переходом к 2003 году на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг постановлением Пра­вительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» утвержден Порядок пре­доставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жи­лья и коммунальных услуг. Компенсации будут выплачиваться в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов по­требления коммунальных услуг с учетом прожиточного миниму­ма, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Ежегодныевыплаты для приобретения детской одеж­ды предоставляются семьям, чей совокупный доход на одного члена не превышает установленной суммы в соответствии с по­становлением Минтруда РФ от 07.10.93 № 159 «Об утверждении Порядка исчисления среднего совокупного дохода на члена се­мьи».

К данной компенсации по целевому назначению и другим при­знакам близкакомпенсация, установленнаяв связи с удоро­жанием стоимости продуктов детского питания. Ее вып­лата осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 16.11.93 № 172. Компенсацию получают семьи с детьми в возрасте до 3 лет. Однако уровень среднедушевого дохода семьи в данном случае значения не имеет. Компенсация назначается в твердом размере и выплачивается по месту работы (службы, учебы) или по месту жительства за счет бюджетов различных уровней.

В соответствии с Законом от 01.08.96 № 107-ФЗ «О компен­сационных выплатах на питание обучающихся в государствен­ных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреж­дениях начального профессионального и среднего профессио­нального образования» с 1 января 1997 г. напитание обучаю­щихся (за исключением состоящих на полном государственном обеспечении) выделяются компенсационные выплаты в разме­ре 3% в день от минимальной оплаты труда на одного человека за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации[47].

Предоставление компенсационных выплатнеработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетру­доспособными гражданами, регулируется постановлением Правительства РФ от 25.05.94 № 549[48]. Право на компенсацию имеют лица, которые фактически ухаживают за нетрудоспособ­ными гражданами и сами не получают пенсии или пособия по безработице. Родственным отношениям с нетрудоспособным и факту совместного проживания в данном случае никакого зна­чения не придается.

Размер данной компенсации составляет 60 % минимальной оплаты труда.

По целевому назначению и другим существенным признакам к социальной помощи следует относить и компенсационныевып­латы работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, хотя источником их финансирования служат средств фондов занятости. Приказом ФСЗ РФ от 06.03.95 № 44 утверждено Положение о порядке и усло­виях предоставления компенсационных выплат работникам, на­ходящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организа­ций[49]. Указанные компенсации представляют собой чрезвычай­ную краткосрочную меру социальной поддержки работников, на­ходящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и не прервавших трудовых отношений с работодателями.

Финансовые средства на компенсационные выплаты выде­ляются на безвозвратной или возвратной основе. Сумма средств, период их предоставления и другие условия устанавливаются территориальными органами службы занятости, исходя из на­личия средств по соответствующей статье расходов в террито­риальном фонде занятости, уровня безработицы в регионе и финансового состояния юридического лица, временно прекра­тившего работу. Средства предоставляются на основе договора между службой занятости и юридическим лицом. Запрещается финансирование юридических лиц, объявленных банкротами, а также тех, в отношении которых назначено внешнее управление или санация.

Компенсации выплачиваются в размере минимальной опла­ты труда. Размер компенсации может быть увеличен до 3-крат­ной величины минимальной оплаты труда при условии участия получателей в работах, организуемых исполнительными орга­нами государственной власти (местного самоуправления) дан­ной территории или самим юридическим лицом.

В местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсации начисляются с учетом районно­го коэффициента.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социальная помощь и каковы ее признаки?

2. Чем отличается социальная помощь от социального страхования?

3. Какие виды социальной помощи вы можете назвать?

4. Что такое социальные пенсии, каким категориям граждан они предоставляются и в каких размерах?

5. Какие виды компенсационных выплат вы знаете?

 

Рекомендуемая дополнительная литература по теме

1. Иванова И. На поддержку государства, бродяга, не рассчитывай. // Ваше право. - № 29. – 1996.

2. Редянова Н. Под открытым небом. // Ваше право. - № 39. – 1997.

3. Сарычев А. На что рассчитывать мигрантам. // Ваше право. - № 23. – 1997.

4. Федянин В. Переселенец беженцу рознь. // Домашний адвокат. - № 4. – 1998.

16.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.Неотъемлемым элементом государственной системы соци­ального обеспечения в РФ выступает социальное обслужива­ние престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Фе­деральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федераль­ный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвали­дов в РФ» и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию соци­ально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагоги­ческих, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном законодательстве сформулирова­но понятие такого социально-значимого обстоятельства как труд­ная жизненная ситуация.Трудная жизненная ситуация –ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность граждани­на, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причина­ми ее возникновения могут быть самые различные обстоятель­ства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, же­стокое обращение в семье, безработица, отсутствие определен­ного места жительства и пр.