Введение в языкознание

Лекция № 1

· Языкознание как наука. Общее и частное языкознание.

· Основные уровни языка (структура языка, его основные уровни).

· Сущность языка и его основные функции. Язык и речь. Язык и мышление. Язык и культура.

· Связь языкознания с другими науками

 

1. Языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих законах строении и развития всех языков мира.

Предмет языкознания – сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношения языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, классификация языков.

Внутри языкознания выделяются общее и частное языкознание. Предмет общего языкознания– общие законы организации, развития и функционирования языков (то есть человеческий язык вообще – совокупность черт, присущих всем языкам или большинству). В рамках общего языкознания находится типологическое языкознание, которое изучает языки в сопоставительном плане, выявляет общие закономерности их развития и функционирования.

Общие признаки всех языков мира:

1. язык – достояние отдельного коллектива, в жизни которого он выполняет две основные функции – является средством познания и средством человеческого общения.

2. язык состоит из звуков, которые образуют слова и выражают мысли людей

3. язык обладает набором повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.

 

Предмет частного языкознания – отдельные языки или группы родственных языков. Виды частного языкознания:

- описательное (синхронное) – описывает факты языка в какой-то момент его истории

- историческое (диахронное) – прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Частное языкознание – наука индуктивная (рассуждение от частного к общему; на основании определенных фактов делается обобщение, выводы). Общее языкознание – наука дедуктивная (от общего к частному – выдвигаются общие тезисы в виде гипотез, а потом их проверяют на частном материале конкретных языков). Часто гипотезы строятся в виде моделей (модель отличается от теории – она компактна, наглядна (рисунок, схема, таблица). Специалисты по ОЯ пользуются методом моделирования. Объектом моделирования является черный ящик (невозможно наблюдать непосредственно, поэтому идет наблюдение по косвенным данным). Черный ящик – психическая деятельность человека (речевая деятельность). Как человек от мысли переходит к слову – мы не знаем.

Общие черты большинства языков еще называют языковыми универсалиями, которые подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные языковые универсалии – присущи всем, а относительные – большинству. Абсол.универсалий – немного: все языки носят звуковой характер, у всех языков мира есть грамматика – основная структура языка, во всех языках мира есть образные средства – метонимия, метафоры и т.д., на любом языке можно говорить о чем-то отвлеченном).

Относительные языковые универсалии – в большинстве языков говорение происходит на выдохе, в большинстве есть сонорные звуки.

Фреквенталии (часто повторяющиеся явления) – присущи не большинству, но многим языкам (на свете не подсчитано точное число языков (десятки тысяч).

Фреквенталии – наличие флексий, эргативный грамматический строй – строй, где нет Им.П. у существительного и нет подлежащего в предложении (его ударило молнией – подразумеваемое подлежащее (груз.язык – этот строй основной), корнеизоляция – такой грамматический строй, когда у слова нет служебных морфем, слова – чистые корни – корейский язык ((граммат.значение передается тоном))).

Частное и общее языкознание взаимосвязаны тем, что Ч.Я. поставляет О.Я. материал, обработанные первично (статистическими подсчетом, классификацией, сопоставлением), а специалисты по О.Я. создают методы лингвистических исследований, которыми пользуются специалисты по Ч.Я.

 

2. Язык устроен по принципу иерархии, распадается на подсистемы, которые в свою очередь еще распадаются на подсистемы.

Виды языковых уровней:

· фонемный – описывает звуковую сторону языка)

· морфемный (морфологический)

· синтаксический (фразеология, словосочетания, уровень высказываний, сверхфразовое единство)

· лексический (лексико-семантический) – изучает значение как отдельного слова, так и целого класса слов, объединенных общностью грамматического тлил словообразовательного значения.

Фонемный уровень языка изучают фонетика (звуки речи во всем многообразии, их артикуляционные и акустические характеристики), фонология (изучает функции фонем), морфонология (раздел, который изучает фонему как часть морфемы).

Лексический уровень языка представлен лексикологией (изучает словарный состав языка и слово как его основную единицу, структуру лекс.состава языка, способы его пополнения и развития), семасиология (исследует соотнесенность слова с обозначаемым предметом действительности и выражаемым им понятием).

Морфологический уровень изучается морфологией (изучает структуру слова, его морфемный состав, части речи и принципы их выделения), словообразованием (строение слова, средства и способы образования новых слов).

Синтаксический уровень языка изучается синтаксисом (описывает механизмы языка, которые способствуют формированию речи: способы соединения слов и словоформ в словосочетания и предложения, типы синтаксических связей слов и предложений).

Историческое развитие языка на разных языковых уровнях.

Словарный состав языка изменяется непрерывно и обновляется быстрее, чем другие структурные уровни языка. Это происходит потому, что словарный состав языка, непосредственно отражая в языке действительность с ее переменами, обязан включать новые слова для обозначения новых вещей, явлений, процессов и отстранять в запас старые. При изменении словарного состава прирост его всегда превышает убыль.

Изменения в фонетике языка подчинены действию особых фонетических законов, которые отличаются от законов природы тем, что они действуют не повсеместно, а в пределах данного диалекта, определенного языка и в пределах определенного времени.

Грамматический строй в языке очень устойчив и подвергается изменениям только в очень редких случаях. Варианты изменения грамматической структуры языка:

- перенесение из одного языка в другой несвойственной ему грамматической категории

- перенесенные из одного языка в другой словообразовательной модели (заимствование аффиксов).

 

3. Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Он понимается как явление биологическое (природное), то как явление психическое (индивидуальное), то как явление социальное (общественное). Каждая теория акцентировала разные моменты: отношение языка к мышлению, структурную организацию языка, важнейшие функции и т.д.

Язык – это сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением.

Будучи социальным явлением, язык обладает определенными функциями: коммуникативной (является средством человеческого общения) и когнитивной (является средством получения новых знаний о действительности).

Кроме двух основных функций языка выделяют эмоциональную или экспрессивную функцию (выражение чувств и эмоций человека), эстетическую, метаязыковую (язык – есть средство исследования описания языка в терминах самого языка), др.

Влияние языка на развитие общества прямое. Язык является предпосылкой и условием формирования нации, орудием и средством передачи от поколения к поколению знаний, культурно-исторических традиций.

Основные признаки языка как общественного явления:

- язык не природное, не биологическое явление, существование языка и его развитие не подчинено законам природы, языком обладают люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных.

Язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному («Речь – это индивидуальный акт воли и понимания» Ф.де Соссюр).

Основные характеристики языка и речи: