К У Р С Л Е К Ц И Й

по «Истории государства и права Беларуси»

для специальности «Государственное управление и право»

 

Составитель: Шабуневич С.Н.,

старший преподаватель

Тема 1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»

Лекция 1.1. Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности

1. Введение в дисциплину. Сущность и значение изучения историко-правовых наук.

2. Цель и задачи курса «Истории государства и права Беларуси»

Цель и задачи «Истории государства и права Беларуси», сущность и содержание науки, особенности «Истории государства и права Беларуси».

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общест­ва, но и многотрудное дело. Государство и право, их многоплановое и активное функционирование суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причем это такая реальность, с которой вынуждены считаться все обще­ственные силы независимо от их социально-политичес­кой направленности. Экономика, социальная сфера, на­учно-технический прогресс, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка — вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.

История государства и права изучает в конкретном виде великое множество государств и систем права — от существовавших в далеком и не слишком далеком про­шлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не конкретизировала этот гигантский исто­рический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбра­сывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, история государства и права помогает формулировать понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывать научные рекомендации и выводы, генерировать новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и пра­ва, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

В то же время жизненность, социальная значимость истории государства и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удов­летворять потребности последней. Юридическая прак­тика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности слу­жат неисчерпаемым источником для развития истории государства и права. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т.е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной ос­нове. «Нет ничего практичнее хорошей теории»,— гла­сит весьма популярный в век научно-технического про­гресса лозунг. Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человечес­кое мышление предметной истинностью,— вовсе не во­прос истории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность своего мышления».

Современная практика предъявляет повышенные тре­бования к качеству и обоснованности научных разрабо­ток. Сама жизнь выдвигает новые объекты познания, отвергает отжившие. Традиционная проблематика истории государства и права дополняется новыми направле­ниями исследований, уводящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развива­ется интеграция различных наук, появляются комплекс­ные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.

История государства и права Республики Беларусь — это историко-правовая наука, так как изучает лишь историю государ­ственно-правовой надстройки, не касаясь истории культуры, хо­зяйства и других сторон общественной жизни народа. Как юри­дическая наука она легла в основу аналогичного учебного курса, который относится к фундаментальным правовым дисциплинам, необходимым для получения высшего юридического образования.

Задачами истории государства и права Республики Беларусь являются не только систематическое изложение конкретных го­сударственно-правовых явлений и их научное объяснение, но и установление тенденций их развития. Именно последнее обуслов­ливает большое практическое значение истории государства и права Республики Беларусь. Уяснение общих закономерностей и тенденций развития государства и права помогает избежать оши­бок и научно прогнозировать дальнейшее развитие государственно-правовой надстройки.

В данном курсе исследуются формы правления, государ­ственного устройства, система, структура и компетенция органов власти и управления, а также система права, его отрасли и инсти­туты на основе изучения конкретных нормативных актов. Изуче­ние этих государственно-правовых явлений фактически доводит­ся до наших дней и соприкасается с проблемами современного государства и права Беларуси.

Преподавание истории государства и права Республики Бела­русь ведется с учетом изучения студентами других историко-правовых дисциплин (истории государства и права зарубежных стран, истории государства и права славянских народов, теории государства и права). Сегодня, когда в историко-правовой науке идет интенсив­ный поиск новой периодизации истории государства и права, представленная периодизация данного учебного курса в значи­тельной степени условна. В основу ее положены следующие факторы: время, степень развития социально-экономического уклада общества и уровень развития государственно-правовой надстройки.

Необходимость исследования государства и права как сложноорганизованных систем средствами различных наук имеет теоретическое и практическое значение не только для истории государства и права, но и для всего комплекса юридических наук. Оно необходимо в целях обогащения иных научных дисциплин знаниями функционирования государства и общества в их непосредственной данности, в том числе повседневной жизни людей, склады­вающихся между ними отношений, то есть всего того, что получает выражение в правовой форме. Организуя государственное управ­ление, регулируя отношения людей в процессе познания, деятель­ности и общения, государство и право учитывают (или должны учи­тывать) социальные, психологические, интеллектуальные, мораль­ные, физиологические, половозрастные и иные особенности людей, их разнообразные возможности, интересы, устремления и т. д., тем самым ориентируя комплекс наук на изучение этих особенностей в их взаимосвязи, единстве и системной целостности. Государствен­ная деятельность, правовое регулирование соответствующих обще­ственных отношений выступают в роли "акцептора" познания все­го комплекса естественных, технических и общественных наук. Так, например, физиология трудовых процессов, как известно, исследу­ет механизмы работоспособности и отдыха, факторы утомления и восстановления способности к труду, связь этих факторов с типо­логическими особенностями нервной деятельности, общим состоя­нием человеческого организма и т. д. Данные физиологии, биофизи­ки и биохимии трудовых процессов являются основой гигиены тру­да, от условий которых зависит профилактика профессиональных заболеваний и которые должны учитываться государством и пра­вовым регулированием. Комплексные медицинские показатели раз­личных групп работающих требуют, далее, установления государ­ством законодательных нормативов режима труда, рабочего вре­мени и отдыха, восстановления работоспособности, безопасности труда, предотвращения профессионального травматизма и т. д. Одним словом, организация производства, его нормальное функ­ционирование требует постоянного и внимательного отношения со стороны государства, предполагает его всеобъемлющий охват сред­ствами права. При этом первостепенное и главное значение госу­дарству и праву следует отводить человеческому фактору, самым разнообразным сторонам его проявления.

