ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1 страница

У Ч Е Б Н И К И

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

Москва 2005


УДК 378(075.8):351/354

ББК 68 0-13

 

 

Рецензенты:

Павленко С.З. - доктор политических наук, профессор;

Явчуновская Р.А. - доктор политических наук, профессор.

 

Авторский коллектив:

Важеников А.В. - док гор политических наук, доцент:

Кривеньскаи Н.В. - кандидат юридических наук, доцент;

Макаренко И.К. - кандидат военных наук, профессор;

Проскурин С.А. - доктор политических наук, профессор;

Прохожев А.А. - доктор экономических наук, профессор;

Смульский С.К. - доктор политических наук, профессор.

 

0-13 Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А.Прохожева. Изд. 2 / М.: Изд-во РАГС, 2005, 344 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)

ISBN 5-7729-0239-3

 

 

В издании изложены методические основы учебной дисциплины. Представлен обобщенный материал, раскрывающий суть проблемы национальной безопасности, принципы, формы и методы деятельности государства и общества по ее обеспечению.

Для изучающих теоретические и практические вопросы национальной безопасности России по учебным специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Социология», «Политология», «Безопасность жизнедеятельности».

 

 

ISBN 5-7729-0239-3

УДК 378(075.8):351/354

ББК 68


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

 

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 8

Глава 1. Безопасность как социальное явление и категория общей теории национальной безопасности. 8

Глава 2. Сущность, содержание, понятийный аппарат общей теории национальной безопасности. 15

Глава 3. Структура системы национальной безопасности. 24

Глава 4. Современные концепции национальной безопасности и динамика их изменений. 32

Глава 5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: структура, содержание, проблемы.. 42

Глава 6. Закон Российской Федерации «О безопасности». 50

 

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 56

Глава 1. Социальные интересы личности, общества и государства: сущность, типология. 56

Глава 2. Формирование национальных интересов и ценностей. 64

Глава 3. Баланс жизненно важных интересов личности, общества и государства как необходимое условие устойчивого развития и безопасности страны.. 76

Глава 4. Угрозы национальной безопасности: сущность, классификация, содержание 87

Глава 5. Внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние национальной безопасности Российской Федерации. 98

Глава 6. Реальные и потенциальные угрозы России и человечеству в XXI веке 102

 

РАЗДЕЛ III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ 110

Глава 1. Политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации 110

Глава 2. Государственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. 122

Глава 3. Силовые и ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности. 137

Глава 4. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности России. 148

Глава 5. Обеспечение национальной безопасности России на местном и региональном уровне. 158

 

 

РАЗДЕЛ IV. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 166

Глава 1. Совокупная мощь государства как показатель его возможностей обеспечения национальной безопасности. 166

Глава 2. Механизм принятия решений в области обеспечения национальной безопасности. 174

Глава 3. Методология оценки уровня национальной безопасности и ее видов 184

Глава 4. Методика оценки уровня социального развития и безопасности. 195

 

РАЗДЕЛ V. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.. 203

Глава 1. Сущность геополитического подхода к анализу условий обеспечения национальной безопасности. 203

Глава 2. Современные геополитические модели. 210

Глава 3. Геостратегия России в условиях глобализации. 216

Глава 4. «Баланс сил» и общность интересов в международных отношениях и обеспечение глобальной безопасности. 223

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 236


ВВЕДЕНИЕ

 

Геополитическая обстановка в современном мире характеризуется комплексом острых противоречий исторического, политического, экономического и социального характера. Изменения в мире, произошедшие в различных областях в 90-х гг. XX в., повлияли как на международное, так и на внутреннее положение в России. Осуществление внутренних реформ и преобразований невозможно без учета нового геополитического положения России. Особую важность приобрела проблема обеспечения национальной безопасности, без успешного решения которой невозможно успешное реформирование страны.

Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие управленческие кадры, специалисты-профессионалы в этой актуальной сфере человеческой деятельности.

