СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Классификация инвестиционных проектов

Основные понятия и этапы разработки инвестиционного проекта

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проект (от лат. projectus – «брошенный вперед») – технические документы чертежи, экономические и технические расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, цехов, заводов, фабрик, генеральный план размещения производственных и административных помещений. Это синтетический свод технико-экономических документов, в которых обосновываются новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение или расширение действующих производственных и других объектов.

Понятие инвестиционный проект употребляется в двух смыслах:

– первый – дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных результатов (часто это понятие подменяется близкими по смыслу – «хозяйственное мероприятие», «комплекс работ», «проект»);

– второй – система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия.

Этапы разработки и реализации проекта:

· формирование инвестиционного замысла (идеи);

· исследование инвестиционных возможностей;

· ТЭО строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта;

· подготовка контрактной документации;

· подготовка проектной документации;

· строительно-монтажные работы;

· эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.

Формирование инвестиционного замысла (идеи) предусматривает:

· выбор и предварительное обоснование замысла;

· инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация которого предусмотрена намечаемым проектом;

· проверку необходимости выполнения сертификационных требований;

· предварительные согласования инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

 

· предварительный отбор предприятия, организации, способной реализовать проект;

· подготовку информационного меморандума реципиента.

Проекты можно дифференцировать по ряду классификационных признаков, к числу которых можно отнести:

– масштаб (размеры) проекта;

– сроки реализации проекта;

– качество исполнения проекта;

– ограниченность используемых ресурсов;

– место и условия реализации проекта;

– по масштабу реализации.

По масштабам проекта различают:

1) малые проекты (невелики по масштабу, просты и ограничены объемами);

2) мегапроекты (целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным временем реализации).

По срокам реализации проекты бывают:

1) краткосрочные (скоростные) – проекты, на которых заказчик и исполнитель проекта идут на увеличение фактической стоимости проекта против аналогичных проектов, выполняемых в нормальном временном режиме;

2) прочие проекты.

По качеству проекта выделяются:

1) бездефектные проекты (доминирующим фактором является его повышенное качество);

2) прочие проекты.

По степени ограниченности ресурсов выделяют проекты, по которым заранее:

– не устанавливаются ограничения по ресурсам (проекты стратегического характера);

– устанавливаются ограничения по некоторым ресурсам (по времени исполнения проекта);

– устанавливаются ограничения по многим ресурсам (по времени, стоимости проекта, его трудоемкости и др.).

В практике встречаются также:

1) мультипроекты (несколько взаимосвязанных проектов, выполняемых разными подрядчиками для одной производственной фирмы);

2) монопроекты (выполнение отдельных проектов в рамках одной проектной команды фирмы).

Особой специфичностью обладают международные проекты. Это сложные дорогостоящие проекты, которым отводится важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Для реализации таких проектов зачастую создаются совместные предприятия, объединяющие двух или более партнеров, имеющих отношение к данному проекту.

По масштабу реализации различают проекты:

– глобальный;

– крупномасштабный;

– региональный;

– отраслевой;

– городской;

– локальный.