Принцип работы навигационной аппаратуры. 1 страница

В зависимости от размеров занимаемой территории производственные предприятия и сооружения изображаются на картах в масштабе или же внемасштабными условными знаками, указывающими род и местоположение этих объектов. Род объектов, территории (контуры) которых выражены в масштабе, указывается соответствующим условным знаком, помещенным внутри контура, или же сокращенной пояснительной подписью, дополняющей изображение объекта. Заводские и фабричные трубы на территориях предприятии, изображенных в масштабе, показываются соответствующим условным знаком, обозначающим действительное местоположение трубы. Цифры при этом знаке, как и при знаках других высотных объектов, являющихся аэронавигационными ориентирами (радио- и телевизионные мачты, терриконы и пр.), означают высоту этих объектов в метрах. Пояснительными сокращенными подписями сопровождаются также сельскохозяйственные объекты, расположенные отдельно. При расположении в сельских населенных пунктах их наличие указывается соответствующей сокращенной подписью, помещенной под названием населенного пункта.

Промышленные и сельскохозяйственные производственные предприятия и сооружения на картах масштаба 1:100000 и крупнее изображаются все, за исключением расположенных в населенных пунктах. Здесь они показываются полностью только на карте масштаба 1:25000, а на остальных картах выборочно: лишь наиболее крупные и важные в экономическом и военном отношении объекты и главнейшие ориентиры, резко выделяющиеся по своей форме, и размерам (сооружения башенного типа, заводские трубы, радио- и телевизионные мачты и т. п.).

Планы городов по сравнению с картами более полно и подробно показывают все городские территории (застроенные, транспортные, залесенные и др.) со всеми относящимися к ним важнейшими объектами, детально отображая рельеф, естественные рубежи и другие особенности территории как внутри города, так и на подступах к нему.

Подробное изучение крупных населенных пунктов производится преимущественно по картам масштаба 1:25000 или 1:50000 и по планам городов, издаваемым обычно в масштабе 1:100000 или 1:25000.

В населенных пунктах защитой от поражающего действия ядерного взрыва могут в той или иной степени служить все оборонительные сооружения, оборудованные как в зданиях, так и вне их. При расположении вне укрытий наиболее опасно в момент взрыва находиться в помещениях или в непосредственной близости от них, так как в этом случае поражение личного состава будет значительно усиливаться летящими обломками зданий, камнями и осколками стекла. В зданиях наиболее надежную защиту обеспечивают подвальные помещения, особенно с прочными железобетонными или сводчатыми перекрытиями. Разрушения в населенных пунктах могут значительно усиливаться пожарами.

Населенные пункты создают благоприятные условия для маскировки и укрытия от огня противника. Прочные каменные здания и подвалы, заборы, подземные коммунальные сооружения в городах легко могут быть приспособлены для обороны и использованы как блиндажи и укрытия для войск и огневых средств. Особое значение при организации системы огня имеют прочные здания и подвалы, расположенные на перекрестках улиц, на площадях и вдоль главных магистралей.

При несплошной и рассредоточенной застройке кварталов, что присуще малым и средним городам, пригородам и различным поселкам, эти трудности легче преодолевать, так как здесь, помимо улиц, возможно, использовать для маневра, наблюдения и ведения огня промежутки между зданиями. При наличии таких промежутков облегчается и борьба с пожарами.

Сплошная застройка наиболее типична для крупных и некоторых средних городов, особенно для их центральных кварталов. В таких городах и кварталах с их большими и прочными зданиями движение всех видов колесных и гусеничных машин возможно в основном лишь по улицам и переулкам. Однако и эта возможность зачастую будет весьма ограничена, особенно в условиях применения ядерного оружия, из-за обломков и развалин зданий. Большая плотность застройки ухудшает и другие условия ведения боя: затрудняет наблюдение, целеуказания и ведение огня, усложняет ориентирование, а также выбор огневых позиций для артиллерии.

