ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 16. Социальное обслуживание

Тема 14. Обязательное медицинское страхование

Тема 13. Пособия гражданам, имеющим детей

Тема 12. Пособие по временной нетрудоспособности

Понятие и виды пособий по временной безработице. Удостоверение временной безработицы. Назначение и выплата пособия. Исчисление пособия.

 

Общая характеристика пособий. Единовременные пособия. Пособие по беременности и родам. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ежемесячное пособие на ребенка.

 

Право на охрану здоровья. Права и обязанности субъектов ОМС. Договор обязательного медицинского страхования.

 

Тема 15. Отдельные виды социальной помощи (поддержки)

Многообразие видов социальной помощи. Понятие и виды социальных пенсий. Единовременные пособия. Компенсационные выплаты. Социальная помощь беженцам, вынужденным переселенцам, бездомным гражданам.

Понятие и принципы социального обслуживания. Стационарное социальное обслуживание. Услуги на погребение. Протезно-ортопедическая помощь. Обеспечение инвалидов средствами передвижения и транспортными средствами.

 

 

 

Тема 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формиро­вания и развития полноценной личности, выявление и нейтра­лизацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

В узком смысле социальную защиту рассматривают как со­вокупность экономических и правовых гарантий, обеспечиваю­щих соблюдение важнейших социальных прав граждан и дости­жение социально-приемлемого уровня жизни.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей обще­человеческую ценность. По мнению большинства правоведов, социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удов­летворения жизненно необходимых личных потребностей (фи­зических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, ин­валидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработ­ных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормаль­ного воспроизводства рабочей силы за счет специальных фон­дов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, уста­новленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие ус­тойчивые признаки:

объективные основания, вызывающие потребность в осо­бом механизме социальной защиты, направленной на поддер­жание или предоставление определенного уровня жизнеобес­печения;

- особые фонды, источники социального обеспечения;

- особые способы предоставления средств к существованию;

- закрепление правил предоставления социального обеспе­чения в социальных, в том числе правовых, нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно про­является в его функциях: экономической, политической, демог­рафической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заклю­чается в замещении заработка (дохода или содержания), утра­ченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; ока­зании минимальной денежной или натуральной помощи мало­имущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориаль­ному принципу. К внебюджетным фондам социального назначе­ния относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицин­ского страхования, социального страхования, социальной под­держки.

Политическая функция социального обеспечения способ­ствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в ко­тором имеются значительные различия в уровне жизни различ­ных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать вос­производство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граж­дан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет со­бой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назна­чения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несе­ния дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления дру­гих социальных услуг и льгот.

Удовлетворение потребностей может осуществляться с по­мощью:

- назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенса­ций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;

- оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них – по льготным тарифам;

- предоставления льгот на возмездно-неэквивалентных на­чалах.

Что касается соотношения государственных систем социаль­ной защиты и социального обеспечения, то вторую систему следу­ет рассматривать как составную часть первой. Помимо социально­го обеспечения социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизне­деятельности человека и функционирования государства.

1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. В настоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет пря­мых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от со­циального риска.Социальный риск – это вероятностное собы­тие, порождаемое объективными социально-значимыми причи­нами и влекущее утрату заработка, снижение доходов ниже про­житочного минимума, потребность в медицинской помощи и дру­гих социальных услугах.

Основной организационно-правовой формой являетсягосу­дарственное (обязательное) социальное страхование. Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом. Применительно к государственному (обязательному) социаль­ному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается зако­ном.

Для финансирования государственного социального страхо­вания на федеральном и локальном уровнях созданыцентра­лизованные фонды, которые функционируют как внебюджет­ные финансовые системы. К федеральным фондам социально­го страхования относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социаль­ного страхования РФ, Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования, Государственный фонд занятости насе­ления РФ. Они образуются за счет страховых взносов работода­телей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления зас­трахованными гражданами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств суще­ствования вследствие болезни, трудового увечья или професси­онального заболевания, безработицы, инвалидности, беремен­ности и родов, старости, потери кормильца и других установ­ленных законом обстоятельств, а также на медицинскую по­мощь, санаторно-курортное лечение и другие услуги за счет средств внебюджетных страховых фондов

Другой организационной формой осуществления конституци­онного права каждого на денежные выплаты и социальные ус­луги в установленных законом случаях являетсяобеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов государственных слу­жащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего со­става органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности Средства на финансирование социального обеспечения указан­ного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды со­циального страхования или выделяются соответствующим ми­нистерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюдже­та РФ

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служитсоциальная помощь (под­держка). В настоящее время она находится в стадии формиро­вания Правовая основа для ее создания заложена Федераль­ным законом от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Субъектами социальной помощи дол­жны признаваться только малоимущие граждане и семьи, а ос­нованием для предоставления социальных выплат или услуг – уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (оди­ноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи Та­ким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов

Величинапрожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также вклю­чает обязательные платежи и сборы.

В соответствии с Законом № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демог­рафическим группам населения в целом по России и в ее субъек­тах определяется Правительством РФ и органами исполнитель­ной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потреби­тельской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на про­дукты питания, непродовольственные товары и услуги и расхо­дов по обязательным платежам и сборам

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, не­обходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности Согласно закону она будет определяться в целом по РФ и в ее субъектах не реже одного раза в пять лет. В субъектах РФ она должна устанавливаться с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и мест­ных особенностей потребления продуктов питания, непродоволь­ственных товаров и услуг.

Потребительская корзина и величина прожиточного миниму­ма будут рассчитываться для трех основных социально-демог­рафических групп населения – трудоспособных граждан, пенси­онеров, детей.

Размеры минимальной оплаты труда и минимальной пенсии по старости в РФ будут поэтапно повышаться до величины про­житочного минимума.

Финансирование государственной социальной помощи осу­ществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социаль­ной поддержки населения, созданных по Указу Президента РФ от 26.12.91 № 328 «О дополнительных мерах по социальной под­держке населения в 1992 году»

Таким образом, государственная социальная помощь пред­ставляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими гражданами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предостав­ляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхо­вания финансируются трудовые пенсии (по старости, инвалид­ности, случаю потери кормильца), страховые пособия (по без­работице, временной нетрудоспособности, беременности и ро­дам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для по­требителей медицинской помощи по программам обязательно­го медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета вып­лачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основа­нии специальных законодательных актов (например, военнос­лужащим и приравненным к ним лицам).

Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселен­цам; бесплатное предоставление предметов первой необходи­мости (продуктов питания, одежды, обуви); дотации на приобре­тение лекарств, протезно-ортопедических изделий; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и ин­валидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах; оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на фи­нансирование единовременных пособий при рождении ребенка или на погребение используются средства как внебюджетных фондов социального страхования, так и бюджетов различных уровней. Следовательно, в зависимости от источника финанси­рования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве социальной помощи.

В последнее время начинают развиваться илокальные фор­мы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

1.3. ПРЕДМЕТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению средств существования из внебюджетных фон­дов социального назначения или государственного бюджета ли­цам, достигшим установленного возраста, нетрудоспособным, потерявшим кормильца, безработным, семьям с детьми, лицам с доходами ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплат­ной медицинской помощи в соответствии с базовыми програм­мами обязательного медицинского страхования, по бесплатно­му социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образуют самостоятельную отрасль права -право социального обеспечения.

Правоведами предлагается относить к предмету права социаль­ного обеспечения те отношения, которые соответствуют следу­ющим критериям:

- одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим – государство в лице его органов управления либо проф­союзов, наделенных государством соответствующими полномо­чиями, или органы колхозов;

- отношения между субъектами носят алиментарный харак­тер, причем, обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство;

- посредством этих отношений обеспечение осуществляется, как правило, за счет специальных фондов и средств, ассигнуемых на социальные нужды.

Если конкретное отношение не отвечает указанным критери­ям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением – к административному праву.

Субъектомправа на социальное обеспечение может вы­ступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспече­нию могут участвовать: граждане Российской Федерации, инос­транцы – при наличии соответствующих международных согла­шений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные пересе­ленцы.

Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства тру­да и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.

После выведения средств социального страхования из сфе­ры контроля и управления профсоюзов (т.е. образования Фонда социального страхования РФ) они уже не могут выступать от лица государства в отношениях по социальному обеспечению. За профсоюзами сохранена лишь функция общественного контро­ля за правильным начислением и своевременной выплатой по­собий по социальному страхованию, проведением оздоровитель­ных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждени­ях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм соб­ственности.

Вторым критерием, который предложен в целях отграничения отношений по социальному обеспечению от других групп общественных отношений, является их«алиментарный» характер. Однако эту точку зрения раз­деляли не все специалисты в области социального обеспече­ния. Некоторые ученые подчерки­вали связь социального обеспечения с трудом.

Что касается третьего признака, то создание новой системы сбо­ра и резервирования средств для целевого использования на нужды социального обеспечения началось с образования в 1990г. Пенсионного фонда РФ и его территориальных отделений. В 1993-94 гг. были учреждены Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обяза­тельного медицинского страхования РФ, а также их региональ­ные и местные отделения.

Средства названных фондов формируются за счет:

- обязательных страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без обра­зования юридического лица, иных категорий занятых граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию;

- ассигнований из бюджета РФ;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- прочих доходов.

Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить непосредственно отношения по распределению государствен­ных внебюджетных фондов социального назначения и перерас­пределению части государственного бюджета. К ним относятся:

- отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при вре­менной нетрудоспособности, при безработице;

- отношения по материальной поддержке материнства и дет­ства, помощи семье в содержании и воспитании детей;

- отношения по оказанию денежной и натуральной помощи малоимущим лицам;

- отношения по бесплатному социальному обслуживанию ин­валидов, престарелых и других слоев населения в пределах ус­тановленных государственных перечней;

- отношения по оказанию бесплатных медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных про­грамм обязательного медицинского страхования и пр.

В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией непосредственно распределительных отношений. Это отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием ука­занных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут:

- предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов);

- существовать одновременно с ними (например, по измене­нию группы инвалидности);

- приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).

В отличие от материальных отношений, в процедурных отно­шениях одной стороной является физическое лицо, а другой могут быть не только государственные органы, но и государствен­ные учреждения. Наиболее часто отношения по поводу установ­ления юридических фактов возникают между физическими ли­цами и различными государственными органами или учрежде­ниями:

На вопрос о включении в предмет социального обеспечения отношений, складывающихся в связи с разрешением споров или разногласий в области социального обеспечения, нельзя отве­тить однозначно. По мнению некоторых ученых, отсутствие процессуальных норм в праве социального обес­печения является пробелом в законодательстве, а не подтверж­дением отсутствия процессуальных отношений в сфере соци­ального обеспечения.

Что касается предмета науки права социального обеспече­ния, то он шире предмета отрасли. Наука обобщает накоплен­ные о предмете права социального обеспечения знания, изуча­ет генезис развития отрасли права в целом, а также ее отдель­ных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия пред­мета и метода, исследует особенности правоотношений и наи­более оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуальные положения, определяющие пер­спективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных ин­ститутов. Кроме того, наука изучает не только российское право, но и право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспече­ния.

1.4. МЕТОД ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Метод правового регулирования признается оте­чественной наукой вторым необходимым критерием для разгра­ничения отраслей права. Каждая группа отношений, образую­щих предмет отрасли права, требует специфических средств нормативно-правовой регламентации, которые реализуются в методе.

Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему по­ведение участников правоотношений. По мнению С.С. Алексее­ва[1], решающей чертой отраслевого метода правового регулиро­вания является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.

При характеристике метода права социального обеспечения советского периода отечественные ученые отмеча­ли обусловленность его специфики алиментарным характером обязательств в соответствующих правоотношениях. «Социальной алиментарностью», обычно, называют способ предоставления «государством или по его поручению общественными организациями всех видов со­циального обеспечения и обслуживания на справедливой осно­ве бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе раз­вития общества (советского (прим. составителя)), без применения договорных начал из фонда социального обеспечения»[2].

В настоящее время характер социальной алиментации из­менился. Одни черты данного метода утратили свое значение, другие -– несколько трансформирова­лись, но отражают особенности права социального обеспече­ния и в новых социально-экономических условиях.

Во-первых, по-прежнему сохраняет значение ссылка на со­циальную природу обеспечения, поскольку источник средств су­ществования предоставляется на уровне связи индивид – госу­дарство, а не индивид – семья. Средства централизованных вне­бюджетных фондов являются государственной собственностью.

Во-вторых, физическое лицо получает от государства денеж­ные средства или услуги не в обмен на труд и не в обмен на уплаченные страховые взносы, а во многих случаях и вообще независимо от участия в общественно полезной деятельности и «внесения взносов (например, инвалиды с детства, дети). Неуплата работодателем обязательных страховых взносов не лиша­етего наемных работников права на получение трудовых пен­сий и страховых пособий. Механизм финансирования обязатель­ного социального страхования основан на принципе солидарно­сти поколений, отраслей промышленности и территорий.

