Характеристика Inland ECDIS

Охарактеризуем Inland ECDIS, основываясь на информации об европейских образцах этих систем.

Как и морская система, Inland ECDIS включает в себя аппаратное, информационное, программное обеспечение, средства общения с оператором и периферийные устройства. Эта система отображает картографическую информацию, данные навигационных приборов и результаты мониторинга процесса судовождения.

В Inland ECDIS применяют речные ЭНК и неофициальные карты: растровые и векторные. В случае использования неофициальных карт Inland ECDIS переходит в разряд ECS.

ЭНК могут производится и издаваться частными компаниями и администрациями внутренних водных путей. ЭНК, созданные частными организациями для использования в навигационном режиме, и их корректуры должны тестироваться и утверждаться компетентными властями.

Для названий файлов данных ячеек ЭНК используется восемь символов и расширение из трёх знаков. В качестве примера приведем название двух файлов немецких карт для реки Дуная - DE5D2270.000 и Рейна - DE5RH370.001.

Первые два символа в названии файла идентифицируют производителя карты.

Третий знак характеризирует назначение карты. Чаще всего это цифра 5, так как речные карты по масштабу соответствуют картам гаваней.

Четвёртый(или четвёртый и пятый) символ указывает название водного пути. Например, D – Danube (Дунай), Rh – Rhine (Рейн).

Пятая – восьмая(или шестая-восьмая) позиции предназначены для показа в километрах отстояния ячейки карты от устья реки.

Расширение файла отведено для указания номера корректуры данных ЭНК.

В Европе ячейка Inland ENC обычно охватывает 10 км водного пути.

Функции Inland ECDIS.

Чтобы соответствовать специальным условиям плавания по внутренним водным путям, в Inland ECDIS, по сравнению с морскими ECDIS, введены новые функции:

Представления средств навигации (вида буев, знаков, указателей) и текстов в специальном окне на дисплее ECDIS;

Показа изобат для действительного уровня воды и отображение индивидуальной судоходной полосы для судна в зависимости от выбранной его осадки и действительного уровня воды;

Наложения на ЭНК радиолокационного изображения с автоматическим совмещением его с картой.

Вместо имеемых в морских ECDIS режимов «Исполнительная прокладка», «Планирование пути» для Inland ECDIS установлены режимы «Информационный» и Навигационный».

С целью обеспечения высокой надёжности информации Inland ECDIS предоставляют возможность использования избыточных методов для автоматического определения позиции судна: с помощью DGPS и по данным РЛС методом совмещения радиолокационного изображения с данными электронной карты.

Для совмещения радиолокационного образа с картой (Radar-Map-Matching) в Inland ECDIS применяют специальные программные средства. Для европейских систем они были разработаны учеными Штутгартского университета и опробованы в рамках проекта «АГРО». Для выполнения уверенного совмещения данных РЛС и карты, объекты ЭНК, опознаваемые на радиолокационном изображении, должны быть отмечены специальными атрибутами в ее цифровых данных.

Одной из наиболее важных особенностей Inland ECDIS является возможность получения на экране в специальном окне выборочных описаний (pick report) информационных речных знаков. Это описание появляется при щелчке манипулятором, когда курсор наведен на интересующий оператора знак. Описание знака содержит графическое изображение его внешнего вида, объяснение его внешнего вида, объяснение назначения, дальность видимости, характеристики. Для реализации этой возможности для речных информационных знаков были разработаны новые (по отношению к морским ECDIS) символы. Кроме того, записи этих объектов в файлах карт были дополнены необходимыми графическими и текстовыми данными.

Inland ECDIS, аналогично морским, названным способом позволяют получить информацию и о других объектах карты.

Для отображения информации о глубинах относительно уровня воды в конкретный момент выполняются следующие действия:

Судоводитель вводит в систему значения текущего уровня, полученного по каналам связи из официального источника, и наименьшую глубину, которую он считает безопасной для своего судна;

На монитор выводятся в виде линий границы безопасных глубин при заданном уровне воды.

Inland ECDIS имеют сигнализацию для предупреждения судоводителя о случаях, требующих его внимания.

Inland ECDIS полностью совместимы с морскими образцами этой аппаратуры и способны отображать морские ЭНК. Ввиду того, что морские суда заходят в порты на «морских» участках рек, то Inland ENC отображаются в морских ECDIS. Рядом функций Inland ECDIS морские образцы этих систем не обладают. Inland ECDIS также не имеют полных функциональных возможностей морских одноименных систем. ECDIS для судов типа «река-море», по – видимому, должны сочетать возможности морских и речных систем.