Тема 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. В теории права подисточниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права социального обеспечения (например, Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90) либо состоять из норм различных отраслей права (Положение о федеральной государственной службе от 22.12.93 № 2267).
Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.
Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам: по юридической силе; по сфере их действия; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по правовым институтам.
По юридической силе источники права делятся на законы и подзаконные акты. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими. К конституционным законам относятся Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.91 Основные положения Декларации получили закрепление в Конституции РФ 1993 г.
Конституция РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Особое значение имеет ст. 7, которая характеризует основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 38, ст. 39, ст. 41, ст. 46) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.
Кодифицированным законом являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93, содержащие нормы различных отраслей права, в том числе и права социального обеспечения.
Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.)
По сфере действия законы могут быть федеральными, отраслевыми и местными. Федеральные законы принимаются высшими органами законодательной власти РФ, а законы субъектов РФ - органами законодательной власти субъектов. Согласно Конституции РФ регулирование социального обеспечения относится к совместному ведению России и ее субъектов. Поэтому значение законодательства субъектов РФ и местных органов власти в области социального обеспечения и особенно социальной помощи в настоящее время возрастает.
Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательствам социальном обеспечении. Речь идет о дифференциации права социального обеспечения в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) и природно-климатических районов, либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Специальными нормами устанавливается льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения.
Иные нормативные правовые акты обязательно должны соответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что в случае противоречия между ними действуетзакон. Иные нормативные правовые акты по социальному обеспечению имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.
3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЖНЕЙШИХ ИСТОЧНИКОВ. Отражая развитие отрасли, круг источников права социального обеспечения постоянно расширяется. В настоящее время в него входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные РФ международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения.
Новыми источниками права социального обеспечения, ранее несвойственными для этой отрасли, являютсяСоглашения Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. Подписав Соглашение, Государства договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении, закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
В настоящее время государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения.
Законам принадлежит главная роль в регулировании отношений по социальному обеспечению. В соответствии с Конституцией РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ правомочны принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не могут противоречить федеральным законам.
В настоящее время уже принято большое количество законов по различным институтам социального обеспечения, которые раньше находились вне пределов законодательного оформления. Одним из таких примеров может служить закон от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20.04.96 № 36-ФЗ и Постановления КС РФ от 16.12.97 № 20-П).
Особое место в системе законодательных актов по социальному обеспечению занимаютУказы Президента РФ, имеющие нормативный характер и восполняющие пробелы федерального законодательства: «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» от 01.04.96 № 467 (ред. от 29.08.96); «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации» от 15.04.96 № 550 и пр.
Постановления Правительства РФ не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых Федеральных законов и Указов Президента, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан. В частности, постановлением Правительства РФ от 14.10.94 № 1173 утверждена федеральная целевая программа «Безопасное материнство» на 1995-97 гг.; постановлением от 16.01.95 № 59 – Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»; постановлением от 08.01.96 № 6 - Концепция улучшения положения женщин в РФ.
Порядок применения законодательных норм обычно конкретизируется постановлениями Правительства РФ, правительств субъектов федерации и актами министерств и ведомств. Постановления высшего органа исполнительной власти касаются самого широкого круга вопросов. Для иллюстрации этого достаточно привести лишь несколько примеров: «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (постановление от 12.02.94 № 101, в ред. от 22.11.97); «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (постановление от 20.06.92 № 409, в ред. от 17.07.96); «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (постановление от 30.07.94 № 890, в ред. от 27.12.97); «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (постановление от 07.08.95 № 790); «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (постановление от 04.09.95 № 883, в ред. от 28.08.97) и др.
Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство труда и социального развития Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, женщин и детей, а также других групп населения нуждающихся в государственной поддержке. В ведении этого министерства передана разработка совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ предложений по совершенствованию законодательства о социальной защите населения, подготовка по поручениям Правительства РФ заключений по проектам законов, а также нормативных актов министерств и ведомств РФ, обобщение практики применения законодательства о социальной защите и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ.
Решение значительного круга вопросов в области социального обеспечения входит в компетенцию разныхорганов исполнительной власти. В качестве иллюстрации можно привести следующие нормативные акты: «Об оказании материальной помощи безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении» (приказ Федеральной службы занятости России от 18.06.93 № 78); Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам (приказ Федеральной миграционной службы России от 01.11.93 № 2585, в ред. от 04.07.97); «О применении Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» при назначении и перерасчете пенсий» (указание Минсоцзащиты РФ, Пенсионного фонда РФ, Министерства по делам национальностей и региональной политики РФ от 06-14.07.94 № 1-4-У; ЮЛ-6-23/3562; 1459); «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)», приказ Министерства образования РФ от 16.02.93 № 50) и др.
Довольно активно в современных условиях действуют в области социального обеспечения иорганы местного самоуправления. Их акты значительно повышают степень социальной защиты граждан на муниципальном уровне, предусматривают дополнительные по отношению к федеральным меры социальной поддержки граждан путем установления различного рода доплат, а также касаются социального обслуживания населения, проживающего на их территории.
Вопросы для самоконтроля
1. Как разграничиваются источники права социального обеспечения по юридической силе и сфере действия?
2. Что такое единство и дифференциация источников права социального обеспечения?
3. Можно ли считать источниками права социального обеспечения Соглашения стран-участников СНГ?
4. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?
5. Можно ли международный договор признать источником права социального обеспечения?
Рекомендуемая дополнительная литература по теме
1. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп. от 22 октября 1999 г.)
2. Указ Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» (в ред. от 1 декабря 1995 г.)
3. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 13 августа 1998 г.).