Система централизованного слива отстоя топлива.

Эффективность эксплуатации топливной системы может быть обеспечена применением топлив, не содержащих механических примесей и воды.

Наличие механических в топливе приводит к повреждению агрегатов топливной системы.

Растворенная вода всегда присутствует в топливе. Основная опасность наличия воды в топливе – образование кристаллов льда, которое может привести к забивке топливных фильтров, предохранительных сеток подкачивающих насосов и датчиков расходомеров.

В зависимости от температуры топлива массовая доля воды в топливах, заправляемых в баки воздушного судна, может составлять 0,01 процента. В полете вследствие понижения температуры и давления растворимость воды в топливе резко падает. При нулевой температуре в растворенном состоянии может находиться не более 0,001 процента. При охлаждении топлива от 20 до 0 град. из каждой тонны топлива выделяется около 60 г воды. Так, объем выделившейся воды за один полет на самолете Ил-62 может составлять 6-7 литров, а на самолете Ан-24 – 0,3-0,4 литра, что вполне достаточно для закупорки сеток топливных фильтров.

Для контроля качества топлива предназначена система централизованного слива отстоя, установленная на самолётах Ил-76, Ан-124 (см. рис. 8.6.).

 

Функциональная схема системы централизованного слива отстоя на самолете Ан-124

 

Качество авиатоплива во многом определяет рациональное его использование надежность авиационной техники.

При хранении, транспортировании, перекачке и заправке воздушных судов в результате физических и химических процессов происходит изменение качества авиационных топлив.

Слив отстоя выполняется из всех баков (в том числе и из незаправленных) не ранее чем через 15 мин после заправки. Визуально проверьте чистоту топлива. При наличии в топливе примесей слейте еще одну порцию топлива и повторно проверьте отстой. При повторном обнаружении примесей слейте все топливо из данного бака.

При необходимости слив отстоя производится специальным приспособлением через клапаны слива, установленные в каждом баке.

Аварийный слив топлива в полете

 

Для быстрого уменьшения полетного веса самолета путем слива части топлива в полете служит система аварийного слива.

- при необходимости уменьшения посадочного веса самолета;

- при посадке с убранной механизацией крыла;

- при посадке на высокогорных аэродромах.

Система аварийного слива топлива, установленная на самолёте Як-42, состоит из:

- комплекта трубопроводов с насадком из диэлектрика;

- насосов;

- перекрывных кранов.

Переключатели управления кранами и насосами расположены под предохранительными красными крышками.

При открытых перекрывных кранах и включенных насосах топливо из кессонов по трубопроводам системы аварийного слива сливается в атмосферу. Система аварийного слива обеспечивает слив топлива и самотеком при неработающих насосах. Время слива 7500 кг топлива составляет не более 7 мин.

Время слива самотеком 50 мин. Слив топлива производится в горизонтальном полете на приборной скорости 330-370 км/ч при убранной механизации крыла и убранном шасси.