Специалисты в области национальной безопасности должны знать:

- особенности геополитического и геостратегического положения современной России, состояние, тенденции изменения военно-политической обстановки в мире и содержание военной политики России, проблемы создания и укрепления систем коллективной, региональной и глобальной безопасности;

- теоретические основы национальной безопасности и отдельных ее видов;

- механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, характер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружающей средой;

- структуру, функции, состав сил и средств системы обеспечения национальной безопасности, законодательные акты и нормативно-правовую базу функционирования системы обеспечения национальной безопасности;

- основы конфликтологии, силовые и ненасильственные методы разрешения военно-политических, региональных, межэтнических и других социальных конфликтов;

- современные методы анализа и прогнозирования развития политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах, динамики угроз интересам граждан, общества и государства, современные технологии выработки и принятия управленческих решений.

Специалисты в области национальной безопасности должны уметь:

- творчески применять теоретические знания в своей практической деятельности, аргументированно отстаивать и настойчиво проводить в жизнь принимаемые решения, нести за них ответственность;

- анализировать и прогнозировать развитие военно-политической обстановки в мире, социально-политических процессов в обществе и регионе, организовывать мониторинг обстановки, сбор и накопление необходимой информации, в первую очередь, о дестабилизирующих факторах;

- выявлять и целенаправленно формировать интересы личности, общества и государства, выделять из них жизненно важные интересы, ранжировать их по приоритетности и добиваться сбалансированной структуры интересов между гражданами и отдельными слоями общества и государством;

- анализировать и прогнозировать динамику развития потенциальных реальных угроз этим интересам, своевременно вскрывать назревающий переход потенциальных угроз в реальные;

- оперативно разрабатывать и организовывать мероприятия, в первую очередь превентивные, по предотвращению и нейтрализации угроз, снижению степени опасности этих угроз, по переводу реальных угроз в потенциальные;

- разрабатывать мероприятия и готовить предложения для принятия решений в области обеспечения национальной безопасности;

- организовывать реализацию принятых решений и проверку их исполнения, обеспечивать контроль за деятельностью подведомственных структур;

- защищать интересы народа и Родины. К сожалению, в нашей стране работа по подготовке таких специалистов не велась. По этой причине в стране нет и соответствующих учебников и учебных пособий, раскрывающих с единых методологических позиций весь комплекс проблем безопасности.

Хотя понятие безопасность как явление в нашем обществе вызывает повышенный интерес - о ней сегодня говорят ученые и политики, журналисты и предприниматели, ее проблемы освещаются в специальных журналах и средствах массовой информации, в школах введен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», есть еще немало вопросов, не получивших однозначного решения и требующих углубленной теоретической проработки.

При разумном подходе к решению любой проблемы необходима прежде всего глубоко проработанная, научно обоснованная понятийная база. Это требование касается не только научных разработок, но и нормативно-правовой документации, которая должна содержать строгие, теоретически обоснованные определения основных терминов и понятий. Только в этом случае могут быть достигнуты взаимопонимание и единый подход к любой проблеме.

Однако в отечественной литературе можно обнаружить различные формулировки даже самих основополагающих понятий в этой области - «безопасность», «национальная безопасность», «общенациональная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность» и т. д. Поэтому необходимо прежде всего сформировать строгий понятийный аппарат и соблюдать терминологическую дисциплину

Все эти проблемы призвана рассматривать общая теория национальной безопасности.

Объектом общей теории национальной безопасности является система социальных интересов личности, общества, государства; система национальных интересов России.

Предмет общей теории национальной безопасности - деятельность личности, общества и государства по защите национальных интересов от внутренних и внешних угроз, закономерности и принципы обеспечения национальной безопасности.

Цель учебника - систематизированно изложить основные положения общей теории национальной безопасности, являющейся ядром формирования и становления новой учебной и научной дисциплины. Учебник призван оказать помощь слушателям в изучении ряда основополагающих тем в соответствии с программой курса.

© Прохожев А.А.


РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Глава 1. Безопасность как социальное явление и категория общей теории национальной безопасности

 

Роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. Безопасность в системе «природа - человек - общество»

Проблема обеспечения национальной безопасности является сегодня центральной из стратегически значимых для развития страны. В ней фокусируется вся сложность процесса преобразований в России, являясь и условием, и целью реформирования государства. Условием потому, что глубокие преобразования требуют сосредоточения всех сил и средств на решении созидательных задач. Их отвлечение на нейтрализацию или парирование угроз существенно затрудняет, а порой делает невозможным успешное продвижение по избранному пути.

Обеспечение национальной безопасности в определенной степени является целью реформирования, содержание которого должно быть подчинено укреплению суверенитета, территориальной целостности страны, созданию внутренних и внешних условий, гарантирующих стабильность и устойчивое поступательное развитие личности, общества и государства.

