Охрана недр.

Понятие, цели и содержание охраны земель (почв)

Правовая охрана земель - это система закрепленных законом мер, на­правленных на обеспечение рационального использования земель, сохране­ние и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к зе­мельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следу­ющиецели:

- предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприят­ные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования при­родоохранных технологий производства;

- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся дегра­дации или нарушению;

- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель (ст. 100 Земельного кодекса РСФСР).

Законодательством предусматривается комплексмер какпредупреди­тельно-восстановительного характера, так имер юридической ответственно­сти за нарушение земельно-правовых норм.

К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планиро­вание мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель. Правовые меры охраны земель реализуются путем установле­ния нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, мине­ральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель и т. д.

В обязанности землепользова­телей входят мероприятия по:

- рациональной организации земельной территории;

- защите земель от засорения и загрязнения отходами производства, хи­мическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;

- использованию земель в соответствии с целевым назначением;

- приведению земель по миновании в них надобности в состояние, при­годное для дальнейшего использования.

Правовая охрана земель обеспечивается такжемерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель.

Тема: Правовой режим использования и охраны недр.

 

  1. Юридическое понятие недр.

Недра - это часть земной коры, расположен­ная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступ­ных для геологического изучения и освоения.

Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископа­емых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хра­нят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размеще­ния различных объектов и сооружений, захоро­нения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д. Государствен­ный фонд недр составляют как используемые уча­стки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континен­тального шельфа (ст. 2 Закона РФ «О недрах»).

Объектами права недропользования являются обособленные в установ­ленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в поль­зование.

Они могут выступать в виде горного отвода - геометризированного бло­ка недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуата­ции подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).

Недра в границах территории РФ являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть пред­метом сделок, допускается лишь оборот прав пользования недрами от одного лица к другому в пределах, установленных законом. Добытые из недр полезные ископаемые представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муници­пальных образований, граждан, юридических лиц.

Правомочия собственника реализуют органы общей и специальной компетенции. Указанные органы осуществляют государственное регулирование в сфе­регорных отношений, то есть общественных отношений, связанных с геоло­гическим изучением, использованием и охраной недр территории России и ее континентального шельфа. Законодательство, регулирующее горные отношения, складывается из ряда федеральных законов и других нормативных актов. Основополагаю­щим кодифицированным актом в системе законодательства о недрах являет­ся Закон РФ «О недрах».

  1. Право пользования недрами.

Право пользования недрами - это система пра­вовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и ис­пользования недр, права и обязанности недропользователей. Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющи­еся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторожде­ния полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минерало­гического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его за­регистрировать и получить поощрительное вознаграждение.

К пользователям недр или привлекаемыми ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности

Содержание права недропользования составляют права и обязанности субъектов по использованию недр. Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, науч­но-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

Основанием возникновения права недропользования яв­ляется сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимаетлицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и ох­раной недр. Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее вла­дельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответ­ствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех ви­дов права недропользования. Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоста­вившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, услови­ях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его доле­вом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на гео­логическую информацию и др.

Порядок и основания предоставления лицензий подробно урегулированы Поло­жением о порядке лицензирования пользования недрами.

По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведениеконкурсов и аукционов. Основные крите­рии, которые при этом учитываются, - это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изуче­нию и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответ­ствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий. По результатам конкурса или аукциона принимаетсясовместное реше­ние органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выда­чи лицензии.

Основаниями прекращения права недропользова­ния являются:

- истечение установленного в лицензии срока пользования;

- отказ владельца лицензии от права пользования недрами;

- возникновение условия, указанного в лицензии, с наступлением кото­рого прекращается право недропользования;

- переоформление лицензии с нарушением требований закона.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О недрах»пользователь недр имеет право:

- использовать предоставленный ему участок недр в соответствии с це­лями, обозначенными в лицензии;

- самостоятельно выбирать формы своей деятельности;

- использовать результаты своей деятельности (в соответствии с лицен­зией);

- использовать отходы своего горнодобывающего и другого производст­ва, если иное не установлено в лицензии;

- ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода;

- проводить геологическое изучение недр в границах горного отвода;

- обращаться в компетентные органы по поводу пересмотра условий ли­цензии при возникновении новых обстоятельств.

Вместе с темпользователь несет обязанности по:

- соблюдению законодательства о недрах;

- соблюдению требований технических проектов, недопущению потерь, выборочной отработки полезных ископаемых;

- ведению геологической и иной документации и представлению досто­верной геологической информации в компетентные государственные органы;

- безопасному ведению работ, связанных с недропользованием;

- соблюдению правил охраны недр, окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с недропользованием;

- приведению участков земли и других природных объектов в состояние, пригодное для дальнейшего использования;

- обеспечению сохранности или ликвидации горных выработок и буро­вых скважин в соответствующих случаях;

- выполнению условий лицензии;

- своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами.

Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых при­родных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их ох­раны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются го­сударственный учет (ведение кадастра), государственная экспертиза и государственная регист­рация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для ра­ционального комплексного использования недр, определения платы за поль­зование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экс­пертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

Государственной регистрации - включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологи­ческому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

К числу правовых мер охраны недр относятся такжеобязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых.

Специфической особенностью деятельности по охране недр являетсяох­рана геологической информации.Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, ус­ловиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собствен­ности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя. Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Необходимым элементом деятельности по охране недр являетсягосудар­ственный контроль в сфере отношений недропользования. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными.

Особая форма правовой охраны недр состоит взаповедной охране уни­кальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, мине­ралогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памят­никами природы или культуры.