Ознакомление со звуковым строением слова

В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младшейи средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе.

Данная работа продолжается затем и в старших группах. Для этого используются различные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков ; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-синонимов (врач-доктор, веселый-радостный) смысл слов одинаковый, а звучание разное; сравнение многозначных слов омонимов (иголка; ключ) звучание одинаковое, а смысл разный. Ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице русского языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как подготовительный.

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука является произнесение слова с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Ребенка специально нужно учить особому протяжному произнесению звука, например: дддом, кккот. При этом слово нужно произносить слитно, не отрывая один звук от другого. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс. Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки, чтобы была слышна песенка ветра: шар, кошка, карандаш; песенка «жука»: жук, ножницы. Затем звуки закрепляют в игровых заданиях: «Скажи как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук «с», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, учат определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине, конце слова.

В старшей группеставится задача формирования у детей умения производить звуковой анализ. В современной методике звуковой анализ рассматривается в определенном порядке: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различной функции фонем в слове; 3) выделение основных фонематических противопоставлений. Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности.

На первом этапе детей учат определять порядок последовательности фонем. Д.Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, слово которого должно анализироваться, под картинкой дается схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем, дети получают несколько фишек одного цвета, которыми заполняется схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Схема показывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. К этим сложным формам моделирования следует переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и определять их место в слове.

Хорошо отработанные действия интонационного выделения звука в слове является основой будущего грамотного письма.

Для начала анализируют слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. Дети находят гласные звуки в лове и обозначают их фишками красного цвета, гласные звуки можно выкрикнуть, пропеть, во рту ничего не мешает – ни губы, ни зубы, ни язык.

Далее детей знакомят с согласными звуками ( их нельзя выкрикнуть, пропеть, их произнесению что-то «мешает»). Если дети хорошо различают твердые и мягкие звуки («братцы»), то сразу вводятся названия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук ». Для их обозначения на схеме вводят фишки зеленого и синего цвета. После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Картинки схемы заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков.

Следующий этап работы – обучение вычленению ударного звука. В процессе звукового анализа слов дети фиксируют на схеме место ударения фишкой черного цвета. В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков: слива, замок, мишка, сушка. Постепенно отпадает необходимость всхеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. К концу года они должны уметь: анализировать любое слово; различать гласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ : определять место звука в слове; подобрать слова с заданным звуком; определить первый и последний звук в слове; сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом), это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы; варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры; компьютерные игры на звуковой анализ.

В подготовительной к школе группе на основе звукового анализа детей обучают чтению. Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх: «Назови слова с заданным звуком», «Найди свой домик», «Кто внимательнее», «Назови слова по модели», «Цепочка слов».