Актуализация в конце XX в. проблемы безопасности, помимо прочего, выявила отсталость отечественной теоретической мысли в этой области. Крайне невелики масштабы подготовки специалистов системного характера в этой сфере.

Без ясного осознания того, что представляет собой социальная природа понятия «безопасность», каковы ее источники, движущие силы, цели невозможна дальнейшая деятельность по обеспечению безопасности. Не случайно с древнейших времен лучшие умы человечества бьются над решением задач об устойчивом, стабильном обществе, о природе угроз безопасности, путях их преодоления.

Стремление к безопасности явилось одной из побудительных причин объединения древних людей в общество. Интенсивность и масштабы этой потребности постоянно росли: безопасность с зарождения цивилизации выступала главнейшей целью деятельности отдельных индивидуумов, а в последующем - всего общества и государства. Так, еще в XIX в. русские специалисты отмечали: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение»[1].

Это же утверждал и Сократ еще за 400 лет до нашей эры, говоря о необходимости защиты государства как об одной из побудительных причин его создания.

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных областях.

В Толковом словаре В.Даля «безопасность - отсутствие опасности; сохранность, надежность». В советскую эпоху в академическом Словаре современного русского языка это понятие трактовалось так же, но в несколько урезанном виде: как отсутствие опасности, сохранность.

Однако столь упрощенного, чисто лингвистическое толкование понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием безопасности подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» - не абсолютна, а относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Безопасность не существует сама по себе, изолированно, в отрыве от общей человеческой жизнедеятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни человека и общества, коренной задачей которой является обеспечение своего существования и развития.

В этой связи особую значимость приобретает познание таких развивающихся объектов, как человек, общество и государство, сущность и теснейшая взаимозависимость двух важнейших функций общественного бытия - существования (и развития) и самосохранения (и безопасности) людей. Фактически развитие и безопасность - две стороны процесса жизни общества.

Неразрывность функции развития и безопасности объясняется, прежде всего, единством всех процессов человеческой деятельности, деление которых на отдельные сферы, отрасли, направления носит условный характер, облегчающий познание реальности, но не имеющий к ней отношения.

Еще в Древнем Риме четко выделялись эти две коренные функции человека и общества. Цицерон, к примеру, на первое место, видимо, с учетом конкретных условий общественной жизни того времени, выдвигал функцию безопасности. Он говорил: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь... избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни»[2].

Первичным является развитие, безопасность - вторична и призвана обеспечить развитие, защитить его от различного вида угроз.

Развитие это необратимое, направленное, закономерное изменение конкретных материальных объектов, ведущее к возникновению их качественно новых состояний или принципиально новых объектов, как целостных своеобразных систем. Только одновременно наличие всех трех этих свойств отличает процессы развития от других изменений. Это связано с тем, что обратимость изменений характеризует процессы циклического воспроизведения постоянной системы функций, что не имеет отношения к развитию; отсутствие направленности - процесс лишает процесс изменений их накопления и единой внутренне взаимосвязанной траектории, характерной для развития; отсутствие закономерности, характерное для случайных процессов катастрофического типа, вообще не позволяет говорить о развитии[3].

Понимание развития того или иного объекта как такое его изменение, в результате которого более полно выявляются все присущие данному объекту стороны, характеристики черты, связи, отношения или как говорил Гегель «...движение вперед от несовершенного к более совершенному»[4] служит важнейшей методологической основой для наук об обществе и управлении общественными процессами.

Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Анализ механизмов развития общества требует глубокого изучения его внутреннего строения, его организации и функционирования.

Законы диалектики как общей теории развития действуют и в обществе, но в специфических формах, еще недостаточно изученных. Социальная форма развития представляет собой высший, наиболее сложный способ развития объективной реальности, отличающийся целенаправленностью, единством объективного (материального) и субъективного (идеального) развития. Социальная форма развития в наиболее отчетливой форме показывает, что развитие есть интегративный процесс роста сложности и богатства содержания как на уровне общественной жизни в целом, так и на уровне развития отдельной личности. Конкретно интегративный характер социального развития проявляется в накоплении материального и духовного богатства общества, усложнении, возникновении новых элементов, функций, связей, отношений в общественной системе.

Развитие предполагает увеличение возможностей и ресурсов человека, общества и государства в различных сферах бытия. Оно обеспечивается правовыми, политическими, экономическими и другими средствами, не нарушающими выработанных человечеством механизмов функционирования и воспроизведения жизни.

Вторичность безопасности ничуть не умаляет ее роли и значения в объективной действительности.

В конце XIX в. российские специалисты подчеркивали: «Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются»[5].

Иными словами, без обеспечения безопасности всякая человеческая деятельность оказывается бесцельной. Поэтому изучение проблем национальной безопасности по сравнению с другими направлениями познания в большей степени соответствует и способствует пониманию общества как единого, неразрывного целостного организма. Именно это обстоятельство, с одной стороны, объясняет огромную сложность познания проблем обеспечения безопасности и слабую разработанность многих ее теоретических и практических аспектов, а с другой стороны порождает столь высокий интерес к проблемам безопасности со стороны чуть ли не всех отраслей науки, в первую очередь общественных.

В наших же теории и практике проблема развития человека и общества, к сожалению, рассматривается в отрыве от проблем безопасности. В результате до сих пор развитие и безопасность существуют в виде независимых, параллельных, непересекающихся направлений человеческой деятельности.

Другой важной особенностью в понимании отношений между развитием и безопасностью является неумышленное, а чаще продуманное и целенаправленное смешение или подмена этих понятий. Объективная основа для этого есть: многие задачи, стоящие перед нашей страной в области общественного развития и в области обеспечения безопасности, зачастую близки и похожи.

Высокая значимость функции обеспечения безопасности объясняется тем, что она активно влияет на формирование направлений и возможные уровни развития в той или иной сфере жизнедеятельности. К тому же в современных условиях уровень безопасности в значительной мере определяется уровнем развития. Безопасность обеспечивается всей совокупной мощью государства. Но эта зависимость далеко не линейная и детерминированная. Естественно, чем более развита страна в различных направлениях, тем больше у нее возможностей обеспечения своей безопасности. Но реализация этих возможностей на практике может быть далеко не адекватной, и высокий уровень развития еще не гарантирует столь же высокого уровня безопасности.

Более того, по своей сути и содержанию задачи развития и обеспечения безопасности всегда имеют противоположную направленность. Развитие органически требует постоянного расширения, обновления, инноваций в тех или иных сферах деятельности общества. Безопасность же требует стабильности существующего положения, ограничения всякого рода новаций, особенно рискованных.

Конечно, реальная взаимосвязь между развитием и безопасностью носит более сложный диалектический характер, поскольку эти две важнейшие функции жизнедеятельности общества тесно связаны между собой и раздельно осуществляться в принципе не могут, являясь как бы двумя сторонами одной медали.

Представляется также, что повышенное внимание к проблеме безопасности в настоящее время, небывалый ажиотаж в этой области отражает острейшую необходимость реального познания хотя бы таким путем - через безопасность - нашего общества как единого целого, как сложной системы.

Несмотря на то, что в стране имеется масса научно-исследовательских институтов, все они занимаются изучением только отдельных тех или иных областей жизнедеятельности нашего общества, комплексным же изучением страны не занимается ни один научный центр. В то же время в США насчитывается более 150 научных центров, специализирующихся на комплексном изучении нашей страны. В результате они лучше нас разбираются в тех процессах, которые происходят в российском обществе.

Основной причиной такого положения следует признать, что в нашей стране, к сожалению, и до 1917 года, и в советский период фактически не существовало науки об обществе и тем более о человеке, о законах их развития и безопасности.

В соответствии с принципами исторического материализма общественное бытие определялось как совокупность материальных общественных процессов, существующих независимо от воли и сознания индивида или общества в целом. Люди были отделены от общественных процессов, независящих от них, несмотря на все попытки признать активную роль деятельности людей, которые являются не только продуктами обстоятельств, но и могут активно изменять эти обстоятельства. А ведь именно отсутствие подлинно научного анализа действий государства в тесной взаимосвязи с содержанием социальных процессов и состоянием общества как сложной развивающейся социальной системы в конечном итоге привело к утере Советским государством социально организующих и управленческих свойств. В результате нарушилось взаимодействие между основными звеньями государственных органов и между обществом и государством.

Не допустить подобного в масштабе России - наша общая задача.

