ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 16. Социальное обслуживание
Тема 14. Обязательное медицинское страхование
Тема 13. Пособия гражданам, имеющим детей
Тема 12. Пособие по временной нетрудоспособности
Понятие и виды пособий по временной безработице. Удостоверение временной безработицы. Назначение и выплата пособия. Исчисление пособия.
Общая характеристика пособий. Единовременные пособия. Пособие по беременности и родам. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ежемесячное пособие на ребенка.
Право на охрану здоровья. Права и обязанности субъектов ОМС. Договор обязательного медицинского страхования.
Тема 15. Отдельные виды социальной помощи (поддержки)
Многообразие видов социальной помощи. Понятие и виды социальных пенсий. Единовременные пособия. Компенсационные выплаты. Социальная помощь беженцам, вынужденным переселенцам, бездомным гражданам.
Понятие и принципы социального обслуживания. Стационарное социальное обслуживание. Услуги на погребение. Протезно-ортопедическая помощь. Обеспечение инвалидов средствами передвижения и транспортными средствами.
Тема 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.
В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.
Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность. По мнению большинства правоведов, социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.
Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки:
объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;
- особые фонды, источники социального обеспечения;
- особые способы предоставления средств к существованию;
- закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных услуг и льгот.
Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:
- назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;
- оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них – по льготным тарифам;
- предоставления льгот на возмездно-неэквивалентных началах.
Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую систему следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального обеспечения социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. В настоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.
Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска.Социальный риск – это вероятностное событие, порождаемое объективными социально-значимыми причинами и влекущее утрату заработка, снижение доходов ниже прожиточного минимума, потребность в медицинской помощи и других социальных услугах.
Основной организационно-правовой формой являетсягосударственное (обязательное) социальное страхование. Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом. Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданыцентрализованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными гражданами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение и другие услуги за счет средств внебюджетных страховых фондов
Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях являетсяобеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ
Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служитсоциальная помощь (поддержка). В настоящее время она находится в стадии формирования Правовая основа для ее создания заложена Федеральным законом от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие граждане и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг – уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов
Величинапрожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также включает обязательные платежи и сборы.
В соответствии с Законом № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в ее субъектах определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам
Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности Согласно закону она будет определяться в целом по РФ и в ее субъектах не реже одного раза в пять лет. В субъектах РФ она должна устанавливаться с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Потребительская корзина и величина прожиточного минимума будут рассчитываться для трех основных социально-демографических групп населения – трудоспособных граждан, пенсионеров, детей.
Размеры минимальной оплаты труда и минимальной пенсии по старости в РФ будут поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.
Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения, созданных по Указу Президента РФ от 26.12.91 № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году»
Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими гражданами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.
В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, инвалидности, случаю потери кормильца), страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).
Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви); дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах; оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.
Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка или на погребение используются средства как внебюджетных фондов социального страхования, так и бюджетов различных уровней. Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве социальной помощи.
В последнее время начинают развиваться илокальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.
1.3. ПРЕДМЕТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению средств существования из внебюджетных фондов социального назначения или государственного бюджета лицам, достигшим установленного возраста, нетрудоспособным, потерявшим кормильца, безработным, семьям с детьми, лицам с доходами ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образуют самостоятельную отрасль права -– право социального обеспечения.
Правоведами предлагается относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим критериям:
- одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим – государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов;
- отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем, обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство;
- посредством этих отношений обеспечение осуществляется, как правило, за счет специальных фондов и средств, ассигнуемых на социальные нужды.
Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением – к административному праву.
Субъектомправа на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы – при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.
Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.
После выведения средств социального страхования из сферы контроля и управления профсоюзов (т.е. образования Фонда социального страхования РФ) они уже не могут выступать от лица государства в отношениях по социальному обеспечению. За профсоюзами сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности.
Вторым критерием, который предложен в целях отграничения отношений по социальному обеспечению от других групп общественных отношений, является их«алиментарный» характер. Однако эту точку зрения разделяли не все специалисты в области социального обеспечения. Некоторые ученые подчеркивали связь социального обеспечения с трудом.
Что касается третьего признака, то создание новой системы сбора и резервирования средств для целевого использования на нужды социального обеспечения началось с образования в 1990г. Пенсионного фонда РФ и его территориальных отделений. В 1993-94 гг. были учреждены Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, а также их региональные и местные отделения.
Средства названных фондов формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иных категорий занятых граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию;
- ассигнований из бюджета РФ;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- прочих доходов.
Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно.
Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить непосредственно отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся:
- отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице;
- отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей;
- отношения по оказанию денежной и натуральной помощи малоимущим лицам;
- отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней;
- отношения по оказанию бесплатных медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования и пр.
В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией непосредственно распределительных отношений. Это отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут:
- предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов);
- существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности);
- приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).
В отличие от материальных отношений, в процедурных отношениях одной стороной является физическое лицо, а другой могут быть не только государственные органы, но и государственные учреждения. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и различными государственными органами или учреждениями:
На вопрос о включении в предмет социального обеспечения отношений, складывающихся в связи с разрешением споров или разногласий в области социального обеспечения, нельзя ответить однозначно. По мнению некоторых ученых, отсутствие процессуальных норм в праве социального обеспечения является пробелом в законодательстве, а не подтверждением отсутствия процессуальных отношений в сфере социального обеспечения.
Что касается предмета науки права социального обеспечения, то он шире предмета отрасли. Наука обобщает накопленные о предмете права социального обеспечения знания, изучает генезис развития отрасли права в целом, а также ее отдельных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия предмета и метода, исследует особенности правоотношений и наиболее оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуальные положения, определяющие перспективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных институтов. Кроме того, наука изучает не только российское право, но и право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения.
