Вопрос 1. Общее понятие

 

Проблемы, связанные с методологией и методами научной организации процедур принятия решений являются предметом теории принятия решений, которая является самостоятельным направлением системного анализа.

Системный анализ направлен на решение задач управления организационными системами в том числе и социально-экономическими системами (СЭС), под которыми понимается любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора форм деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общих целей.

В качестве СЭС может выступать любой уровень и любой элемент социально-экономической организации общества, т.е. от общества в целом до отдельной социально-экономической единицы, в том числе и отдельное предприятие. Именно в свете управления предприятием и будет рассматриваться данный предмет.

К основным задачам теории принятия решений относятся:

1. Разработка теории, принципов, и методов нахождения лучших решений и их обоснование.

2. Исследование механизмов и закономерностей принятия решений в организационных системах.

3. Разработка научного инструментария для обеспечения принятия лучших решений, повышения их качества и обоснованности.

В качестве научного инструментария выступают новые информационные технологии, включающие ЭВМ, средства связи и специальные технические устройства, математическое и программное обеспечение.

Принятие решений является важной частью управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.

Процессы принятия решений в звеньях иерархических систем управления социально-экономическими организациями обладают рядом специфических особенностей:

во-первых, большинство решений принимается в ситуациях, раннее не встречавшихся, поскольку совпадение ситуаций в политической, социальной или экономической области - событие маловероятное;

во-вторых, выбор вариантов решений происходит, как правило, в условиях высокой степени неопределенности, т.е. при недостаточных знаниях о текущей ситуации и тенденции ее развития и неясных представлениях о всех последствиях принимаемого решения;

в-третьих, решения принимаются в условиях жесткого ограничения времени.

Процесс принятия решения включает следующие элементы: проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей. В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или организации в целом. Выделяются два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.

 

Рис.1.1. Два уровня принятия решения в организации

 

Принятие решения в организации характеризуется как:

сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

поведение основанное на фактах и ценностных ориентациях;

процесс взаимодействия членов организации;

выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

часть общего процесса управления;

неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

важно для выполнения других функций управления.

Принятие правильного решения - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, зания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера.

 

Вопрос 2. Требования к управленческому решению

 

Для того, чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:

быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени;

содержать механизмы реализации, т.е. содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, контроль при реализации решений;

быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;

готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития нештатных ситуаций;

быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;

быть гибким, т.е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

• предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.

При этом цели и задачи должны быть реальными, соотноситься с располагаемыми ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами и технологиями, которые предполагается применить. Это предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании решений.

Решение будет реализуемым, если оно предусматривает: организацию, стимулирование (мотивацию), контроль выполнения. Организация выполнения решения может включать два аспекта:

• во-первых, это организация новой системы при решении крупной новой проблемы. В этом случае может использоваться метод функционально-логического проектирования структур;

• во-вторых, это изменение функций, структуры, параметров уже существующей системы. В частности, важно избежать в организации линейно-функционального конфликта, порождаемого несоответствием административного деления организации и используемых технологий. При этом происходит перераспределение функций подразделений, их специализации и, соответственно, власти, ответственности, ролей отдельных менеджеров в организации, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вопрос 3. Классификация и характер решений

 

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:

1) стадия жизненного цикла товара. Решения, принимаемые на этапе:

маркетинга;

НИОКР;

организационно-технической подготовки;

производства;

подготовки товара к функционированию;

эксплуатации и ремонтов;

утилизации товара после отработки и замены новой моделью;

2) подсистема системы менеджмента. Решения, принимаемые для подсистем:

управляющей;

целевой;

функциональной;

обеспечивающей;

3) сфера действия:

технические решения;

решения по персоналу;

экономические решения;

и др.;

4) ранг управления. Решения, принимаемые на уровне:

верхнем, среднем и низшем;

5) масштабность. Решения комплексные и частные;

6) организация выработки: Решения, выработанные коллективно и лично;

7) продолжительность действия. Решения: стратегические, тактические и оперативные;

8) объект воздействия. Решения внешние, внутренние;

9) методы формализации: текстовые, графические, математические;

10) формы отражения: план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба;

11) сложность. Решения стандартные нестандартные;

12) Способ передачи. Решения переданные: вербально, письменно, через электронные носители.

Кроме этого решения классифицируются по степени неопределенности исходной информации, необходимой для выбора лучшей альтернативы. Различают структурированные, неструктурированные и слабоструктурированные решения.

К структурированным относятся решения, принимаемые при однозначно определенных целях и критериях деятельности, полном знании механизма управляемого процесса и исходных условий его функционирования.

К неструктурированным решениям относятся, те которые принимаются в условиях полной неопределенности условий и закономерностей функционирования управляемого объекта, а часто и неясности целей и критериев деятельности.

В практике управления СЭС оба крайних случая встречаются крайне редко. Как правило, имеют место смешанные ситуации, которые образуют основной класс управленческих решений - слабоструктурированные решения.

Процесс принятия решений может носить интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер.

Интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации.

Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раннее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.

В дальнейшем будет идти речь о принятии рациональных решений.