Понятие «безопасность» как сложное многогранное социальное явление имеет конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество». При этом наибольшую значимость представляет содержательная сторона разнообразных взаимодействий между элементами данной системы.

Они отражают процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Взаимодействие обусловливает развитие всех объектов окружающей действительности. Именно взаимодействие противоположностей является источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития.

Наиболее сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. Более того, как говорил К. Маркс, общество - это «продукт взаимодействия людей»[6].

Категория «взаимодействие» является важной в процессе познания природных и общественных явлений, базой системного подхода к познанию мира и общественной практики во всех сферах жизнедеятельности, в том числе сфере безопасности. Поэтому применительно к практическим потребностям наиболее общим следует признать понятие «безопасность жизнедеятельности». Не случайно в нашей стране в программы среднего и высшего образования введена специальная учебная дисциплина 330110 именно под этим названием.

Безопасность жизнедеятельности - это защищенность материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Как следует из определения, объектами безопасности жизнедеятельности являются природа, человек и общество. Исходя из данной структуры объектов, безопасность жизнедеятельности можно классифицировать следующим образом.

Безопасность существования человека или личная и имущественная безопасность есть защищенность человека от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму и имуществу.

Этот вид безопасности обеспечивается соблюдением человеком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в производственной деятельности, повседневной жизни, быту. Сюда относятся противопожарная безопасность, безопасность на транспорте, безопасность труда и т.д.

Безопасность окружающей среды - это защищенность человека и окружающей среды от негативных воздействий природного и техногенного характера. Она обеспечивается изучением и познанием природных явлений и профилактическими мерами на случай стихийных бедствий различного характера.

Названные виды безопасности жизнедеятельности относятся к человеку как биологическому существу и отражают необходимость защиты заложенных природой его физиологических потребностей, в первую очередь потребности в самосохранении.

Именно эти виды безопасности жизнедеятельности с самого зарождения человека и цивилизации и до сих пор находились и находятся в центре внимания людей, а многими даже полностью отождествляются с общей категорией «безопасность». Обеспечение этих видов безопасности жизнедеятельности является областью теоретической и практической деятельности ряда наук и специальных институтов общества и государства. Так, к примеру, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий призвано обеспечить безопасность населения и территорий, т. е. именно указанные виды безопасности жизнедеятельности.

Однако биологическая сущность человека имеет социально обусловленный характер, в связи с чем безопасность человека как социального существа и человеческого общества имеет особую значимость. Следует подчеркнуть, что по мере развития человечества, государственного устройства подход к безопасности непрерывно смещался от понимания ее как физического явления к категории социальной, общественной.

Поэтому в настоящее время в структуре безопасности жизнедеятельности основная определяющая, системообразующая роль принадлежит национальной безопасности или безопасности нации.

Национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

При этом под защищенностью понимается способность сохранения объектом или системой (природа, человек, общество, государство и др.) своей качественной определенности и возможности выполнения своих функций в условиях воздействия негативных факторов.

Все три вида безопасности жизнедеятельности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, так как безопасность едина и неделима (см. схему 1). Данное положение объясняется тем, что в центре всех видов безопасности находится человек. Именно он прежде всего страдает от любых видов угроз. Но в то же время эти угрозы порождены главным образом самим человеком. Поэтому человек является самым беззащитным и самым опасным и для себя, и для окружающей среды существом на Земле.

 


Схема 1. Структура безопасности жизнедеятельности

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные функции, выполняемые людьми в процессе своей жизнедеятельности?

2. Каковы взаимоотношения между категориями «развитие» и «безопасность»?

3. Что такое безопасность жизнедеятельности?

 

Литература

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 669.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.

3. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.

 

© Прохожев А.А.


Глава 2. Сущность, содержание, понятийный аппарат общей теории национальной безопасности

Сущность и содержание национальной безопасности. Система национальной безопасности. Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности

Термин «национальная безопасность» появился в теоретической и практической политологии после Второй мировой войны, когда в 1947 г. в США был принят закон «О национальной безопасности». Но для нашей страны он практически новый.

В Российской империи понятие, «безопасность» стало употребляться только с 80-х годов XIX в. и имело весьма специфическую направленность. В основном упор делался на «охранение общественной опасности», как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями. В «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность» как однопорядковый с термином «общественная безопасность».