В каждом городе более отчетливо выделяются его центральная часть, промышленные районы, наиболее важные в экономическом и военном отношениях, и жилые кварталы. При оценке их тактических свойств и особенностей действий в различных районах города необходимо учитывать характер застройки кварталов. Она может быть сплошной, т. е. почти без разрывов между фасадами отдельных зданий, несплошной - с небольшими, более или менее одинаковыми промежутками между ними, и рассредоточенной, когда постройки разбросаны на значительном пространстве, обычно вне связи друг с другом.

В районах со слаборазвитой дорожной сетью или при наличии на дорогах значительных разрушений и заграждений войска для передвижения используют колонные пути. Колонным путем называется обозначенное на местности направление, оборудованное для кратковременного движения войск. Колонные пути прокладывают преимущественно по целине, по возможности избегая переходов через овраги, заболоченные и другие труднопроходимые места.

В условиях применения ядерного оружия и полного оснащения армий моторизованной боевой техникой дороги приобретают еще большее значение, чем прежде. Наличие хорошо развитой сети дорог способствует повышению темпов движения и облегчает маневр, позволяя быстро сосредоточивать силы и средства в намеченных районах, перебрасывать их в сторону противника для использования результатов ядерных взрывов или выводить из-под ожидаемого ядерного удара противника. Хорошие дороги позволяют ускорить выдвижение резервов и транспортировку боевых грузов. Наличие и состояние дорожной сети наряду с рельефом местности и грунтом являются основными показателями условий проходимости местности.

Дорожная сеть.

О границах возможного разлива реки во время высоких вод можно судить по таким местным признакам, как наличие заливных лугов и речных наносов, следы, оставляемые водой на прибрежных откосах, деревьях и т. п.

Роль и значение автогужевых дорог определяются их пригодностью для движения автомобильного транспорта и их пропускной способностью. Это зависит главным образом от прочности и ширины дорожного полотна, а также от наличия и качества мостов и переправ через водные преграды. Интенсивное движение с большими скоростями допускают все автострады и усовершенствованные шоссейные дороги. На скорость движения по дорогам оказывает большое влияние крутизна подъемов и спусков; на профилированных дорогах она обычно не превышает 5°.

Населенные пункты.

Населенные пункты являются основными показателями обжитости и освоения того или иного района, характеризующими его экономическое и военное значение. Населенные пункты подразделяются на города и различные поселки. Последние в свою очередь подразделяют: на поселки городского типа (курортные и пр.), поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях и т. п., поселки дачного типа и поселки сельского типа (села, станицы, деревни, кишлаки, аулы, поселки совхозов, хутора и т. п.).

Тактические свойства и значение населенных пунктов зависят от их размеров и расположения, характера планировки и застройки, а также от условий местности (характера рельефа, гидрографии и т. п.) на подступах к населенному пункту и внутри него.

Особое значение как объекты боевых действий имеют города. В зависимости от численности населения их подразделяют на крупные - более 100 тысяч жителей, средние - от 50 до 100 тысяч жителей и малые - менее 50 тысяч жителей.

Характер планировки и застройки городов отличается крайним разнообразием, зачастую даже в пределах одного и того же города. К наиболее типичным относятся прямоугольное (взаимно перпендикулярное) и радиально-концентрическое расположение улиц. Чаще же всего встречаются комбинированные системы планировки, когда центральная часть города (старый город) обычно имеет радиально-кольцевую систему, а окружающие ее более новые городские районы - прямоугольную.

Систему расположения кварталов важно учитывать при планировании и организации боевых действий в городе, так как улицы обычно служат основными путями маневра и действий войск с их техникой. Более или менее правильное расположение кварталов, перекрестков улиц и площадей повышает их значение как основных ориентиров при передвижении по городу, назначении объектов атаки и определении разграничительных линий между частями (подразделениями), которые устанавливаются, как правило, вдоль улиц. Прямоугольная планировка, особенно при наличии широких улиц, больших площадей и парков, увеличивает возможность маневра наступающих войск и облегчает обороняющимся организацию наблюдения, системы огня и выбор направлений контратак. Радиально-кольцевая система благоприятствует организации круговой обороны и наступлению с нескольких сторон - по сходящимся направлениям от окраин к центру города.