Исследование труда, равно как и иных сфер жизнедеятельно­сти человека, не должно ограничиваться рамками физиологии, ме­дицины, кибернетики и иных естественных и технических наук. Человек не только биологическое, но и социальное существо, он является сознательным производителем материальных и духовных ценностей, мотивы творчески-созидательной деятельности обуслов­лены и его социальной сущностью, общей и профессиональной куль­турой и образованием, моральным обликом и ценностными ориентациями, характером общения с другими людьми и поведением. А это уже сфера общественных наук, призванных на основе биосоци­альных данных исследовать человека как субъекта познания, дея­тельности и общения. На самом деле, возможно ли сколько-нибудь плодотворное решение проблем истории государства и права без профессиональных знаний теории, права философии, социологии, политологии и этики; государственного и административного права без взаи­модействия с политологией и наукой организации и управления; гражданского, трудового и хозяйственного права вне органической связи с общей и отраслевой экономикой; уголовного и исправитель­ного права без психологии, педагогики, этики; международного пра­ва — помимо теории международных отношений, политологии, вне глобальных проблем мирового сообщества и т. д., и т. п.

Из сказанного вовсе не следует, что история государства и права сливается, растворяется в перечисленных науках. Ее отли­чие от них (скажем, психологии или педагогики) состоит в том, что государство и право имеют дело с человеком на перепутье его встреч с обществом, на заинтересованности государства в тех или иных особенностях, возможностях и поведении человека. С другой стороны право отражает и тот интерес, который проявляет человек к государственным структурам, нуждаясь в их поддержке, охране, обеспечении. Пренебрежение этим отличием истории государства и права от иных наук, игнорирование ее гуманитарного контекста опасно в переживаемый нами исторический период, когда перед страной стоит задача действительного обновления общества на демократических основах, когда главной целью государства и права должна выступать забота о своих гражданах. Однако чрезмерная формализация истории государства и права отнюдь не умаляя положительных сторон реформирования отрицательно сказалась на раскрытии государства и права в их гуманитарном измерении, на познании особенностей человеческого фактора в правовом регулировании отношений между людьми. В этой связи представляется целесообразным восстановить в отечественной истории государства и права традиции, все то ценное, чем богата не только естественно-правовая доктрина, историческая школы права, правовые исследования, но и так называемая экспериментальная юриспруденция и другие новейшие направления юридической науки. Сказанное и многое другое в современной жизнедеятельности общества и человека со всей очевидностью свидетельствует о необходимости выхода общей истории государства и права, всего комплекса юридических, историко-правовых наук из их изоляции от других естественных и общественных наук, установления контактов и творческого сотрудничества с ними в комплексном познании новых и новейших проявлений государственно-правовой действительности, в усилении роли государства и права в прогрессивном и демократическом развитии общества, обеспечении и охране свобод и прав человека.

Единство материального мира обусловливает и единство нау­ки. Поэтому нельзя противопоставлять естественные науки общественным. При этом превращение науки в преобразовательную силу относится не только к естествознанию, но и в не меньшей мере к науке об обществе. Так, чем интенсивнее и шире внедряются в про­мышленное производство достижения естественных наук, тем с большей необходимостью выявляется объективная потребность в научном определении социальных условий и последствий этого внедрения. Сами же социальные условия развиваются по законам, изу­чаемым общественными науками. Более того, именно эти науки не только изучают, но и освещают пути преобразования социальной действительности, создающей предпосылки и условия для свобод­ного развития духовной жизни общества, в том числе и для естественно-научного творчества.

Фундаментальным вопросом настоящего тематического исследования является вопрос об отличии общественных наук от естествен­ных. Объективный мир состоит из многочисленных и разнообраз­ных явлений природы и общества. Эти явления в своем движении и развитии подчиняются определенным закономерностям, которые не зависят от сознания и воли людей, но которые могут быть познаны и использованы ими.

Практическая деятельность людей по мере своего развития выдвигает перед ними все новые задачи, разрешение которых воз­можно лишь при изучении и использовании сил природы и общест­ва. Познание объективного мира осуществляется людьми, прежде всего через посредство науки, которая на основе исследования ре­альной действительности формулирует научные законы. Развитие науки, определяясь потребностями общественной практики, нуж­дами людей, призвано удовлетворять эти потребности, вскрывать закономерности развития бытия, указывать, как эти закономерно­сти целесообразнее всего использовать для того, чтобы достигнуть результатов, к которым стремятся люди в своей практической дея­тельности. Подлинная наука представляет собой итог, систему зна­ний об объективном развитии материального мира, о существен­ных внутренних связях явлений природы или общества. Единство материального мира, как было отмечено выше. обу­словливает единство и взаимосвязь различных отраслей науки. Но каждая отрасль изучает определенный круг явлений природы или общества, который и составляет предмет данной отрасли науки. В зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы или к развитию общества, различают науки естественные и науки общественные.

Предметом изучения общественных наук являются обществен­ное бытие и общественное сознание. При этом, будучи по своей внутренней сущности единой, она распадается на множество от­раслей знания, различающихся своим специфическим предметом познания. Каждая отрасль общественной науки изучает определен­ную группу общественных явлений, их необходимые и существен­ные связи и отношения.

Предметом истории государства и права, как видно уже из наименования данной науки, являются общие закономерности возникновения и раз­вития государствен­ных и правовых явлений, а также объективные социальные закономерности их упадка, исчезновения, являющие особые свойства, черты, признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношение к другим явлениям общественной жизни в их историческом развитии на определенной территории. История государства и права в тесном сотрудничестве с другими отраслями научного знания совершенствует научные законы, понятия и определения государственных и правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы государства и права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать государство и право в целях преобразования общества.

