Тема 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

3.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. В теории права подисточниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в оп­ределенных нормативных документах. Такие нормативные до­кументы могут содержать только нормы права социального обес­печения (например, Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90) либо состоять из норм различных отраслей права (Положение о федеральной государственной службе от 22.12.93 № 2267).

Источники права нельзя путать с актами компетентных госу­дарственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.

Источники права социального обеспечения, как и других от­раслей права, принято классифицировать по следующим при­знакам: по юридической силе; по сфере их действия; по орга­нам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по правовым институтам.

По юридической силе источники права делятся на законы и подзаконные акты. Законы могут быть конституционными, коди­фицированными и текущими. К конституционным законам отно­сятся Декларация прав и свобод человека и гражданина, приня­тая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.91 Ос­новные положения Декларации получили закрепление в Консти­туции РФ 1993 г.

Конституция РФ является юридической базой для всего зако­нодательства страны, в том числе и в области социального обес­печения. Особое значение имеет ст. 7, которая характеризует основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Консти­туции РФ (ст. 38, ст. 39, ст. 41, ст. 46) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

Кодифицированным законом являются Основы законодатель­ства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93, содержащие нормы различных отраслей права, в том числе и права социаль­ного обеспечения.

Текущие законы касаются отдельных институтов права соци­ального обеспечения (пенсий за выслугу лет, пособий гражда­нам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.)

По сфере действия законы могут быть федеральными, от­раслевыми и местными. Федеральные законы принимаются высшими органами законодательной власти РФ, а законы субъек­тов РФ - органами законодательной власти субъектов. Соглас­но Конституции РФ регулирование социального обеспечения относится к совместному ведению России и ее субъектов. По­этому значение законодательства субъектов РФ и местных ор­ганов власти в области социального обеспечения и особенно социальной помощи в настоящее время возрастает.

Разновидностью классификации по сфере действия являет­ся объединение источников по кругу лиц, на которых распрост­раняются отдельные нормы законодательствам социальном обеспечении. Речь идет о дифференциации права социального обеспечения в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) и природно-климатических районов, либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Спе­циальными нормами устанавливается льготное исчисление пе­риодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения.

Иные нормативные правовые акты обязательно должны со­ответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что в случае противоречия между ними действуетзакон. Иные нормативные правовые акты по социальному обеспече­нию имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Пра­вительства РФ, правил, инструкций, приказов и других норма­тивных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЖНЕЙШИХ ИСТОЧНИКОВ. Отражая развитие отрасли, круг источников права социального обеспечения постоянно расширя­ется. В настоящее время в него входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные РФ меж­дународно-правовые акты по вопросам социального обеспече­ния.

Новыми источниками права социального обеспечения, ранее несвойственными для этой отрасли, являютсяСоглашения Не­зависимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного госу­дарства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Го­сударств в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. Подписав Соглашение, Государства договори­лись о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении, закрепили основные принципы обес­печения лиц, которые приобрели право на пенсию на террито­рии бывших республик СССР и реализуют это право на террито­рии государств-участников Соглашения.

В настоящее время государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения.

Законам принадлежит главная роль в регулировании отно­шений по социальному обеспечению. В соответствии с Консти­туцией РФ координация вопросов здравоохранения, защита се­мьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ве­дении Российской Федерации и ее субъектов. Вне преде­лов совместного ведения субъекты РФ правомочны принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не могут противоречить федеральным законам.

В настоящее время уже принято большое количество зако­нов по различным институтам социального обеспечения, кото­рые раньше находились вне пределов законодательного офор­мления. Одним из таких примеров может служить закон от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Феде­рации» (в ред. Федерального закона от 20.04.96 № 36-ФЗ и По­становления КС РФ от 16.12.97 № 20-П).

Особое место в системе законодательных актов по социально­му обеспечению занимаютУказы Президента РФ, имеющие нор­мативный характер и восполняющие пробелы федерального зако­нодательства: «О доплате к государственной пенсии лицам, заме­щавшим должности в органах государственной власти и управле­ния Союза ССР и РСФСР» от 01.04.96 № 467 (ред. от 29.08.96); «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граж­дан Российской Федерации» от 15.04.96 № 550 и пр.