Особо выделяются все выдающиеся по своей величине, значению или расположению здания, промышленные объекты, сооружения башенного типа и ориентиры, городские подземные коммуникации, трамвайные линии и другие объекты. На планах подписаны названия улиц, номера кварталов и важнейших объектов, перечень которых помещается в пояснительной таблице (легенде) на полях плана или в справке о городе.

 

 

Тема № 4. Измерения по карте.

 

Масштаб карты, виды масштабов.

 

Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1:50 000 означает, что все линии местности изображены на карте с уменьшением в 50000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Рис. Оформление численного и линейного масштабов на топографических картах и планах городов Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на отрезках которой подписаны соответствующие им расстояния на местности (рис.). Здесь же указывается и величина масштаба - расстояние в метрах (или километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте. Полезно запомнить правило: если в правой части отношения зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет, сколько метров на местности соответствует 1 см на карте, т. е. величину масштаба. При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого число в правой части отношения меньше. Допустим, что на один и тот же участок местности имеются карты масштабов 1:25000, 1:50000 и 1:100000. Из них масштаб 1:25000 будет самым крупным, а масштаб 1:100 000-самым мелким.

Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность. С уменьшением масштаба карты уменьшается и количество наносимых на нее деталей местности.

Подробность изображения местности на топографических картах зависит от ее характера: чем меньше деталей содержит местность, тем полнее они отображаются на картах более мелких масштабов.

Карта масштаба 1:25 000 - применяется в войсках для детального изучения отдельных участков местности (при форсировании водных преград, десантировании и в других случаях), выполнения точных измерений и расчетов при строительстве военно-инженерных сооружений и военных объектов.

Карта масштаба 1:50 000 - является основной военной измерительной картой. В ракетных войсках и артиллерии она используется для топографической подготовки стрельбы и пуска ракет. В обжитых густо застроенных районах эта карта используется командирами и штабами также для организации и планировании боя, управления войсками и ориентирования на местности.

Карта масштаба 1:100 000 - основная тактическая карта в войсках. Широко используется командирами и штабами соединений, частей и подразделений (включая командиров взводов) во всех видах боя. Может использоваться (при отсутствии карты масштаба 1:50 000) для топографической подготовки стрельбы артиллерии и пуска ракет.

Карты масштабов 1:200 000 и 1:500 000 - обычно используются в оперативных звеньях для планирования операций и решения других оперативных задач. По карте масштаба 1:200 000 планируются маршруты движения подразделений и частей на большие расстояния.

Карты масштаба 1:1 000 000 - используются для общей оценки местности, военно-географической оценки театра военных действий (ТВД), планирования стратегических операций.

Расстояния по карте измеряют, пользуясь обычно численным или линейным масштабом. Более точные измерения выполняют с помощью поперечного масштаба.

Численный масштаб – это масштаб карты, выраженный дробью, числитель которой единица, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз уменьшены на карте горизонтальные проложения линий местности. Чем меньше знаменатель масштаба, тем изображение на карте будет крупнее, и наоборот. Например, масштаб 1:25000 показывает, что все линейные размеры элементов местности (их горизонтальные проложения на уровенную поверхность) при изображении на карте уменьшены в 25000 раз.

Численный масштаб – величина отвлеченная, не зависящая от системы линейных мер, и поэтому по карте можно производить измерения в любых линейных единицах. Например, если на карте масштаба 1:50000 измерен отрезок в 1 см, то ему на местности будет соответствовать линия в 50000 см, если на той же карте измерить отрезок в 1 дюйм, то на местности будет 50000 дюймов.

Расстояние на местности в метрах и километрах, соответствующее 1 сантиметру на карте, называется величиной масштаба. Она указывается на карте под численным масштабом.

При пользовании численным масштабом расстояние на карте измеряют в сантиметрах, обычно при помощи линейки с сантиметровыми делениями. Зная величину масштаба, то есть расстояние, соответствующее на местности 1 см карты, умножают его на измеренное по карте число сантиметров. Например, на карте масштаба 1:25000 измерено 3,8 см. Расстояние на местности будет равно D = 250 3,8 = 950 м.