1.4. МЕТОД ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Метод правового регулирования признается отечественной наукой вторым необходимым критерием для разграничения отраслей права. Каждая группа отношений, образующих предмет отрасли права, требует специфических средств нормативно-правовой регламентации, которые реализуются в методе.
Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений. По мнению С.С. Алексеева[1], решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.
При характеристике метода права социального обеспечения советского периода отечественные ученые отмечали обусловленность его специфики алиментарным характером обязательств в соответствующих правоотношениях. «Социальной алиментарностью», обычно, называют способ предоставления «государством или по его поручению общественными организациями всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития общества (советского (прим. составителя)), без применения договорных начал из фонда социального обеспечения»[2].
В настоящее время характер социальной алиментации изменился. Одни черты данного метода утратили свое значение, другие -– несколько трансформировались, но отражают особенности права социального обеспечения и в новых социально-экономических условиях.
Во-первых, по-прежнему сохраняет значение ссылка на социальную природу обеспечения, поскольку источник средств существования предоставляется на уровне связи индивид – государство, а не индивид – семья. Средства централизованных внебюджетных фондов являются государственной собственностью.
Во-вторых, физическое лицо получает от государства денежные средства или услуги не в обмен на труд и не в обмен на уплаченные страховые взносы, а во многих случаях и вообще независимо от участия в общественно полезной деятельности и «внесения взносов (например, инвалиды с детства, дети). Неуплата работодателем обязательных страховых взносов не лишаетего наемных работников права на получение трудовых пенсий и страховых пособий. Механизм финансирования обязательного социального страхования основан на принципе солидарности поколений, отраслей промышленности и территорий.
В альтернативном варианте Концепции пенсионной реформы, подготовленном группой экспертов по заказу Минэкономики РФ и одобренном Правительством РФ в декабре 1997 г., запланирован после 2000 года постепенный переход на смешанный принцип финансирования пенсий, при котором они приблизительно в равной пропорции будут выплачиваться за счет распределительного и накопительного источников. Однако такой механизм создания финансовой базы применим лишь к пенсиям по старости. Отказ от принципа «солидарности»при создании финансовой базы пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также большинства пособий невозможен. Об этом свидетельствует и опыт стран с рыночной экономикой. Из 209 пенсионных систем мира только 8 имеют некоторые элементы накопительного механизма.
В-третьих, средства централизованных внебюджетных фондов и бюджетов различных уровней распределяются в целях удовлетворения потребностей лиц, подвергшихся воздействию социального риска, тремя способами:
- бесплатно для потребителя на всеобщей основе в пределах установленного государством стандарта (например, при предоставлении медицинских услуг по Федеральной или территориальным программам обязательного медицинского страхования) либо бесплатно, но адресно с учетом материального положения семьи или одиноко проживающего гражданина (при назначении социальной помощи семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума), а также вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов (социальные пенсии, пособие на ребенка до 16 лет, компенсационная выплата пенсионерам и др.);
- нормирование с учетом прошлого труда и уплаты страховых взносов (при назначении трудовых пенсий, пособий по безработице или по временной нетрудоспособности);
- возмездно-неэквивалентно, т.е. на льготных условиях с частичной оплатой стоимости (обеспечение лекарствами с 50%-ной скидкой, обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение за 25% их стоимости и пр.).
Такой отличительный признак метода правового регулирования, как недоговорный характер установления прав и обязанностей субъектов, в какой-то мере утратил свою универсальность, т.е. распространение на все без исключения виды общественных отношений в области социального обеспечения. В настоящее время некоторые виды услуг оказываются на договорной основе. Примером может служить оказание медицинской помощи и лечения на основании договора обязательного медицинского страхования, в подтверждение заключения которого каждому застрахованному лицу выдается страховой медицинский полис. Типовая форма договора обязательного медицинского страхования утверждена Правительством РФ.
Таким образом, в современных условиях социальную алиментацию можно определить как способ предоставления материального обеспечения и услуг за счет централизованных внебюджетных фондов социального назначения или части бюджетных средств бесплатно для получателя; безэквивалентно, но нормирование с учетом трудового (страхового) стажа, или возмездно-неэквивалентно и, как правило, на недоговорной основе.
Еще одна особенность метода права социального обеспечения заключается в сочетании централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.
1.5. СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие принципы и задачи правового регулирования, основные права граждан в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.
Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом структуры правоотношений, единства и дифференциации норм, выделяемых по различным основаниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить трудовые и социальные пенсии. В свою очередь, среди норм, регулирующих условия предоставления трудовых пенсий по старости, есть общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, и специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет.
Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.
Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в другихслучаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.
Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновениезапрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие общественные отношения образуют социальное обеспечение?
2. В каких организационно-правовых формах функционирует государственная система социального обеспечения?
3. Как можно сформулировать понятие предмета права социального обеспечения?
4. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения?
5. Что такое система права социального обеспечения?
Рекомендуемая дополнительная литература по теме
1. Конституция России.
2. Конституция Республики Татарстан.
3. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
4. Воронин Ю. Пенсионная реформа. // Ваше право. - № 4. – 1996.
5. Калашников С. Пенсии не терпят революций. //Ваше право. - № 34-35. – 1997.
6. Калашников М. Вариант Пиночета пока не прошел. //Ваше право. - № 33. – 1997.
7. Соловьев А. Пенсионное обеспечение не терпит революций. // Экономика и жизнь. - № 39. – 1997.