Постановления Правительства РФ не только координи­руют деятельность органов государственной власти по реализа­ции принятых Федеральных законов и Указов Президента, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан. В частности, постановлением Правительства РФ от 14.10.94 № 1173 утверждена федеральная целевая программа «Безопасное материнство» на 1995-97 гг.; постановлением от 16.01.95 № 59 – Федеральная комплексная программа «Соци­альная поддержка инвалидов»; постановлением от 08.01.96 № 6 - Концепция улучшения положения женщин в РФ.

Порядок применения законодательных норм обычно конкре­тизируется постановлениями Правительства РФ, правительств субъектов федерации и актами министерств и ведомств. Поста­новления высшего органа исполнительной власти касаются са­мого широкого круга вопросов. Для иллюстрации этого доста­точно привести лишь несколько примеров: «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (постановление от 12.02.94 № 101, в ред. от 22.11.97); «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (постановление от 20.06.92 № 409, в ред. от 17.07.96); «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреж­дений здравоохранения лекарственными средствами и издели­ями медицинского назначения» (постановление от 30.07.94 № 890, в ред. от 27.12.97); «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Фе­дерации» (постановление от 07.08.95 № 790); «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (постановление от 04.09.95 № 883, в ред. от 28.08.97) и др.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социаль­ному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство труда и социаль­ного развития Российской Федерации является центральным ор­ганом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, женщин и детей, а также дру­гих групп населения нуждающихся в государственной поддерж­ке. В ведении этого министерства передана разработка совмес­тно с федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов РФ предложений по со­вершенствованию законодательства о социальной защите на­селения, подготовка по поручениям Правительства РФ заключе­ний по проектам законов, а также нормативных актов мини­стерств и ведомств РФ, обобщение практики применения зако­нодательства о социальной защите и обеспечение единообраз­ного его применения на всей территории РФ.

Решение значительного круга вопросов в области социаль­ного обеспечения входит в компетенцию разныхорганов ис­полнительной власти. В качестве иллюстрации можно при­вести следующие нормативные акты: «Об оказании материаль­ной помощи безработным и членам семей безработных, нахо­дящимся на их иждивении» (приказ Федеральной службы заня­тости России от 18.06.93 № 78); Порядок выплаты единовремен­ного денежного пособия вынужденным переселенцам и бежен­цам (приказ Федеральной миграционной службы России от 01.11.93 № 2585, в ред. от 04.07.97); «О применении Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компен­сациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайне­го Севера и приравненных к ним местностях» при назначении и перерасчете пенсий» (указание Минсоцзащиты РФ, Пенсионно­го фонда РФ, Министерства по делам национальностей и регио­нальной политики РФ от 06-14.07.94 № 1-4-У; ЮЛ-6-23/3562; 1459); «Об утверждении Положения о порядке выплаты денеж­ных средств на детей, находящихся под опекой (попечитель­ством)», приказ Министерства образования РФ от 16.02.93 № 50) и др.

Довольно активно в современных условиях действуют в об­ласти социального обеспечения иорганы местного самоуп­равления. Их акты значительно повышают степень социальной защиты граждан на муниципальном уровне, предусматривают дополнительные по отношению к федеральным меры социаль­ной поддержки граждан путем установления различного рода доп­лат, а также касаются социального обслуживания населения, проживающего на их территории.

Вопросы для самоконтроля

1. Как разграничиваются источники права социального обеспечения по юридической силе и сфере действия?

2. Что такое единство и дифференциация источников права социального обеспечения?

3. Можно ли считать источниками права социального обеспечения Соглашения стран-участников СНГ?

4. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?

5. Можно ли международный договор признать источником права социального обеспечения?

 

Рекомендуемая дополнительная литература по теме

1. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп. от 22 октября 1999 г.)

2. Указ Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» (в ред. от 1 декабря 1995 г.)

3. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 13 августа 1998 г.).