И других объектов на местности.

Разведка инженерных мероприятий противника

В наступлении основными способами получения данных о характере оборудования позиций, районов и полос обороны, противника является воздушное и наземное фотографирование, а также наблюдение.

Воздушное фотографирование обороны противника осуществляется силами старшего начальника, который организует информацию подчиненных о получе­нии данных.

Наземные посты фотографирования периодически фотографируют оборону противника и полученные данные в виде отдельных снимков или фотопанорамы доводят до наступающих подразделений.

Разведку наблюдением ведут наблюдательные инженерные посты, выделяемые от подразделений, находя­щихся в непосредственном соприкосновении с противником, и от войск перехо­дящих в наступление сходу. Каждый ИНП может хорошо просматривать местность на участке 1-2 км по фронту (один ИНП на направлении действий баталь­она). В ночное время наблюдение дополняется подслушиванием.

Наблюдательные инженерные посты играли очень важную роль в добыва­нии сведений о противнике при подготовке к наступлению во всех важнейших операциях Великой Отечественной войны.

Так в 1945 г. в Висло-Одерской операции 1-го Белорусского фронта плот­ность ИНП на I км Фронта на участке прорыва достигала четырех единиц.

Для уточнения разведывательных данных, полученных наблюдением и наземным фотографированием, может проводиться инженерная разведка поиском. Для выполнения поставленных задач в группе поиска целесообразно иметь три подгруппы:

1) подгруппу разграждения, для проделывания проходов на пути к объекту разведку и закрытия их при отходе;

2) подгруппу осмотра и захвата, во главе с командиром подразделения;

3) подгруппу обеспечение, для охраны группы осмотра от внезапного нападения
противника и прикрытия ее огнем при отходе.

Великая Отечественная война дала немало примеров эффективных действий поисковых групп. В 1945 году в Висло-Одерской операции на 1-м Украинском Фронте было проведено 118 инженерно-разведывательных поисков с выходом в тактическую и оперативную глубину вражеской обороны. Результаты инже­нерной разведки позволили составить полную картину состояния инженерного оборудования и заграждений противника и помогли определить более целесо­образные формы боевого применения инженерных войск и способы выполнения ими инженерных работ. Разведка заграждений и разрушений противника в глубине его обороны осуществляется, прежде всего, силами старшего начальни­ка, воздушным наблюдением, а на промежуточных оборонительных рубежах и водных преградах, кроме того, воздушным фотографированием. Полученные данные уточняются на местности инженерными разведыватель­ным дозорами и группами заграждения, действующими в боевых подразделе­ниях первого эшелона.

Для уточнения данных, полученных воздушной разведкой, на направлении наступления каждого батальона первого эшелона может действовать один ИРД.

Инженерная разведка путей движения ведется подразделениями, выделен­ными для их подготовки, а также инженерными разведывательными дозорами на вертолетах, высылаемыми старшими начальниками.

Места установки заграждений при отражении контратак противника разведываются, как правило, силами подвижных отрядов заграждений и инженерных подразделений, выделенных для устройства заграждений.

Инженерную разведку районов развертывания пунктов управления мест оборудования пунктов водоснабжения ведут подразделения, выделенные для выполнения этих задач.

Инженерная разведка водных преград организуется до подхода к ним наступающих войск и ведется на широком фронте ИРД. Командиры инженерных подразделений, выделенных на оборудование и содержание десантных, паром­ных, мостовых и других переправ, высылают по одному ИРД на каждую пере­праву для детальной разведки мест этих переправ.

При разведке районов, подвергшихся воздействию ядерного оружия, прежде всего, определяют пути обхода зон разрушений и радиоактивного заражения, а при их отсутствии - направления с наименьшими разрушениями и уровнями ра­диации. Эту задачу целесообразно выполнять на вертолетах и бронированных машинах.

В современных условиях очень большое значение приобретает разведка заграждений, устанавливаемых противником дистанционными средствами минирования. Эту задачу должны выполнять все разведывательные органы. Кроме того, для ее выполнения, как показывает опыт учений, необходимо назначать специальных наблюдателей в каждом подразделении до взвода включительно.

В обороне, инженерная разведка так же, как и в наступлении, ведется непре­рывно при ее подготовке и в ходе боя. При подготовке обороны основные усилия инженерной разведки направляются на выявление мероприятий противника по подготовке его к наступлению. Таким образом, такими мероприятиями могут быть:

1) усиление противником разведки наших заграждений и проделывание проходов в заграждениях перед передним краем;

2) восстановление суще­ствующих и подготовка дополнительных путей из глубины к переднему краю;

3) усиление интенсивности инженерного оборудования местности на отдельных направлениях;

4) появление новых частей и подразделений в определенных рай­онах;

5) увеличение запасов средств инженерного вооружения, применяемых в наступлении, и др.

Эти мероприятия противника выявляются в основном ИНП, выставляемыми на переднем крае обороны. Для этого необходимо в районе обороны каждого батальона первого эшелона выставлять 2-3 ИНП. Эффективность разведки наблюдением в обороне подтверждается многочисленными примерами их опыта ВОВ.

Для выявления мероприятий противника по его подготовке к наступлению осуществляется также воздушное и наземное фотографирование. Для захвата "языка" и образцов средств инженерного вооружения противника может применяться поиск.

Для разведки объектов противника в глубине его исходного района высы­лаются боевые разведывательные дозоры от общевойсковых подразделений с включением в состав каждого дозора до отделения саперов-разведчиков.

В полосе обороны войск инженерные подразделения, выделенные на выполнение инженерных задач, соответственно осуществляют:

- определение наиболее выгодных участков местности для оборудования оборонительных позиций;

- разведку мест установки минно-взрывных заграждений и подготовки разрушений;

- разведка районов заготовки строительных материалов и путей маневра; источники воды и места оборудования пунктов управления разведывают инженерные разведывательные дозоры, в состав которых включаются представители химических войск и медицинской службы.

В ходе оборонительного боя инженерная разведка ведется наблюдением, поиском, непосредственным осмотром, а также фотографированием. С началом наступления противника ИНП выявляют места и способы преодоления наших заграждений, прежде всего минных полей, перед передним краем. Для захвата образцов средств инженерного вооружения может быть произведен поиск.

Инженерная разведка при проведении контратак ведется в целях выявлении состояний путей маневра, мостов, отыскания и обозначения обходов, разрушен­ных и зараженных участков местности, установленных противником загражде­ний. Для выполнения противником этих задач создаются ИРД, которые действуют в боевых порядках контратакующих подразделений на бронетранспор­терах или других бронированных машинах.

На марше инженерная разведка организуется с целью:

- определить состояние путей движения и наиболее труднопроходимых участков на них;

- установить проходимость местности вне дорог;

- выявить наличие и характер заграждений, разрушений и путей их обхода или способы их преодоления;

- определить состояние мостов и гидротехнических сооружений на водных преградах и возможность пропуска по ним войск;

- разведать местность в намеченных районах отдыха и сосредоточения;

- выявить и обозначить пути к районам отдыха и сосредоточения.

Большой объем этих данных и сжатые сроки, отводимые на их получение, заставляют широко использовать различные источники инженерной разведки - крупномасштабные карты, военно-графические описания и справочники до данной местности, воздушное фотографирование. Особенно эффективна инженерная разведка маршрутов движения и примыкающей местности с вертолетов. Опыт учений показывает, что на разведку одного объекта ИРД на вертолете затрачивает в среднем 5-7 минут. На каждый маршрут может высылаться ИРД в составе отделения на бронетранспортере.