Заправка самолёта топливом.

 

Применяются два вида заправки: первый - раздельное заполнение одного или нескольких баков через открываемую сверху горловину - так называемая верхняя, или открытая, заправка и второй - централизованная заправка под давлением через один или несколько штуцеров, расположенных в нижней части самолёта, в месте, удобном для обслуживания

Централизованная заправка самолёта топливом под давлением имеет значительные эксплуатационные преимущества перед открытой заправкой через заливные горловины, установленные в каждом баке, так как она более удобна и существенно сокращает время заправки, особенно при большой вместимости топливной системы. Кроме того, исключается возможность попадания в баки посторонних включений, улучшаются условия пожарной безопасности. Однако необходимое для применения централизованной заправки дополнительное оборудование топливной системы самолёта (в том числе предохраняющее баки от повышения допустимого давления) усложняет конструкцию и приводит к некоторому увеличению её массы.

Порядок заправки топливных баков должен обеспечивать нормальную центровку самолёта и обычно противоположен порядку выработки топлива.

Заправка баков осуществляется через штуцеры централизованной заправки. За штуцерами установлены магистральные краны заправки, а на входе трубопроводов в баки - краны заправки и гидроуправляемые клапаны.

При заполнении какого-нибудь бака сигнализатор заправки системы выдает сигнал на закрытие V крана заправки этого бака, кран автоматически закрывается и загорается его светосигнализатор. Аналогично автоматически закрываются краны всех заполненных баков. Если какой-нибудь из кранов не закрылся автоматически, то с повышением уровня топлива в баке закрывается поплавковый клапан и поступление топлива в бак все равно прекращается. Симметричные баки разных полукрыльев заправляются одновременно.

При заправке необходимо следить, чтобы разность в количестве топлива в баках левого и правого полукрыльев была не более 1000 кг.

При необходимости неполной заправки какого-нибудь бака заправку можно прекратить ручным закрытием соответствующего крана заправки. Кран закроется и автоматически, если предварительно установить кремальеру соответствующего индикатора на отметку требуемого количества заправляемого топлива. При необходимости применяется топливо с противообледенительными присадками "И", "И-М", "ТГФ" и "ТГФ-М" в количестве не более 0,3% по объему. В качестве антистатического присадка допускается применение "СИГБОЛА".

Заправку топливом производят после выполнения рейса, а дозаправку (если необходимо) - при подготовке к вылету. Количество заправляемого топлива зависит от рейса и определяется штурманом (командиром воздушного судна).

Заправка осуществляется службой ГСМ по заявке АТБ или требованию экипажа воздушного судна через производственно-диспетчерскую службу предприятия. Заправщик предъявляет подписанный контрольный талон, в котором указаны сорт и плотность топлива, разрешение на заправку.

 

 

Рис.7.7. Функциональная схема централизованной заправки топливом: 1 - блок управления заправкой из системы СУИТ 3-2; 2 - блок измерения количества топлива из системы СУИТ 3-2; 3 –

нажимная кнопка "КОНТРОЛЬ СИРЕНЫ КРИТИЧ. ДАВЛЕН."; 4 - лампа, сигнализирующая о наличии переменного тока; 5 - нажимная кнопка "КОНТР.АВТОМ.ЗАПРАВ."; 6 - лампа, сигнализирующая о критическом давлении; 7 - сирена; 8 - поплавковый клапан; 9 - сигнализатор заправки; 10 - сигнализатор критического давления; 11 - сигнализатор МСТ-5А критического

давления в магистрали; 12 - штуцера централизованной заправки; 13 - магистральный кран; 14 - электроуправляемый кран заправки; 15 - гидроуправляемый клапан; 16 - датчик уровня топлива из системы СУИТ 3-2; 17- межбаковый обратный клапан

 

Бортинженер (командир воздушного судна) или бригадир проверяют:

- отстой топлива из баков самолёта;

- качество топлива и разрешение на заправку (по контрольному талону);

- наличие пломб на горловинах заправочных устройств;

- заземление и наличие упорных колодок под колёсами воздушного судна и заправщиков.

При выполнении всех требований они разрешают заправку, задавая режим и порядок наполнения баков. В случае нарушения требований заправка не разрешается, о чем делается запись в контрольном талоне. Работа выполняется заправочной бригадой с помощью стационарных или подвижных средств. Заправка контролируется бортинженером или бригадиром, они несут ответственность за количество и распределение топлива по бакам воздушного судна. Кроме того, контролируют технологию заправки, закрытие штуцеров и горловин, отстой топлива после заправки. В случае обнаружения в отстое воды или примесей повторно сливают отстой или все топливо.