В альтернативном варианте Концепции пенсионной рефор­мы, подготовленном группой экспертов по заказу Минэкономики РФ и одобренном Правительством РФ в декабре 1997 г., запла­нирован после 2000 года постепенный переход на смешанный прин­цип финансирования пенсий, при котором они приблизительно в равной пропорции будут выплачиваться за счет распредели­тельного и накопительного источников. Однако такой механизм создания финансовой базы применим лишь к пенсиям по старо­сти. Отказ от принципа «солидарности»при создании финансо­вой базы пенсий по инвалидности и по случаю потери кормиль­ца, а также большинства пособий невозможен. Об этом свиде­тельствует и опыт стран с рыночной экономикой. Из 209 пенси­онных систем мира только 8 имеют некоторые элементы нако­пительного механизма.

В-третьих, средства централизованных внебюджетных фон­дов и бюджетов различных уровней распределяются в целях удовлетворения потребностей лиц, подвергшихся воздействию социального риска, тремя способами:

- бесплатно для потребителя на всеобщей основе в преде­лах установленного государством стандарта (например, при пре­доставлении медицинских услуг по Федеральной или террито­риальным программам обязательного медицинского страхова­ния) либо бесплатно, но адресно с учетом материального поло­жения семьи или одиноко проживающего гражданина (при на­значении социальной помощи семьям со среднедушевым дохо­дом ниже прожиточного минимума), а также вне связи с трудо­вой деятельностью и уплатой взносов (социальные пенсии, по­собие на ребенка до 16 лет, компенсационная выплата пенсио­нерам и др.);

- нормирование с учетом прошлого труда и уплаты страхо­вых взносов (при назначении трудовых пенсий, пособий по без­работице или по временной нетрудоспособности);

- возмездно-неэквивалентно, т.е. на льготных условиях с частичной оплатой стоимости (обеспечение лекарствами с 50%-ной скидкой, обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение за 25% их стоимости и пр.).

Такой отличительный признак метода правового регулирования, как недоговорный характер установления прав и обязанно­стей субъектов, в какой-то мере утратил свою универсальность, т.е. распространение на все без исключения виды обществен­ных отношений в области социального обеспечения. В настоя­щее время некоторые виды услуг оказываются на договорной основе. Примером может служить оказание медицинской помо­щи и лечения на основании договора обязательного медицинс­кого страхования, в подтверждение заключения которого каждо­му застрахованному лицу выдается страховой медицинский по­лис. Типовая форма договора обязательного медицинского стра­хования утверждена Правительством РФ.

Таким образом, в современных условиях социальную алиментацию можно определить как способ предоставления матери­ального обеспечения и услуг за счет централизованных внебюд­жетных фондов социального назначения или части бюджетных средств бесплатно для получателя; безэквивалентно, но норми­рование с учетом трудового (страхового) стажа, или возмездно-неэквивалентно и, как правило, на недоговорной основе.

Еще одна особенность метода права социального обеспече­ния заключается в сочетании централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

1.5. СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. К общей части отрасли права социального обеспечения от­носятся нормы, выражающие принципы и задачи правового ре­гулирования, основные права граждан в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.

Особенную часть составляют нормы, определяющие усло­вия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; по­собий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по опре­деленной системе с учетом структуры правоотношений, един­ства и дифференциации норм, выделяемых по различным ос­нованиям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить трудовые и социальные пенсии. В свою оче­редь, среди норм, регулирующих условия предоставления тру­довых пенсий по старости, есть общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юриди­ческие факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, и специальные нормы, зак­репляющие льготные основания обеспечения трудовыми пен­сиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет.

Система права социального обеспечения представляет со­бой совокупность объективно взаимосвязанных правовых инсти­тутов и норм, расположенных в определенной структурирован­ной последовательности в соответствии со спецификой регули­руемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособнос­ти, потере кормильца и в другихслучаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновениезапрещающих норм (например, в Фе­деральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие общественные отношения образуют социальное обеспечение?

2. В каких организационно-правовых формах функционирует государственная система социального обеспечения?

3. Как можно сформулировать понятие предмета права социального обеспечения?

4. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения?

5. Что такое система права социального обеспечения?

 

Рекомендуемая дополнительная литература по теме

1. Конституция России.

2. Конституция Республики Татарстан.

3. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

4. Воронин Ю. Пенсионная реформа. // Ваше право. - № 4. – 1996.

5. Калашников С. Пенсии не терпят революций. //Ваше право. - № 34-35. – 1997.

6. Калашников М. Вариант Пиночета пока не прошел. //Ваше право. - № 33. – 1997.

7. Соловьев А. Пенсионное обеспечение не терпит революций. // Экономика и жизнь. - № 39. – 1997.