Чтобы упростить измерения расстояний по карте, применяется линейный масштаб.

Линейный масштаб представляет собой графическое выражение численного масштаба в виде прямой линии с делениями для отсчета расстояний.

Для построения линейного масштаба проводят прямую линию и откладывают на ней сантиметры или какие-либо любые равные отрезки, удобные для измерения по карте; каждому из этих отрезков должно соответствовать круглое число метров или километров.

Длина отрезка, которая откладывается при построении линейного масштаба на прямой, называется основанием линейного масштаба. Например, для карты 1:25000 основание масштаба будет 4 см (на местности 1 км), для карты 1:100000 – 1 см (1 км на местности).

Чтобы можно было по карте измерять и малые расстояния, первый слева отрезок (основание масштаба) разбивается, в свою очередь, на более мелкие части. Количество метров или километров, соответствующее на местности наименьшему делению основания масштаба, называется ценой деления масштаба. Например, цена деления для масштабов: 1:25000 – 25 м, 1:50000 - 50 м, 1:100000 - 100 м.

Деления на масштабе подписываются цифрами, означающими расстояния на местности. За начало счета расстояний по линейному масштабу принимается правый конец левого большого деления, обозначаемый цифрой 0. Вправо от нуля отсчитываются расстояния, соответствующие целым основаниям масштаба, а влево - долям основания.

Измерение по линейному масштабу выполняют с помощью циркуля-измерителя.

Циркуль при измерениях по линейному масштабу следует держать правой рукой, наклоняя его несколько от себя так, чтобы хорошо было видно одновременно оба острия ножек. Необходимый раствор циркуля устанавливается легким нажимом среднего или указательного пальца на левую ножку.

При отсутствии циркуля его можно замерить масштабной линейкой или же полоской бумаги, на которой черточками отмечается измеренное на карте или откладываемое на ней по масштабу расстояние.

 

Измерения расстояния по карте. Определение протяженности маршрута.

 

Чтобы определить по карте расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в сантиметрах и умножить полученное число на величину масштаба.

Пример, на карте масштаба 1:25000 измеряем линейкой расстояние между мостом и ветряной мельницей (рис.); оно равно 7,3 см, умножаем 250 м на 7,3 и получаем искомое расстояние; оно равно 1825 метров (250х7,3=1825).

Рис. Определить по карте расстояние между точками местности с помощью линейки.    

Небольшое расстояние между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом (рис.). Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах. На рис. измеренное расстояние равно 1070 м.

Рис. Измерение на карте расстояний циркулем-измерителем по линейному масштабу Рис. Измерение на карте расстояний циркулем-измерителем по извилистым линиям

Большие расстояния между точками по прямым линиям измеряют обычно с помощью длинной линейки или циркуля-измерителя.

В первом случае для определения расстояния по карте с помощью линейки пользуются численным масштабом.

Во втором случае раствор «шаг» циркуля-измерителя устанавливают так, чтобы он соответствовал целому числу километров, и на измеряемом по карте отрезке откладывают целое число «шагов». Расстояние, не укладывающееся в целое число «шагов» циркуля-измерителя, определяют с помощью линейного масштаба и прибавляют к полученному числу километров.

Таким же способом измеряют расстояния по извилистым линиям. В этом случае «шаг» циркуля-измерителя следует брать 0,5 или 1 см в зависимости от длины и степени извилистости измеряемой линии.

Для определения длины маршрута по карте применяют специальный прибор, называемый курвиметром, который особенно удобен для измерения извилистых и длинных линий.

В приборе имеется колесико, которое соединено системой передач со стрелкой.

При измерении расстояния курвиметром нужно установить его стрелку на деление 99. Держа курвиметр в вертикальном положении вести его по измеряемой линии, не отрывая от карты вдоль маршрута так, чтобы показания шкалы возрастали. Доведя до конечной точки, отсчитать измеренное расстояние и умножить его на знаменатель численного масштаба. (В данном примере 34х25000=850000, или 8500 м)

Точность определения расстояний по карте зависит от масштаба карты, характера измеряемых линий (прямые, извилистые), выбранного способа измерения, рельефа местности и других факторов.

