Таким образом, чем быстрее течение, тем плотнее и тверже дно реки.
Внешними признаками для нахождения брода могут служить: расширение реки на прямом ее участке, тропинки, дороги и отдельные колеи, спускающиеся к реке и продолжающиеся на другом ее берегу, рябь на поверхности воды (на перекатах) и большая прозрачность воды, если река течет по каменистому руслу. Если река образует излучину, то более мелкое место следует искать на перекате, т. е. там, где кончается один крутой берег и начинается другой, на противоположной стороне реки.
Зимой проходимость водных преград улучшается, так как большинство рек, озер и болот замерзает. Однако ледяной покров может легко разрушаться, особенно под воздействием ядерного оружия. Разрушение льда на реках может привести к образованию ледяных заторов и к затоплению прибрежной местности.
Значение рек как препятствий характеризуется также особенностями и состоянием берегов и поймы (их грунт, залесенность и заболоченность, крутизна и высота скатов, наличие обрывов и т.п.). От них зависят: проходимость и качество подходов к реке, необходимость их инженерного оборудования, условия ориентирования, маскировки, наблюдения и ведения огня, а также защиты живой силы и техники от ядерного оружия и других средств поражения. Нередко даже незначительные по ширине и глубине реки оказываются труднопреодолимыми, так как имеют широкую заболоченную пойму или обрывистые берега.
Минимальные скорость течения, глубина и ширина рек бывают в меженный период (период наименьшего количества воды в реке), а максимальные - в половодье, когда уровень воды резко подымается и скорость течения увеличивается по сравнению с меженью в два - три и более раз. Высота подъема воды, время и продолжительность половодья у разных рек неодинаковы, что зависит от характера и интенсивности их питания водой.
При изучении условий проходимости и выборе мест форсирования необходимо также учитывать характер дна реки и качество его грунта, наличие мостов, гидротехнических сооружений, островов и отмелей, начертание береговой линии. Так, например, наиболее выгодными местами для форсирования считаются излучины реки, обращенные в сторону наступающего, так как здесь можно лучше прикрыть переправу фланговым и перекрестным огнем и тем самым более надежно обеспечить продвижение своих войск. Но при этом надо учитывать, что противник в таких местах, очевидно, будет стремиться оказать наиболее упорное сопротивление.
Гидротехнические сооружения на реках, регулирующие сток воды и образующие водохранилища, позволяют быстро и резко изменять уровень воды, затоплять и заболачивать расположенную ниже по течению местность, что может сильно усложнить условия форсирования.
Топографические данные, необходимые для выбора места, способа переправы и организации форсирования с ходу, командиры подразделений изучают заблаговременно, сразу же по получении задачи, которая им ставится еще до подхода к реке. Тщательное изучение производится по карте, аэроснимкам и другим имеющимся материалам. При выходе к водному рубежу эти данные уточняются в процессе разведки системы обороны противника и его заграждений на реке и подступах к ней.
О качестве грунта дна можно ориентировочно судить по скорости течения. Опытным путем установлено, что определенным грунтам соответствует примерно средняяскорость течения: илистым – 0,1 м/с; песок мелкий – 0,3 м/с; песок крупный – 0,8 м/с; глина и суглинок средней плотности – 0,5-0,9 м/с; гравий – 1,2 м/с; галька мелкая – 1,5 м/с; каменистый – 3,6 м/с.