Передвижение на боевые расстояния.

Характер условий передвижения в военное время предъявляют к подразделе­ниям требования, от выполнения которых зависит успешный выход в намеченные районы в полной боевой готовности к ведению активных боевых действий.

При организации передвижения необходимо своевременное прибытие в назначенный район и сохранение боеспособности подразделения с тем, чтобы можно было сразу же с ходу вступить в бой или выполнять другие задачи после длительного марша или перевозки.

Задержка в движении и выход в намеченный район неизбежно приводит к тому, что подразделение задерживается с выполнением боевой задачи в новом рай­оне или совсем не выполняет ее. Такая задержка выгодна противнику, который полу­чает возможность нанести поражения нашим войскам, ведущим бой до прибытия свежих ресурсов, а в последующем разгромить и подходящие резервы.

Для поддержания заданных темпов передвижения и сохранения боеспособности подразделения быстро изменяют направление передвижения для обхода районов разрушения, пожаров, затопления или движения по направлениям с наименьшими уров­нями радиации. При невозможности обойти районы разрушения подразделения пре­одолевают их. Подразделения готовятся также к переправам через широкие водные преграды, ведению борьбы с десантами и диверсионными группами.

Поддержание полной боевой готовности важное требование, предъявляемое к подразделению при передвижении. Надо не только своевременно прибыть в назначенный район, но и быть в готовности вести боевые действия.

Облучение личного состава в ходе передвижения должно быть минимальным и обеспечивать боеспособность подразделения.

При перевозке железнодорожным или водным транспортом подразделения, как правило, будут оторваны от части или соединения. В ходе перевозки они могут быть выгружены с транспорта и им придется совершать марш. Командиры подразделений должны знать районы сосредоточения, время входа в него, а также район, где подраз­деления могут присоединиться к главным силам части или соединения.

Важным условием успешного передвижения подразделений на большие расстояния является подготовка личного состава к маршу, перевозкам железнодорожным, водным, воздушным транспортом.

Серьезное внимание уделяется воспитанию у личного состава морально-боевых качеств, бдительности и физической закалки.

В достижении смелых и решительных действий подразделений в начале войны большое значение будет иметь всестороннее и глубокое разъяснение личному составу предстоящих задач. Применения ядерного оружия и высокая подвижность подразде­лений обусловит частые и резкие обстановки изменения. Вследствие этого перед под­разделениями будут вставать новые задачи, правильное уяснение которых личным со­ставом явится важнейшим условием их успешного выполнения.

По мнению руководителей армий стран НАТО, действия специальных разведывательно-диверсионных групп и отрядов в сочетании с применением средств массо­вого поражения сыграют большую роль в создании паники и замешательства, в нару­шении управления, в ослаблении боеспособности подразделений противника. Срыв таких планов достигается высокой бдительностью личного состава.

Для успешного осуществления передвижения подразделений на большое расстояние важное значение приобретает воспитание физической выносливости, снижающей утомляемость личного состава, особенно водителей. Поэтому необходимо ежедневно воспитывать выносливость у личного состав подразделений, готовить замену водителям и особенно механикам-водителям на период совершения маршей на большое рас­стояние.

Кроме того, личный состав необходимо научить плавать, производить спаса­тельные работы на воде, пользоваться кислородными приборами при полетах на транспортных самолетах.

Успех передвижения на большое расстояние своим ходом во многом зависит от подготовки к маршруту и. особенно от наличия моторесурсов. Это объясняется тем, что при передвижении маршем требуется большой расход моторесурсов, материальная часть машин (особенно гусеницы) изнашивается. С выходом в конечный район сосредоточения подразделений должно иметь определенный запас моторесурсов, также соответствующий состав хода по гусеницам.

Поэтому с целью сохранения запаса моторесурсов, танков и другой тяжелой техники их, как правило, целесообразно переводить на большегрузных автоприцепах (трайлерах) или железнодорожным (водным) транспортом.

При передвижении на большое расстояние важное значение имеет скрытность передвижения. В современных условиях она необходима не только в интересах дости­жения внезапного маневра, но и потому, что снижает возможности противника по поражению подразделений ядерным и высокоточным оружием.

Для достижения скрытности передвижения от подразделений требуется соблюдение мер маскировки, переход (перевозки) совершать ночью или в условиях плохой видимости на дневках и привалах, также на станциях (портах) погрузки и выгрузки использовать маскирующие свойства местности.

Средства воздушного нападения сейчас настолько мощны, что успех передвижения подразделения на большое расстояние в условиях начинавшихся боевых действий во многом будут зависеть от умелой организации и осуществления воздушной обороны. Современные средства воздушного нападения позволяют в короткие сроки нанести поражение личному составу, вывести из строя технику, и тем самым снизить боеспособность подразделения или вообще сделать его небоеспособным.

Поэтому в подразделениях в ходе марша и при перевозках организуется наблюдение и зенитное прикрытие стрелковым оружием, приданными средствами.

Защита от оружия массового поражения при передвижении подразделений организуется с целью максимально ослабить результаты воздействия противника и обеспечить тем самым своевременное прибытие боеспособных подразделений в но­вый район. Подразделения во время передвижения могут неоднократно подвергаться воздействию ядерного, химического, бактериологического оружия, встречать на своем пути обширные зоны с высокими уровнями радиоактивного и химического за­ражения, которые они должны обходить и преодолевать, что неизбежно приведет к заражению личного состава.

Все это требует тщательной организации и проведения мер защиты от оружия массового поражения, устойчивого управления подразделениями со стороны командиров, ведения контроля облучения личного состава. Таким образом передвижение подразделений на большое расстояние будет происходить в условиях сильного противодействия со стороны противника, а поэтому от подразделений требуется быстрота передвижения и своевременность прибытия в намеченный район, поддержание высо­кой боевой готовности, надежная противовоздушная оборона, защита от средств мас­сового поражения и надежное непрерывное управление.

Скорость движения, дистанции между машинами и подразделениями на марше.

Батальон (рота) совершает марш одной колонной. Дистанции между подразделениями и машинами в колонне батальона могут быть 25-50 м при движении по пыльным дорогам, в условиях ограниченной видимости, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а так же при движении с повышенной скоростью дистанции между машинами увеличиваются.

На привалах машины останавливаются на правой обочине дороги, не ближе 10м одна от другой или на дистанциях, установленных командиром.

Средняя скорость движения без учета времени на привалы, может быть:

1) смешанных и танковых колонн - 25-30 км/час;

2) пешим порядком -4-5 км/час;

3) на лыжах -5-7 км/час.

При выполнении батальоном (ротой) самостоятельных задач скорость движения будет, как правило, выше.

В горах, пустынях, северных районах, лесисто-болотистой местности и в других неблагоприятных условиях средняя скорость движения может уменьшаться до 20 км/час.

Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных случаях скоростью.

Важным показателем марша является величина суточного перехода:

- для танковых и смешанных колонн – до 300 км;

- для автомобильных колонн – до 400 км;

- для подразделений, совершающих марш пешим порядком или на лыжах -50 – 70 км.

Величина суточного перехода для военно-строительных подразделений будет меньшей.