Оборудование

Ситуация общения

Процедурный слой

Параметры процедурного слоя описывают непосредственно процесс прове­дения процедуры извлечения знаний. Фактически это профессиональные параметры:

Ø ситуация общения (место, время и продолжительность);

Ø оборудование (вспомогательные средства, освещенность, мебель);

Ø профессиональные приемы (темп, стиль, учет невербальных компонентов общения, методы и др.).

Инженер по знаниям, успешно овладевший наукой установления атмосфе­ры доверия и взаимопонимания с экспертом (контактный слой), должен еще суметь воспользоваться благоприятным воздействием этой атмосферы. Проблема процедурного слоя касается проведения самой процедуры извлечения знаний. Здесь мало проницательности и обаяния, полезных для решения проблемы контакта, тут необходимы профессиональные знания.

Остановимся на общих закономерностях проведения процедуры.

Она определяется следующими компонентами:

Ø место проведения сеансов;

Ø продолжительность и время проведения сеансов.

Место.Беседу с экспертом лучше всего проводить в небольшом помещении наедине, поскольку посторонние люди нарушают доверительность беседы и могут породить эффект "фасада". Рабочее место эксперта является не самым оптимальным вариантом, т. к. его могут отвлекать телефонные звонки, со­трудники и пр. Атмосфера замкнутого пространства и уединенности поло­жительно влияют на эффективность.

Американский психолог И. Атватер считает, что для делового общения наи­более благоприятная дистанция от 1,2 до 3 м [Schouksmith, 1978]. Мини­мальным "комфортным" расстоянием можно считать 0,7—0,8 м.

Продолжительность и время.Реконструкция собственных рассуждений — трудоемкий процесс, и поэтому длительность одного сеанса обычно не пре­вышает 1,5—2 часа.

Эти два часа лучше выбрать в первой половине дня, например с 10 до 12 часов, если эксперт типа "жаворонок", и в районе 16—17 часов, если он "сова". Эти два пика активности (11 и 16 часов) установлены исследовате­лями 24-часового ритмоцикла человеческой активности.

Известно, что взаимная утомляемость партнеров при беседе наступает обычно через 20—25 минут [Ноэль, 1978], поэтому в сеансе нужны паузы.

Обычно включает:

Ø вспомогательные средства;

Ø освещенность и мебель.

Вспомогательные средствапредставляют собой средства для увеличения эффективности самого процесса извлечения знаний и средства для протоколи­рования результатов.

К средствам для увеличения эффективности процесса извлечения знаний, прежде всего, относится наглядный материал. Независимо от метода извлечения (см. разд. 2.4), выбранного в конкретной ситуации, его реализация возможна разными способами.

Например, широко известно, что людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, можно отнести к художественному либо мыслительному типу. Термины тут условны и не имеют отношения к той деятельности, кото­рую традиционно называют художественной или мыслительной. Важно, что, определив тип эксперта, инженер по знаниям может плодотворнее исполь­зовать любой из методов извлечения, зная, что люди художественного типа легче воспринимают зрительную информацию в форме рисунков, графиков, диаграмм, т. к. эта информация воспринимается через первую сигнальную систему. Напротив, эксперты мыслительного типа лучше понимают язык формул и текстовую информацию. При этом учитывается факт, что боль­шую часть информации человек получает от зрения. Совет пользоваться активнее наглядным материалом из [Хейес-Рот, Уотермена, Ленат, 1987] можно считать универсальным. Такие методы, как свободный диалог и игры, предоставляют богатые возможности использовать слайды, чертежи, рисунки.

Для протоколирования результатов в настоящее время используются следующие способы:

Ø запись на бумагу непосредственно по ходу беседы (недостатки — это часто мешает беседе, кроме того, трудно успеть записать все, даже при на­личии навыков стенографии);

Ø магнитофонная запись (диктофон), помогающая аналитику проанализировать весь ход сеанса и свои ошибки (недостаток — может сковывать эксперта);

Ø запоминание с последующей записью после беседы (недостаток — годит­ся только для аналитиков с блестящей памятью).

Наиболее распространенным способом на сегодня является первый. При этом наибольшая опасность тут — потеря знаний, поскольку любая запись ответов — это уже интерпретация, т. е. привнесение субъективного понима­ния предмета.

Естественным является требование отключать мобильный телефон во время сеанса (хотя бы со стороны аналитика).

Освещенность и мебель.Значения параметров освещенности и мебели также влияют на эффективность процедуры извлечения знаний. Посадите экспер­та на неудобную табуретку, направьте ему свет в глаза и посмотрите, сколь­ко минут он выдержит...