Охрана недр.
Понятие, цели и содержание охраны земель (почв)
Правовая охрана земель - это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующиецели:
- предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства;
- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель (ст. 100 Земельного кодекса РСФСР).
Законодательством предусматривается комплексмер какпредупредительно-восстановительного характера, так имер юридической ответственности за нарушение земельно-правовых норм.
К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель. Правовые меры охраны земель реализуются путем установления нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель и т. д.
В обязанности землепользователей входят мероприятия по:
- рациональной организации земельной территории;
- защите земель от засорения и загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;
- использованию земель в соответствии с целевым назначением;
- приведению земель по миновании в них надобности в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Правовая охрана земель обеспечивается такжемерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель.
Тема: Правовой режим использования и охраны недр.
- Юридическое понятие недр.
Недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д. Государственный фонд недр составляют как используемые участки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (ст. 2 Закона РФ «О недрах»).
Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в пользование.
Они могут выступать в виде горного отвода - геометризированного блока недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).
Недра в границах территории РФ являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом сделок, допускается лишь оборот прав пользования недрами от одного лица к другому в пределах, установленных законом. Добытые из недр полезные ископаемые представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муниципальных образований, граждан, юридических лиц.
Правомочия собственника реализуют органы общей и специальной компетенции. Указанные органы осуществляют государственное регулирование в сферегорных отношений, то есть общественных отношений, связанных с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России и ее континентального шельфа. Законодательство, регулирующее горные отношения, складывается из ряда федеральных законов и других нормативных актов. Основополагающим кодифицированным актом в системе законодательства о недрах является Закон РФ «О недрах».
- Право пользования недрами.
Право пользования недрами - это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.
Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение.
К пользователям недр или привлекаемыми ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности
Содержание права недропользования составляют права и обязанности субъектов по использованию недр. Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.
Основанием возникновения права недропользования является сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимаетлицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр. Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех видов права недропользования. Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его долевом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на геологическую информацию и др.
Порядок и основания предоставления лицензий подробно урегулированы Положением о порядке лицензирования пользования недрами.
По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведениеконкурсов и аукционов. Основные критерии, которые при этом учитываются, - это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий. По результатам конкурса или аукциона принимаетсясовместное решение органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выдачи лицензии.
Основаниями прекращения права недропользования являются:
- истечение установленного в лицензии срока пользования;
- отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
- возникновение условия, указанного в лицензии, с наступлением которого прекращается право недропользования;
- переоформление лицензии с нарушением требований закона.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О недрах»пользователь недр имеет право:
- использовать предоставленный ему участок недр в соответствии с целями, обозначенными в лицензии;
- самостоятельно выбирать формы своей деятельности;
- использовать результаты своей деятельности (в соответствии с лицензией);
- использовать отходы своего горнодобывающего и другого производства, если иное не установлено в лицензии;
- ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода;
- проводить геологическое изучение недр в границах горного отвода;
- обращаться в компетентные органы по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении новых обстоятельств.
Вместе с темпользователь несет обязанности по:
- соблюдению законодательства о недрах;
- соблюдению требований технических проектов, недопущению потерь, выборочной отработки полезных ископаемых;
- ведению геологической и иной документации и представлению достоверной геологической информации в компетентные государственные органы;
- безопасному ведению работ, связанных с недропользованием;
- соблюдению правил охраны недр, окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с недропользованием;
- приведению участков земли и других природных объектов в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
- обеспечению сохранности или ликвидации горных выработок и буровых скважин в соответствующих случаях;
- выполнению условий лицензии;
- своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами.
Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.
Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки.
Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет (ведение кадастра), государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.
Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.
Государственной регистрации - включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.
К числу правовых мер охраны недр относятся такжеобязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Специфической особенностью деятельности по охране недр являетсяохрана геологической информации.Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, условиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собственности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя. Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.
Необходимым элементом деятельности по охране недр являетсягосударственный контроль в сфере отношений недропользования. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными.
Особая форма правовой охраны недр состоит взаповедной охране уникальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры.