Общие положения

Нормативные документы по стандартизации

 

Согласно ст. 2 Закона «О техническом регулировании» стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Нормативный документ - документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики (нормы), касающиеся различных видов деятельности или их результатов доступны широкому кругу потребителей.

Термин НД является «родовым» термином, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные НД, нормы, правила, своды правил, регламенты и др. документы, соответствующие определению.

До 1992 г. в стандартизации были номативно-технические документы, в настоящее время они разделились на НД и ТД.

Норма –положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Стандарт - нормативный документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, процессов: производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации продукции, оказания услуг.

В краткой форме стандарт – это документ, в котором в целях его добровольного использования устанавливаются требования к продукции, процессам или услугам.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке, этикеткам и т.д.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежде название – государственный стандарт РФ (ГОСТ Р)), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарты организации.

К документам в области стандартизации согласно ст. 13 ФЗ «О тех.рег.», используемым на территории Российской Федерации, относят:

1) национальные стандарты;

2) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

3) применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

4) стандарты организаций;

5) своды правил;

6) международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

7) надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Все вышеуказанные документы в настоящее время являются рекомендательными. В отличии от них обязательный характер носит регламент.

Регламент –документ, содержащий обязательные правила и нормы и принятый органом власти.

В таблице 1 сравниваются стандарт технический регламент на идентичные объекты.

В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежнее название - государственный стандарт РФ (ГОСТ Р», межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт организации.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

Международный (региональный) стандарт – стандарт, утверждённый международной (региональной) организацией по стандартизации.

Стандарты организации (СТО) разрабатываются (и утверждаются) организациями самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организации определены в третьей главе ФЗ № 184.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации - нормативный документ, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, видами и др.) и являющийся обязательным для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене
информацией.

Порядок разработки, принятие, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством РФ.