Элементы дорог. Дорожные покрытия. Разведка дорог, их постройка, усиление и восстановление дорог.
Назначение дорог в современном бою. Классификация военных дорог, колонных путей и требования предъявляемые к ним.
Военные дороги и колонные пути предназначаются для обеспечения маневра и передвижения войск, подвоза боеприпасов, материально-технических средств, а также, для эвакуации.
Их подготовка и содержание, являются одной из основных задач инженерного обеспечения боя, которые наряду с инженерными войсками, выполняются всеми видами (родами) войск. При подготовке путей в первую очередь используют существующие дороги, а при их отсутствии или невозможности использования прокладывают колонные пути или строит новые дороги.
К военным дорогам относятся все существующие и построенные вновь дороги, которые предназначены для обеспечения боевых действий, войск. Колонные пути выбираются на местности вне дорог и подготавливаются для кратковременного движения войск.
Военные дороги и колонные пути различают по направлению - фронтальные (идущие к фронту) и рокадные (имеющие направление вдоль фронта);
По назначению - основные (пути маневра, подвоза и эвакуации) и вспомогательные (подъездные, объездные, запасные и ложные);
По характеру движения - для колесных машин, гусеничных машин и для смешанного движения.
По принадлежности они делятся на батальонные, полковые, дивизионные, армейские и фронтовые.
Военные дороги и колонные пути должны обеспечить заданную скорость движения, проходить по местности с наилучшими защитными и маскирующими свойствами; не должны требовать большого объема работ по их оборудованию, иметь участков, проходящих через узкие места, затрудняющие рассредоточение колонн и устройство объездов, проходить вблизи, объектов вероятного воздействия противника.
Войсковыми дорогами называются, такие дороги, которые строятся или восстанавливаются инженерными войсками в войсковом тыловом районе.
При недостаточном количестве существующих войсковых дорог или невозможности их использования, а также, нецелесообразности постройки новых дорог прокладываются колонные пути.
Колонным путем называется, выбранная и обозначенная полоса местности, оборудованная путем производства простейших дорожно-мостовых работ для обеспечения кратковременного движения войск с боевой техникой и транспортом.
Войсковые дороги и колонные пути в целом называются войсковыми путями.
Военные дороги и колонные пути в целом подготавливают на период боя (операции) под следующую пропускную способность:
- колонные пути - для разового пропуска до 500 машин или для
движения до 500 машин в сутки;
- войсковые дороги - для движения до 1000 машин в сутки;
- армейские дороги - для движения от 1000 до 3000 машин в сутки;
- фронтовые дороги - для движения до 6000 машин в сутки.
В отдельных случаях, в зависимости от боевой обстановки, военные дороги и колонные пути могут подготавливаться и под иную пропускную способность.
При подготовке военных дорог, в первую очередь, используют существующие дороги, отвечающие требованиям, предъявляемым к военным дорогам.
При использовании существующих дорог, не отвечающих полностью указанным требованиям, производят необходимые дорожные работы, а при отсутствии времени на их полное выполнение принимают меры к усилению регулирования движения и пропуска войск через труднопроходимые участки.
При использовании разрушенных дорог производят их восстановление. Характер и объем восстановительных работ зависит от характера и объема разрушений, требуемой пропускной способности и срока службы дорог.
При сильном разрушении дорог или при наличии на них трудно-преодолеваемых заграждений, когда восстановление или разграждения их становится нецелесообразным, строят дороги или прокладывают колонные пути.
При подготовке и эксплуатации дорог и колонных путей могут производиться следующие дорожные работы:
- разведка существующих дорог и местности для постройки новых
дорог или прокладывания колонных путей;
- разграждение дорог или местности в полосах постройки новых
дорог или прокладывания колонных путей;
- прокладывание колонных путей;
- восстановление дорог;
- улучшение и усиление дорог;
- постройка новых дорог;
- оборудование дорог и колонных путей;
- ремонт и содержание дорог и колонных путей.
Организация дорожных работ должна предусматривать:
- быстрое развертывание работ и выполнение их в установленные сроки;
- возможность движения войск во время производства работ;
- широкое использование средств механизации;
- применение, в основном, местных дорожно-строительных материалов, также заранее заготовленных элементов дорожных покрытий и мостов;
- непрерывное управление частями во время производства работ;
- соблюдение мер боевого обеспечения.
Для обеспечения бесперебойного движения на военных дорогах и колонных путях, организуется их содержание, ремонт, техническое прикрытие и регулирование движения.
Военные автомобильные дороги должны удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать заданному направлению и иметь по возможности
кратчайшее протяжение;
- иметь по возможности меньше переходов через болота, овраги,
реки и другие естественные препятствия, а также пересечения с существующими автомобильными и железными дорогами;
- обеспечивать наилучшую маскировку воинского движения;
- обеспечивать минимальный объем работ по постройке;
- не иметь по возможности участков, проходящих через узкие места, затрудняющие рассредоточение войск и устройство съездов, а также участков, расположенных вблизи объектов вероятного воздействия противника, крупных населенных пунктов, железнодорожных станций, складов, баз; проходить по устойчивым грунтам и возможно ближе к местам расположения местных дорожно-строительных материалов.
Земляное полотно является грунтовым основанием дорожного покрытия, которое обеспечивает его устойчивость, независимо от меняющихся водного и температурного режимов. Дорожное покрытие - основная часть дороги. Его устраивают на ширину проезжей части или на всю ширину дорожного полотна.
Упорами дорожного покрытия служат обочины, которые, кроме того, создают условия для безопасности движения и временной стоянки транспорта. Для отвода дождевых и талых вод в кювете проезжей части и обочине придают поперечные уклоны соответственно 3-4 и 2-3 %.
Дорожные сооружения предназначаются для пропуска воды и обеспечения безопасности движения.
Рис. 4.Элементы дорог.
Обрезы используются для движения гусеничных машин, устройства объездов, укрытий и других сооружений, а также для складирования материалов, размещения снегозащитных устройств, установки дорожных знаков. В плане дорога представляет собой прямые участки, последовательно сопряженные между собой кривыми. Радиусы кривых принимаются исходя из выполнения наименьшего объема работ и практической возможности поворота машин.
Продольным профилем называют развез дороги, по ее оси. На нем показывают величины продольных уклонов дороги, расположение бровки дорожного полотна, относительно поверхности земли (глубину выемок и высоту насыпей), а также места, тип и основные разрезы водопропускных сооружений.
В зависимости от характера местности, земляное полотно дороги может иметь следующие поперечные профили: в нулевых отметках, в насыпи, в выемке и в полунасыпи - полувыемке.
В нулевых отметках земляное полотно устраивают на ровной местности, в насыпи - на подводах к мостам и на болотах, в выемке - при необходимости соблюдения предельных продольных уклонов.
В полунасыпи - полувыемке земляное полотно возводят на косогоре, обеспечивая устойчивость его насыпной части при поперечном уклоне косогора до 10% - снятием дерна, от 10-20% - снятием дерна и отрывкой ровиков треугольного сечения, от 20% и более - с помощью уступов (полок) шириной не менее 1 м.
Водоотводные сооружения (кюветы), и отводные канавы и испарительные бассейны, предназначаются для осушения земляного полотна и дорожного покрытия: кюветы - для сбора воды с дорожного полотна и сбора ее в пониженные места или водотоки, пересекающие дорогу; они имеют, как правило, треугольное сечение с внутренним откосом 1:3, наружным -1:1,5 и глубину до 0,5 м; нагорные канавы - для перехвата дождевых и талых вод, предупреждения размыва земляного полотна дороги на косогорах.
Рис. 5.Поперечный профиль земляного полотна дороги в нулевых отметках, с кюветами.