Государство и право подчиняются в своем развитии общим и объективным закономерностям развития общества, изучаемым об­щей социологией, социальной философией. Вместе с тем, будучи относительно самостоятельными звеньями общественной жизни, государство и право имеют свои закономерности, которые оказываются специфическими по отношению к общесоциальным закономерностям, и одновременно общими по отношению к тем конкретным закономерностям, которые действуют в пределах отдельных сфер государственной и правовой практики (и которые изучаются отраслевыми юридическими науками. В соответствии с этим история государства и права изучает как общие закономерности социальной жизни, определяющие развитие государственных и правовых явлений, так и те относительно самостоятельные специфические закономерности, которые вместе с тем являются конкретными для отдельных частей государственно-правового механизма. Отсюда логически вытекает вывод, что она должна не только опираться на всеобщую историю государства и права, но и на такие науки как теорию и метод общей социологии, социальной философии, и в том числе разрабатывать на их основе те конкретно-теоретические принципы, равно как и приемы, способы исследования, которые способствуют глубокому воспроизведению целостной картины государственно-правовой действительности и обеспечивают познание специфических закономерностей ее развития. Следовательно, история государства и права является по сравнению с общей социологией, социальной философией более конкретной ступенью в познании государственно-правовых явлений. Она должна не только проникать в сущность соответствующих государственно-правовых явлений, но и вскрывать их особенное, специфическое содержание, формы внут­ренней организации и внешнего выражения, условия их функционирования, действия, осуществления на определенной территории в последовательном развитии.

История государства и права — наука высокого уровня, обобщения государственно-правовой действительности. И именно поэтому в ее состав входят не только знания, добытые данной нау­кой, но и в синтезированном виде знания, накопленные многими другими науками, в той или иной мере исследующими различные проявления государства и права: общей теорией права, другими историко-правовыми науками. Отсюда задачами науки и учебного курса являются:

1. Изучение конкретных причин и конкретного процес­са возникновения и развития государства и права у бе­лорусского народа в определенное время.

2. Точное, систематичное изложение основных фактов и событий, вызывавших изменения в государстве и праве.

3. Научное объяснение государственно-правовых явле­ний и выявление основных тенденций их развития.

Кроме того история государства и права Республики Беларусь по­могает вырабатывать и формировать профессиональное (юридическое) мышление: логическое, аналитическое, критическое.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается значение практическая потребность в изучении исторических и историко-правовых наук?

2. Раскрыть особенности содержания историко-правовых исследований

3. Определить цели и задачи учебного курса «История государства и права Беларуси»

4. Какие факторы необходимо учитывать при изучении государственно-правовой действительности?


Лекция 1. 2. Место «Истории государства и права Беларуси» в системе юридических наук

1. Понятие предмета «Истории государства и права Беларуси»

2. Место «Истории государства и права Беларуси» в системе юридических наук

Предмет науки, предмет «Истории государства и права Беларуси», классификация наук, социальные науки, гуманитарные науки, правовые науки, историко-правовые науки.

Вопрос о предмете истории государства и права, равно как и любой иной науки, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Еще предисловие гегелевской "Философии права" заканчивалось словами: "Понятие предмета не является природ­ным нашим достоянием. Каждый человек обладает пальцами, мо­жет получить в свое распоряжение кисть и краски, но это еще не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о истории и теории не есть нечто такое, чем каждый обладает непо­средственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и наше познание должно быть поэтому научным".

Каждый более или менее существенный этап в развитии нау­ки всегда сопряжен с необходимостью возвращения к рассмотре­нию ее предмета. И это вполне закономерный процесс, поскольку само развитие не только влечет за собой количественное расшире­ние и качественное изменение тех явлений, которые неизбежно включаются в орбиту исследования, но представляет собой все бо­лее всестороннее и углубленное проникновение в эти явления, в их связи и отношения. Научное овладение новыми объектами (или их свойствами), более высокий уровень их познания, необходимость системного к ним подхода и анализа во взаимодействии с другими отраслями знания со временем приводит к преобразованию науки.

Именно с такой ситуацией мы сталкиваемся в данный истори­ческий период, стремясь определить предмет основной и наиболее сложной, многогранной науки в системе общественных наук и, в частности, государствоведения и правоведения — истории государства и права.

История государства и права Республики Беларусь - это наука об изучении одной из сторон про­шлого нашего народа, в частности государственно-пра­вовой надстройки белорусского народа в определенный промежуток времени. Без фундаментального знания историко-правовых явлений и ясного понимания всего хода истории их развития невозможно иметь твердое ми­ровоззрение. Исторический анализ законодательства не­обходим для правильного усвоения действующих норм права и для критической оценки устаревших норм. Предметом изучения общественных наук являются обществен­ное бытие и общественное сознание. При этом, будучи по своей внутренней сущности единой, она распадается на множество от­раслей знания, различающихся своим специфическим предметом познания. Каждая отрасль общественной науки изучает определен­ную группу общественных явлений, их необходимые и существен­ные связи и отношения.

Предметом истории государства и права, как видно уже из наименования данной науки, являются общие закономерности возникновения и раз­вития государствен­ных и правовых явлений, а также объективные социальные закономерности их упадка, исчезновения, являющие особые свойства, черты, признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношение к другим явлениям общественной жизни в их историческом развитии на определенной территории. История государства и права в тесном сотрудничестве с другими отраслями научного знания совершенствует научные законы, понятия и определения государственных и правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы государства и права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать государство и право в целях преобразования общества.

С точки зрения исторического подхода предметом изучения истории государства и права Республики Беларусь являются общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права у белорусского народа в опре­деленный промежуток времени. Однако необходимо учитывать и то, что предмет каждой науки обладает не только собственными свойствами, но и соотносится с предметами других наук. Государство и право изучаются не только историей государства и права, но и всем комплексом отраслевых юридических наук. Иначе говоря, одни и те же объекты оказываются в поле зре­ния множества отраслей юридического знания, что, однако, не оз­начает совпадения предметов каждой из этих наук. Отраслевые (специальные) юридические науки изучают отдельные сферы, сто­роны, элементы и черты государственно-правовой действительно­сти. Государство и право, как и иные сложные социальные феномены, имеют в своем составе огромное количество разнокачественных компонентов, различных подсистем и многогранных в структурном и функциональном отношениях образований. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций (или их целостностей, уровней, аспектов) являются объектом изучения, и составляется соответственно предмет каждой отраслевой (специ­альной) юридической науки. Для того, чтобы определить место «Истории государства и права Беларуси» в системе юридических наук, необходимо знать классификацию последних.

Весь комплекс юридических наук можно условно разбить на следующие основные группы: 1) историко-юридический цикл (все­общая история государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений, римское право и др.); 2) государственно-правовой цикл (государственное право, кон­ституционное право, государственное право зарубежных стран, ад­министративное право и др.); 3) хозяйственно-правовой цикл (хо­зяйственное право, земельное право, сельскохозяйственное право, трудовое право и др.); 4) гражданско-правовой цикл (гражданское право, семейное право, авторское право и др.); 5) уголовно-правовой цикл (уголовное право, исправительно-трудовое право и др.); 6) процессуально правовой цикл (судоустройство, гражданское про­цессуальное право, уголовное процессуальное право, администра­тивное процессуальное право и др.); 7) международно-правовой цикл (международное публичное право, международное частное право, консульское право и др.).

Каково же место истории государства и права в системе этих наук?

Государство и право подчиняются общим объективным зако­номерностям развития общества. Вместе с тем, будучи относитель­но самостоятельными звеньями общественного бытия, государство и право имеют свои специфические закономерности. В соответст­вии с этим история государства и права изучает основные исторические закономерности возникновения и развития государственно-правовых институтов и соответствующих им явлений.

В отличие от отраслевых юридических научных и учебных дисциплин история государства и права изучает какую-либо одну область, направление или историю государственной и правовой жизни, а не общие и специфические закономерности развития государства и права в целом, как это делает теория государства и права. К примеру, общая теория государ­ства и права не ограничивается исследованием государства и права одной страны, отдельной области или направления государст­венно-правовой жизни, а на основе изучения государства и права различных общественно-экономических формаций, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные черты. Историко-юридические науки, например, изучают государственно-правовые явления, свойственные отдельным общественно-эко­номическим формациям (основные этапы развития государства и права в различных странах и регионах мира). При этом историко-юридические науки, опираясь на общие закономерности государст­ва и права, раскрывают конкретно-исторические проявления специфических закономерностей развития государственно-правовой жизни отдельных общественно-экономических формаций; они призваны отобразить и объяснить исторический ход развития государственно-правовой действительности во всей ее конкретности и хронологической последовательности. В отличие от историко-правовых наук содержанием общей теории государства и права являются не отдельные, а именно об­щие закономерности государственно-правовых явлений. Это совсем не означает, что общая теория государства и права игнорирует спе­цифические закономерности государственно-правовых явлений раз­личных общественно-экономических формаций. Без учета особенных и даже отдельных закономерностей развития государственно-правовых явлений различных формаций вообще невозможно по­нять их общие закономерности, но основным, центральным ее со­держанием являются общие закономерности развития государственно-правовых явлений, действующие во всех или по крайней мере в ряде общественно-экономических формаций.

Необходимость выделения из системы юридических наук истории государства и права как самостоятельной научной отрасли знания обусловлена тем, что в реальной жизни действуют такие объективные закономерности развития государственно-правовых явлений, такие существенные их связи и отношения, которые являются общими, присущими конкретному явлению данного рода и без познания которых невозможно более или менее глубоко изучить предмет отраслевых (специальных) юридических наук. Так, например, без общей истории государства невозможно выяс­нить особенности, отличающие друг от друга различные исторические типы государств; без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, системы и систематики права, нормы права и правоотношения и т. д. Ни одна отрасль юридической науки не сможет плодотворно разрабатывать вопросы своей специальной сферы знаний.

Каждая отраслевая (специальная) юридическая наука, взятая в отдельности, отражает лишь отдельную, хотя и существенную, сторону всеобщей связи государственно-правовых явлений, как ме­жду собой, так и с окружающим общественным бытием, фиксирует лишь некоторые моменты, части и черты этих связей. Но если бы мы пользовались лишь понятиями, выработанными теми или ины­ми отраслевыми юридическими науками, то лишили бы себя воз­можности выяснить связи между различными областями государ­ственно-правовой действительности, обнаружить закономерности исторического развития государства и права в целом, определить их место и роль в общественной жизни. Так, даже доскональное и глубокое знание гражданского или земельного законодательства не может дать пол­ного представления о значении права в жизни общества, его роли в межличностных отношениях. Задача истории государства и права состоит в том, чтобы вскрыть внутреннюю связь и тенден­ции исторического закономерного развития государственно-правовых явлений в последовательности, объяснить и показать, в частности, их роль в регулировании отношений между людьми на конкретной территории, в управлении жизнедеятельностью национального об­щества.

Выводы, положения и особенности истории государства и права являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Именно поэтому исследования истории государства являются необходимыми для других юридических наук, имеющими фундаментальное значение при разработке специальных проблем, составляющих предмет от­раслевых юридических наук. Формулируя общие научные законо­мерности развития государственно-правовых явлений всех обще­ственно-экономических формаций, вскрывая связи и взаимоотношения между различными областями, сферами, сторонами единой и целостной государственно-правовой действительности отдельных общественно-экономических формаций, история государства и права благодаря этому вносит фундаментальное единство в исследование государственных и правовых проблем. При этом история государства и права опирается также на достижения отрас­левых юридических наук, обобщает, синтезирует и систематизиру­ет их выводы. В общеисторическом мышлении эти выводы, интегрируясь, обогащаются и совершенствуются на высшем уровне син­теза. Общие закономерности развития государственно-правовой действительности, основываясь на особенных и отдельных законо­мерностях, вовсе не сводятся к последним, а, синтезируя их, реаль­но существуют и действуют самостоятельно через особенные и от­дельные закономерности развития этой действительности.

Контрольные вопросы:

1. Дать понятие и раскрыть содержание предмета «Истории государства и права Беларуси».

2. Каким образом «История государства и права Беларуси» взаимодействует с другими науками и учебными дисциплинами?

3. Что изучают социальные, гуманитарные, естественные науки? Классификация наук.

4. Назвать основные закономерности в изучении государства и права

 

Лекция 1.3. Историография курса «История государства и права Беларуси»

1. Понятие и значение историографии в развитии науки.

2. Историография курса «История государства и права Беларуси»

Библиография, книгописание, книгопечатание, историография, первоисточник, правовой акт, монография, летопись и др.

Государство и право, их многоплановое и активное функционирование суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причем это такая реальность, с которой вынуждены считаться все обще­ственные силы независимо от их социально-политичес­кой направленности. Экономика, социальная сфера, на­учно-технический прогресс, оборона страны, охрана ок­ружающей среды, обеспечение общественного порядка — вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общест­ва, но и многотрудное дело.

История государства и права изучает в конкретном виде великое множество государств и систем права — от существовавших в далеком и не слишком далеком про­шлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не конкретизировала этот гигантский исто­рический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбра­сывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом стро­ительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, история государства и права помогает формулировать понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывать научные рекомендации и выводы, генерировать новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и пра­ва, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

В то же время жизненность, социальная значимость истории государства и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удов­летворять потребности последней. Юридическая прак­тика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности слу­жат неисчерпаемым источником для развития истории государства и права. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т.е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной ос­нове. «Нет ничего практичнее хорошей теории»,— гла­сит весьма популярный в век научно-технического про­гресса лозунг.

Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человечес­кое мышление предметной истинностью,— вовсе не во­прос истории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность своего мышления».

В одном из своих произведений Валерий Брюсов писал о мирах, где пять материков: искусства, знанья, войны, троны и память сорока веков! "Память веков" человечества запечатлена на страницах книг. Сейчас существует много разных носителей информации и знаний, но книга продолжает играть среди них главенствующую роль.

"Библиография" - слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание". Примерно в 5 веке до н.э. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги. С развитием разных наук, постепенно начина складываться историография того или иного научного направления. В отличие от библиографии историография сама превратилась в науку о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований. Иногда историографию определяют как совокупность исторических исследований, относящихся к какому-нибудь периоду или проблеме.

Как отмечалось ранее, научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление материала, что в свою очередь требует использования всевозможных научных приемов, которые широко рассматривались в блоке методологии «Истории государства и права Беларуси». Вместе с тем необходимо отметить, что любая наука развивается на базе сформировавшегося материала. В качестве такого материала для «Истории государства и права Беларуси» выступали в свое время изданные и опубликованные правовые акты.

Одним из основных источников писаного права белорусских земель периода феодализма стал Свод законов, ре­гулирующий большинство общественных отношений - Статут 1588 года. Именно этот правовой акт оказал огромное влияние на формирование правовой системы Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и России. Вплоть до середины 19 века, Статут без существенных изменений действовал на наших территориях. Отдельные нормы были внесены в его содержание. В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры ви­новники наказывались конфискацией имущества и изгна­нием из государства. В 1689 г обвиненный в атеизме Ка­зимир Лыщинский был по приговору сеймового суда на­казан смертью. По Уложению 1733 г православные и про­тестанты были лишены прав быть депутатами вального сойма и судьями Главного трибунала, хотя в самом Статуте таких норм не содержалось.

Свой вклад в идею развития гуманистических идей внес Андрей Волан, взгляды корторго базировались на полном равноправии людей в обществе и гсоударстве, Основываясь на этих принципах, в свое время Волан опубликовал около 120 произведений, посвященных необходимости равноправия и свободы людей. Но несмотря на это, его выступления и призывы носили формальный характер, так как он в основном отстаивал интересы средней шляхты, неудовлетворенной засилием крупных феодалов.

Важнейшим источником права в XVIII веке стал сборник законов, сеймовых постановлений и других правовых ак­тов под названием «Книга законов». Первые б томов этой книги были изданы в Варшаве в 1732-1739 гг. В них было собрано все законодательство Речи Посполитой. Опреде­ленное значение для своего времени имели акты, помещенные как дополнение к Статуту 1588 г. Они издавались на польском языке в 1648, 1693, 1744 и 1786 гг. В новом издании Статута 1786 г. содержался закон об образовании Главного три­бунала, алфавитно-предметный указатель (реестр) и не­которые сеймовые постановления XVIII в.

Наиболее значительные изменения в права произошли во второй половине XVIII века. В этом плане большую роль сыграл 4-х летний сойм Речи Посполитой, который утвердил Конституцию 3 мая 1791 г. В ней были отра­жены многие буржуазные принципы организации и дея­тельности государственного аппарата, прогрессивные по­ложения касающиеся основных отраслей права.