Наиболее точно определить расстояние по карте можно по прямой линии.

При измерении расстояний с помощью циркуля-измерителя или линейкой с миллиметровыми делениями средняя величина ошибки измерения на равнинных участках местности обычно не превышает 0,7-1 мм в масштабе карты, что составляет для карты масштаба 1:25000 - 17,5-25 м, масштаба 1:50000 – 35-50 м, масштаба 1:100000 – 70-100 м.

В горных районах при большой крутизне скатов ошибки будут больше. Это объясняется тем, что при съемке местности на карту наносят не длину линий на поверхности Земли, а длину проекций этих линий на плоскость.

Например, При крутизне ската 20° (рис. 6) и расстоянии на местности 2120 м его проекция на плоскость (расстояние на карте) составляет 2000 м, т. е. на 120 м меньше.

Подсчитано, что при угле наклона (крутизне ската) 20° полученный результат измерения расстояния по карте следует увеличивать на 6% (на 100 м прибавлять 6 м), при угле наклона 30° - на 15%, а при угле 40° - на 23%.

Длину маршрута измеряют по карте обычно курвиметром (рис.).

Он особенно удобен для измерения извилистых и длинных линий. Стандартный курвиметр имеет две шкалы для измерения расстояний по карте: с одной стороны метрическую (от 0 до 100 см), с другой стороны дюймовую (от 0 до 39,4 дюйма). Механизм курвиметра состоит из обводного колеса, соединенного системой зубчатых передач со стрелкой.

Для измерения длины линии на карте следует предварительно вращением обводного колеса установить стрелку курвиметра на начальное (нулевое) деление шкалы, а затем прокатить обводное колесо строго по измеряемой линии. Полученный отсчет по шкале курвиметра необходимо умножить на величину масштаба карты. Измерения целесообразно производить не менее двух раз и брать средний отсчет.

Правильность работы курвиметра проверяют путем измерения известной длины линии, например расстояния между линиями километровой сетки на карте. Погрешность в измерении линии длиной 50 см курвиметром составляет не более 0, 25 см.

Протяженность маршрута на карте может быть измерена так же циркулем-измерителем].

Рис. Проекция длины ската на плоскость (карту) При определении длины маршрута по карте следует учитывать, что расстояния по дорогам, измеренные на карте с помощью циркуля или курвиметра, в большинстве случаев получаются короче действительных расстояний. Это объясняется не только наличием спусков и подъемов на дорогах, но и некоторым обобщением извилин дорог на картах. Поэтому получаемый по карте результат измерения длины маршрута следует с учетом характера местности и масштаба карты умножить на коэффициент, указанный в таблице.
Характер местности Коэффициент увеличения длины маршрута, измеренного по карте масштаба  
1: 50000 1: 100000 1: 200000  
Горная (сильнопересеченная) 1,15 1,20 1,25  
Холмистая (среднепересеченная) 1,05 1,10 1,15  
Равнинная (слабопересеченная) 1,00 1,00 1,05  
           

 

Способы определения площадей по карте

 

Приближенную оценку размеров площадей производят на глаз по квадратам километровой сетки, имеющейся на карте. Каждому квадрату сетки карт масштабов 1:10000 - 1:50000 на местности соответствует 1 км2 , квадрату сетки карт масштаба 1:100000 - 4 км2, квадрату сетки карт масштаба 1:200000 - 16 км2.

Более точно площади измеряют палеткой, представляющей собой лист прозрачного пластика с нанесенной на него сеткой квадратов со стороной 10 мм (в зависимости от масштаба карты и необходимой точности измерений).

Наложив такую палетку на измеряемый объект на карте, подсчитывают по ней сначала число квадратов, полностью укладывающихся внутри контура объекта, а затем число квадратов пересекаемых контуром объекта. Каждый из неполных квадратов принимаем за половину квадрата. В результате перемножения площади одного квадрата на сумму квадратов получают площадь объекта.