Отводные канавы – для отвода воды в пониженные места, водоёмы или испарительные бассейны, когда сброс воды непосредственно из кюветов и нагорных канав затруднителен.
Нагорные и отводные канавы имеют трапецеидальные сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м и глубиной 04-08 м.
Рис. 6. Поперечный профиль земляного полотна в насыпи:
а- малая насыпь, б-средняя насыпь, в- большая насыпь.
Продольные уклоны дна канав и кюветов во избежание застоя воды и размыва принимают равными: наименьший - 0,5%, наибольший для супесчаных грунтов - 1%, для суглинистых - 2%; при укреплении откосов канав дерном - 2-3%.
Испарительные бассейны устраивают по обе стороны дороги на удалении не менее 10 м, принимая их размеры в плане, зависимости от водного режима до 15-30 м при глубине около 1м.
|

Дорожные покрытия.
Покрытия на дорогах могут быть грунтовые, гравийные, щебеночные (каменные, шлаковые, кирпичные), мостовые из булыжного или колотого камня, каменные с применением вяжущих материалов и другие капитального типа. Для обеспечения движения колесных и гусеничных машин на колонных путях и грунтовых дорогах устраиваются деревянные, сборные металлические или железобетонные покрытия.
Деревянные покрытия представляют собой настил, который может быть двух типов: колейный - в виде двух колей, разделенных межколейным промежутком и сплошной, устраиваемый по всей ширине проезжей части.
По способу возведения, покрытия могут быть сборными и стационарными.
Сборные деревянные покрытия, являются покрытиями колесного типа, их изготавливают из дощатых, жердевых, бревенчатых или брусчатых щитов и из отдельных брусков или жердей, соединенных металлическими тросами.
Длину щитов принимают от 3 до 5 м, исходя из удобства перевозки, переноски, а также целесообразности использования материала.
Щиты обычно укладывают на поперечные лежни из бревен, брусьев или пластин.
Толщина лежней должка составлять не менее 14 см, а расстояния между ними не более 0,8 м для щитов из досок и жердей,1 м для щитов из брусьев и бревен. В местах стыка щитов укладывают рядом два поперечных лежня или один толщиной 22-26 см, который в верхней части стесывается на 1/3 диаметра.
На путях с малой интенсивностью движения и при благоприятных грунтах щиты можно укладывать непосредственно на грунт.
Крепятся щиты к лежням гвоздями, скобами или штырями, а лежни и все покрытие от поперечного и продольного смещения - кольями
Стационарные покрытия бывает колейного или сплошного типа.
Элементы настила коленного типа (бревна, брусья, пластины, доски) укладывают на поперечные лежни, а сплошного (накатник, бревна, хворост, фашины) - на продольные. Изготовление и укладка поперечных лежней производится также, как и сборных покрытий. Элементы настила крепятся между собой и к поперечным лежням с помощью скоб, штырей, гвоздей или закладных досок.
Элементы настила сплошного типа укладывают комлями в разные стороны поперек продольных лежней, закрепляя их колесоотбоями из бревен, соединяемыми с крайними лежнями штырями, скобами или проволочными скрутками.
Для улучшения условий движения по поперечному настилу и предохранения его от разрушений, сверху насыпают слой грунта толщиной 10-15 см или нашивают колеи из досок.
Настилы из накатника и бревен применяют на труднопроезжаемых участках основных путей, из хвороста и фашин - на заболоченных участках
вспомогательных путей.
![]() |
Рис. 8.Сплошные покрытия.
а- настил из накатника или брёвен с засыпкой; б- фашинная выстилка.
Железобетонные сборные покрытия колейного и сплошного типа устраивают на слабых участках грунтовых дорог, для укрепления дна бродов и при восстановление разрушенных участков дорог с интенсивным движением.
Колейные покрытия собирают из прямоугольных плит, размером 250x100x14 и 250x100x15 см, сплошные - из плит прямоугольной формы размером 175x150x18 см.