После инкорпорации Беларуси в состав Российской империи законодательство наших территорий было приведено в соответствие с законодательством российского образца. Как результат этого процесса в 1826 году Игнат Николаевич Данилович составил первый Своз законов Западных губерний Российской империи, которые не были опубликованы не смотря на совершенство систематизации норм в его содержании. В последующий период развитие законодательства на территории белорусских земель зависело от особенностей тех исторических периодов, на которые пришелся процесс становления белорусской национальной государственности.

Когда в 1803 году состоялось преобразование Виленской духовной академии в университет, на Беларуси открылась прямая дорога к образованию ряда лицеев, и на этой территории получили широкое развитие юридические науки. Здесь становятся известными труды по юридическим наукам, изданные в Москве, Киеве, Петербурге. В это же время создается благоприятная почва для научной разработки истории права. Первым научным исследованием , посвященным истории права Великого княжества Литовского стала книга профессора Кременецкого лицея Чацкого “О Литовском и польском праве, его духе, источниках, связях и о содержании первого Статута, изданного и опубликованного для Литвы в 1529 году». Книга была издана в двух томах в 1800 и 1801 году на польском языке и переиздавалась еще 2 раза. В содержании книги впервые можно встретить критику польских юристов 17-18 веков на предмет происхождения права Великого княжества Литовского.

Его заслугой также является то, что он нашел и опубликовал редакцию Судебника 1468 года, Супральскую летопись. Положил начало осветления исторической неосновательности аргументации польской историографии. В этот же период разработкой права Великого княжества Литовского занимались ИВАНИШЕВА Н.Д., Антонович В.Б., Владимирский-Буданов М.Ф. Их заслугой является критика немецкой исторической школы права, ошибочность взглядов польских историков, обозначение отрицательного значения католической идеологии для развития культуры белорусского народа. Одновременно Владимирский-Буданов занимался разработкой городского права Беларуси, форм и видов крестьянского, земельного права, историей семейного права. Кроме того им были опубликованы многочисленные правовые акты о истории Великого княжества Литовского.

В 1857 г О.В. Туринович- русский буржуазный ученый издает «Обзор истории Беларуси с древнейших времен», А.П.Сапунов -ряд артикулов и сборников на белорусскую правовую тематику.

Довнар-Запольский и В.И. Пичета занимаются исследованием имущественного и правового положения классов, сословий и разных групп населения. А. Е Пресняков - профессор Петербургского университета занимается изучением политического строя Великого княжества Литовского. Значительное место в разработке науки «История государства и права Беларуси» принадлежит Воцлаву Александру Матеевскому, работы которого были посвящены истории государства и права Польши, Великого княжества Литовского, Древней Руси. Его книга «История славянских законодательств» представляет особую ценность для изучения истории всеобщей истории права. Работы Матеевского были переведены во Франции, Германии, России, Австро-Венгрии.

Владимир Иванович Пичета – провел ряд фундаментальных исследований, посвященных истории государственных органов и феодального права ВкЛ. Им было опубликовано около 500 работ по общей истории и хозяйства и землевладения в Беларуси, социально-правовой истории сельского населения Беларуси .

Во время иностранной интервенции в 1918 году Всеволод Макарович Игнатовский издал «Короткий очерк истории Беларуси» на белорусском языке. Это книга охватила все стороны народной жизни Беларуси и явилась одним из первых курсов по истории Беларуси. До этого издания в 1910 г в Вильно, в типографии Мартина Кухты вышла в свет книга Воцлава Юстиновича Ластовского «Короткая история Беларуси »,которая печаталась в газете «Наша Нива».

В предвоенный и послевоенный периоды основные исследования в области белорусской государственности проводились рядом советских авторов. Так, в 1940г.- основные вехи в истории феодального права Беларуси разрабатывались С.В. Юшко, издавшим учебник по «Истории государства и права Беларуси». В 1959году в свет вышла книга В.Т.Пашуто «Образование Литовского государства». С 1960 года свои многочисленные исследования проводит видный деятель Юхо И.А., который занимается изучением общественно-политического строя Беларуси, издает множество артикулов на белорусскую правовую тематику. В 1978 году он издает монографию «Правовое положение населения Беларуси в 16 веке», в 1992 г- «Кароткі нарыс гістрыі дзяржавы і права Беларусі». На эту же тематику в рассматриваемый период издавались работы Г. Козловского, Т. Забелы, Игнатенко А.П., Грицкевича, в основном посвященные экономическому строю городов и правовому положению населения города в 15-17 веках.

В последнее десятилетие наиболее активно это направление разрабатывается такими авторами как Довнар Т.И., Шелкопляс В.А., Кузнецовым А.и. и другими учеными.

В целом историческое развитие любой науки, в том числе и истории государства и права, сопровождается изменениями и преобразованиями ее предмета. Отпадение одних и выдвижение иных объектов познания, восполнение традиционной проблематики данной науки новыми направлениями исследований и проникновение в сферу иных отраслей научного знания кажется иной раз неоправданным или даже недопустимым с точки зрения "чистоты" той науки, в основе которой устоялись, вошли в арсенал неопровержимых догмы как будто бы достаточные для решения назревающих проблем практики. Так рождается отрицание даже тех благородных явлений, которые несут с собой, в частности, тенденции объединения наук в комплексном исследовании соответствующих им объектов. Логика рассуждении при этом выглядит примерно следующим образом: поскольку учение о государстве и праве исторически "вычленялось" из сферы других наук в процессе их развития, постольку его современная интеграция с другими науками пред­оставляет собой шаг назад к тому первозданному виду, когда оно было в зародышевом состоянии. Но такой формально-логический подход в рассуждении вызывает недоумение, ибо мировая и отечественная наука переживают в настоящее время небывалый в своей истории подъем именно благодаря интеграции различных наук. Опасения о "размывании" границ предмета истории государства и права не имеет под собой сколько-нибудь рациональных оснований. "Размывание" границ истории государства и права отнюдь не уничтожает предмета данной науки, а обогащает его, вливает в его “душу" те теоретические ценности, которыми обладают иные науки.

