III. Решение задач.
II. Изучение нового материала.
I. Проверка домашнего задания.
Ход урока
1. Сформулировать и доказать теорему о площади треугольника (вычисление площади треугольника по двум сторонам и углу между ними).
2. Сформулировать и доказать теорему синусов.
3. Проверить решение задачи № 1023.
1. Записать формулу расстояния между двумя точками: точки
М1 (х1; у1), М2 (х2; у2),
d = М1М2 = .
2. Доказать теорему косинусов, используя рисунок 293 учебника.
3. Теорему косинусов называют иногда обобщенной теоремой Пифагора. Такое название объясняется тем, что в теореме косинусов содержится как частный случай теорема Пифагора.
В самом деле, если в треугольнике АВС угол А прямой, то cos А =
= cos 90° = 0 и по формуле а2 = b2 + с2 – 2bс ∙ cos А получаем а2 = b2 + с2, то есть квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
4. Обсудить с учащимися, какие три элемента треугольника нужно знать, чтобы вычислить четвертый элемент (сторону или угол), используя: 1) теорему синусов; 2) теорему косинусов.
1. Решить задачу 1.
Найдите сторону АВ треугольника АВС, если ВС = 3 см, АС = 5 см, С = 60°.
Решение
АВ2 = ВС2 + АС2 – 2 ∙ ВС ∙ АС ∙ cos С = 32 + 52 – 2 ∙ 3 ∙ 5 cos 60° = 9 +
+ 25 – 15 = 19; АВ = см.
Ответ: см.
2. Решить задачу 2.
Найдите сторону b треугольника АВС, если а = 4, с = и
В =
= 135°.
Решение
По теореме косинусов находим b:
b = =
= ≈ 5,7.
Ответ: ≈ 5,7.
3. Решить задачу 3. Найдите угол А треугольника АВС, если АВ =
= АС = 1 м, ВС = м.
Решение
Пользуясь теоремой косинусов, получаем: а2 = b2 + с2 – 2bс ∙ cos А;
cos А = ; АС = b = 1 м; АВ = с = 1 м; ВС = а =
м.
cos А = ; cos А =
, тогда
А = 120°.
Ответ: 120°.
4. Решить задачу № 1031.
Решение
а) а = 5; b = 4; с = 4. Найдем cos А = . Так как
> 0, но меньше 1, то самый большой угол А в треугольнике будет острым. Следовательно, треугольник является остроугольным.
Ответ: остроугольный.
б) а = 17; b = 8; с = 15.
cos А = = 0;
сos А = 0, значит, А = 90°.
Ответ: прямоугольный.
в) а = 9; b = 5; с = 6.
cos А = .
Так как –1 < < 0, то
А – тупой.
Ответ: тупоугольный треугольник.