По квадратам масштабов 1:25000 и 1:50000 площади небольших участков удобно измерять офицерской линейкой, имеющей специальные вырезы прямоугольной формы. Площади этих прямоугольников {в гектарах ) указаны на линейке для каждого масштаба гарты.

Площадь разрушений в районе ядерного взрыва подсчитывают по формуле Р = R2. Величину радиуса R измеряют по карте. Например, радиус сильных разрушений в эпицентре ядерного взрыва равен 3,5 км, тогда P = 3,14 12,25 = 38,5 км2.

Площадь радиоактивного заражения местности рассчитывают по формуле для определения площади трапеции. Приближенно эту площадь можно вычислить по формуле для определения площади сектора круга:

P = ,

где R – радиус круга, км; - хорда, км.

 

Определение азимутов и дирекционных углов.

 

Азимуты и дирекционные углы.

Положение какого-либо объекта на местности чаще всего определяют и указывают в полярных координатах, то есть углом между начальным (заданным) направлением и направлением на объект и расстоянием до объекта. В качестве начального выбирают направление географического (геодезического, астрономического) меридиана, магнитного меридиана или вертикальной линии координатной сетки карты (рис.).

Рис. Направления, принимаемые за начальные

За начальное может быть принято и направление на какой-нибудь удаленный ориентир. В зависимости от того, какое направление принято за начальное, различают географический (геодезический, астрономический) азимут А, магнитный азимут Аm, дирекционный угол .

Географический (геодезический, астрономический) азимут – это двугранный угол между плоскостью меридиана данной точки и плоскостью проходящей в данном направлении, отсчитываемый от направления на север по ходу часовой стрелки.

Геодезический азимут представляет собой двугранный угол между плоскостью геодезического меридиана данной точки и плоскостью, проходящей через нормаль к ней и содержащей данное направление. Двугранный угол между плоскостью астрономического меридиана данной точки и вертикальной плоскостью, проходящей в данном направлении, называется астрономическим азимутом).

Магнитный азимут Аm – горизонтальный угол, отсчитываемый от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360 .

Истинный азимут – угол А измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360o между северным направлением истинного (географического) меридиана и направлением на определяемый предмет.

Дирекционный угол – угол , измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360o между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением на определяемый предмет.

Измерение по карте дирекционных углов и геодезических азимутов выполняют транспортиром, артиллерийским кругом и хордоугломером.

Транспортиром дирекционные углы измеряют в таком порядке:

Исходную точку и местный предмет (цель) соединяют прямой линией, длина которой от точки ее пересечения с вертикальной линией координатной сетки должна быть больше радиуса транспортира. Затем совмещают транспортир с вертикальной линией координатной сетки, сообразуясь с величиной угла. Отсчет по шкале транспортира против прочерченной линии будет соответствовать величине измеряемого дирекционного угла. Средняя ошибка измерения угла транспортиром офицерской линейки составляет 0,5 (0-08).

Чтобы провести на карте направление, заданное дирекционным углом в градусной мере надо через главную точку условного знака исходного пункта провести линию, параллельную вертикальной линии координатной сетки. К линии приложить транспортир и против соответствующего деления шкалы транспортира (отсчета), равного дирекционному углу, поставить точку. После этого через две точки провести прямую линию, которая и будет направлением данного дирекционного угла.

Артиллерийским кругом дирекционные углы на карте измеряют так же, как и транспортиром. Центр круга совмещают с исходной точкой, а нулевой радиус – с северным направлением вертикальной линии километровой сетки или параллельной ей прямой. Против прочерченной на карте линии считывают по красной внутренней шкале круга значение измеряемого дирекционного угломера. Средняя ошибка измерений артиллерийским кругом составляет 10/ (0-03).

Хордоугломером измеряют углы на карте с помощью циркуля-измерителя.

Хордоугломер (рис.) представляет собой специальный график, выгравированный в виде поперечного масштаба на металлической пластине.

В основе его положена зависимость между радиусом окружности R, центральным углом и длинной хорды :

За единицу принята хорда угла 60 (10-00), длина которой примерно равна радиусу окружности.