Современное состояние историко-правовых наук пре­имущественно предстает перед нами в виде социологического ис­толкования государства и права, поскольку в основном онтологиче­ски изображает объективную диалектику государственно-правовой действительности, ее реального развития, изменения и преобразо­вания. Выполнив и продолжая успешно выполнять эту свою мис­сию, история государства и права все в большей мере стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами проис­ходит само познание государственно-правовых явлений, какова их гносеологическая природа. Постепенно, шаг за шагом происходит зарождение, становление и развитие нового направления в лоне самой науки общей теории государства и права, которое можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории по­знания государственно-правового бытия.

Одним из важнейших моментов настоящего разбирательства является об объединение в одной науке теории и истории государства и теории права. Данное объединение явлений возможно рассмотреть на примере науки общей истории государства и права. Дифференциация общей истории государства и общей истории права в рамках единой науки вполне возможна, подобно тому, как мы выше разграничили эту науку по другим основаниям на социоло­гию государства и права и философию государства и права. Но как первая, так и вторая дифференциация происходит внутри, повто­ряем, единой науки общей теории государства и права. Иначе гово­ря, дифференциация частей (или направлений) внутри целого и отделение от целого части, образующей новое целое, — далеко не одно и то же.

Невозможно изучать государство без учета основного его средст­ва самоорганизации и воздействия на общественные отношения — права, равно как и наоборот, невозможно изучать право без учета его использования государством, "подчиненности" государства праву, главной силы — государства в обеспечении реализации права. Од­нако, учитывая в процессе познания эту органическую взаимосвязь, мы можем, в зависимости от задач и целей исследования, акценти­ровать свое внимание либо на проблемах государства, либо на проблемах права. Фактически так именно дело и обстоит с "разделением труда" в науке общей теории государства и права: одни авторы преимущественно исследуют общетеоретические проблемы государства, другие — общетеоретические проблемы права. Но нельзя при этом забывать, что и те, и другие изучают связи и взаимодействия между государством и правом, представляющие собой весьма абстрактную сферу знаний. И именно эта сфера объективной и субъективной диалектики развития государственно-правовых явлений объединяет их в единую науку, поскольку данная проблематика является взаимодействием между государством и правом.

Отсюда следует, что для определения истории государства и права Республики Беларусь подходит следующее выражение - это наука историко-правовая, ибо она изу­чает только историю государственно-правовой надстрой­ки, не касаясь истории культуры, хозяйства и других сто­рон общественной жизни народа.

Как юридическая наука история государства и права Республики Беларусь легла в основу аналогичного учеб­ного курса, который относится к фундаментальным пра­вовым дисциплинам, необходимым для получения выс­шего юридического образования.

Задачей истории государства и права Республики Бе­ларусь является не только систематическое изложение конкретных государственно-правовых явлений и их на­учное объяснение, но и установление тенденций их раз­вития. Именно последнее обусловливает большое прак­тическое значение истории государства и права Респуб­лики Беларусь, гонение общих закономерностей и тен­денций развития государства и права помогает избежать ошибок и научно прогнозировать дальнейшее развитие государственно-правовой надстройки.

В этом курсе исследуются формы правления государ­ственного устройства, система, структура и компетенция органов власти и управления, а также система права, его отрасли и институты, на основе изучения конк­ретных нормативных актов. Изучение этих государствен­но-правовых явлений фактически доводится до наших дней и соприкасается с проблемами современного госу­дарства и права Беларуси.

Преподавание истории государства и права Республики Беларусь ведется с учетом изучения студентами дру­гих историко-правовых дисциплин (истории государства к права зарубежных стран, истории государства и права славянских народов, теории государства и права).

Сегодня, когда в историко-правовой науке идет интенсивный поиск новой периодизации истории государ­ства и права, представленная периодизация данного учеб­ного курса в значительной степени условна. В основу положены следующие факторы: время, степень развития социально-экономического уклада общества и уровень развития государственно-правовой надстройки.

Контрольные вопросы:

1. Раскрыть сущность таких понятий как библиография, книгописание, книгопечатание, историография, первоисточник, правовой акт, монография, летопись

2. Назвать основные этапы в становлении и развитии исторической науки на Беларуси

3. С какого периода на территории белорусских земель начались разработки по истории государства и права?

4. Какое значение в развитии историко-правовых наук на Беларуси принадлежит


Тема 2. Методология дисциплины «История государства и права Беларуси»

Лекция 2.4. Значение методологии в познании предмета «История государства и права Беларуси»

1. Понятие и значение методологии в познании предмета «История государства и права Беларуси»

2. Методы научного познания, используемые историко-правовыми науками.

Методология, методы научного анализа, технический прием, специальные, частно-научные методы, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, исторический метод, конкретно-исторический метод, системный анализ и др.

Проблемы возникновения, природы, сущности госу­дарства и права, их функционирования, роли и значе­ния в жизни общества, государственно-правовой дейст­вительности и тенденций ее развития, политико-право­вых процессов и их отражения в сознании людей отно­сятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления обществен­ными процессами. Сама жизнь выдвинула историю госу­дарства и права в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культур­но-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспече­нии прав и свобод человека и гражданина. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост науч­ных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.

Многовековой мировой опыт государственно-право­вого развития вызвал к жизни многочисленные и много­образные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и полу­чают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания истории государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совер­шенствуются по воле людей, и т. д.

В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический — марксистско-ленинский — подход к изу­чению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась един­ственно истинной, т. е. правильно отражающей объектив­ную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подверга­лись критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать ми­ровые достижения политической и правовой культуры.

Вместе с тем любая история, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Отмеченное в полной мере относится к марксистско-ленинской доктрине, которая в последнее время подвер­галась жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших «горячих» сторонни­ков. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потреб­ность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и соци­ализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марк­сизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной спра­ведливости, трудовой морали неистребимы, пока суще­ствуют человек и мир.

Сегодня в нашей стране существует свобода выбора методов, спо­собов, подходов к изучению истории государства и права, плюра­лизм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не за­трагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надле­жит дистанцироваться от групповых, классовых, нацио­налистических интересов во имя истины и правды.

Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результа­ты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.

Плодотворность научного поиска, степень познания прошлой и реальной действительности во многом зависит от методов, используемых исследователями, в том числе и научных. Вид­нейшие ученые придавали методам познания исключи­тельное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фо­нарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Сам термин метод имеет греческое происхождение. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Методы – это продукты интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Предмет отвечает на вопрос, что изучает наука истории, методы – как, какими способами она это делает.

История государства и права Республики Беларусь – это не собрание определенных фактов и событий о прошлом. Это постоянно развивающаяся наука с присущими ей и вместе с ней развивающимися и обновляющимися методами познания. В связи с этим определим, что метода истории государства и права – это приемы, подходы, способы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

Нельзя объять необъятное и поведать сразу обо всем, что изучают научные дисциплины. Для изложения всех принципиально важных факторов из истории народов нужна целая библиотека, также и как для рассказа о происхождении больших или малых народов-этносов, для сколько-нибудь подробного анализа общих или частных проблем.

Все эти факторы требуют не просто познания, а осмысления и научной трактовки. Для этого каждая из наук пользуется общенаучными (вырабатываемыми для всех наук) и частнонаучными (выработанными специальной наукой) методами. Наука не стоит на месте , не стоит на месте и само история, получают новое толкование некоторые известные факты, их дополняют вновь открытые, будут зачеркнуты иные положения, сегодня почти признанные, отпадут те или другие пересказанные не раз гипотезы. Однако можно твердо поручиться за верн6ость общих исторических начал.

Историко-правовой наукой накоплен значительный арсенал различных методических приемов и средств, позволяющих с разных точек зрения объяснять и толковать процессы развития государства и права.

Так в настоящее время, в литературе по истории государства и права Республике Беларусь встречается различные концепции, по своему объясняющие ряд проблемных вопросов истории белорусского государства и права, среди них такие как происхождение белорусского этноса, формирование национального государства и его последующая эволюция.

Такая ситуация не случайна, так как многочисленные и многообразные правовые теории и доктрины опираются в своих исследованиях на различные методы, подходы и получают, как правило, далеко не одинаковые результаты и выводы.

Как отмечалось ранее, научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление материала, что в свою очередь требует использования всевозможных научных приемов.

В истории государства и права Республики Беларусь, как и в других историко-правовых науках, наряду с общенаучными методами, которые вырабатываются общественными и естественными науками особенно важное значение имеет использование специальных или частнонаучных методов: конкретно-исторического, сравнительного, критического и других.

История государства и права разрабатывает собствен­ные методы исследования государственно-правовых яв­лений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.

На протяжении долгого времени в науке противобор­ствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечествен­ной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные сто­роны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического по­тенциала общества.

Философской основой истории государства и права служит диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и созна­ния. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирую­щих отношения частной собственности, привело к деле­нию российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в го­сударственном строительстве); закон отрицания отрица­ния (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как «содержание и форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «историческое и логическое», «должное и сущее», «сво­бода и ответственность» и т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских ис­толкований государственно-правовых явлений.

К философским законам и категориям непосредст­венно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному, и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам — форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном под­ходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особен­ностями. При движении мысли от конкретного к обще­му, абстрактному исследователь может, например, изу­чить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правона­рушения.

Наша наука исследует государство и право не в ста­тике, она не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамичные, из­меняющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и пра­вовой культуры. Двигаясь по пути социального прогрес­са, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими цен­ностями, становятся все более социально ориентирован­ными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании го­сударственно-правовых явлений исторического метода.

На вооружении истории государства и права находит­ся и системный метод познания. Любая система пред­ставляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре — сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы го­сударства, второго — нормы права. В целом же государ­ство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в поли­тическую систему, а право — в нормативную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элемен­тов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и «возмущений» в правовой и государственной системах.

Одновременно «История государства и права Беларуси» наука использует специальные или частнонаучные методы. Знание и умелое использование общенаучных мето­дов не исключает, а, напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государствен­но-правовых явлений.

Традиционен для историко-юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего стро­ения правовых норм и права в целом, анализ источни­ков (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юри­дического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформле­нии компетенции органов государства и т.д.

Словом, формально- юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает опи­сать, классифицировать и систематизировать государст­венно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

В наше время, когда закономерно усиливаются ин­теграционные процессы, возрастает роль метода сравни­тельного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-право­вые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последова­тельном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политичес­ких и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального де­ления, при формировании системы законодательства и др.

В современных условиях особое значение приобрета­ет конкретно-социологический метод исследования госу­дарственно-правовых проблем. С его помощью можно вы­явить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Кон­кретно-социологические исследования содействуют раз­работке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.

В рамках конкретно-социологического метода ис­пользуются такие приемы, как наблюдение, анкетирова­ние, интервьюирование, эксперимент и др.

Теоретическое осмысление этих проблем истории государства и права является объективной потребностью и необходимым условием научного управления общес